«Дружина»

Дружина в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Дружина»

Источники

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    является таким же необходимым элементом в древнерусском обществе, как и князь. И как охранитель волости от внешних врагов, и как устроитель внутреннего порядка князь нуждается в целой группе помощников. Эти помощники князя и составляют Д. Отсюда двоякое значение дружинников в Древней Руси: значение военной силы, всегда готовой к бою, и значение советников и слуг князя. Как военная сила, Д. помогает князю в добывании выгодного стола, поднимает значение князя в глазах народа: князь, который сумел сгруппировать вокруг себя наибольшее количество искусных воинов, является наиболее надежным защитником своей волости — а это имело громадное значение в эпоху постоянной напряженной борьбы с иноплеменниками. Поэтому князья ценят свою Д., берегут ее, щедро одаряют. Дружина в удельный период не связана с землей, а только с князем. Самый этнографический состав Д. не отличался однородностью: в княжеских дружинах XI—XII вв. встречаются варяги, русские, финны, тюрки, поляки, венгры. Отношения Д. к князю основаны на свободном договоре. Вступление в Д. и выход из нее свободны: недовольный князем дружинник всегда может покинуть его и перейти к другому. Численный состав Д. был различен, но вообще можно думать, что княжеские Д. не превышали нескольких сот человек. Для крупных военных предприятий одной Д. было, конечно, недостаточно; в таких случаях главную силу составляло земское ополчение, вои, Д. же являлась как бы ядром войска и составляла, вероятно, главную часть конницы. В XI—XII вв. Д. резко делится на два слоя: Д. старейшую, лепшую (лучшую), переднюю, и Д. молодшую. Первую составляли княжие мужи, бояре; они занимали высшие должности, военные и гражданские, — посадника, тысяцкого, воеводы; они же были советниками князя. Младшая Д. заключала в себе, по-видимому, несколько разрядов: детские, отроки, мечники, гриди, пасынки, дети боярские. Есть мнение (проф. Сергеевича), что отроки составляли низший разряд младшей Д. и исполняли служебные обязанности при княжеском дворе; между ними могли быть несвободные люди, холопы, детские же состояли исключительно из свободных. Сверх военной службы члены младшей Д. исполняют различные поручения князя, сопровождают его в качестве свиты и телохранителей. В советах князей младшая Д. не участвует, за исключением военных советов, на которые допускались даже инородцы, участвовавшие в походе в качестве союзников. В летописи есть упоминания о том, что у некоторых старейших дружинников были свои собственные Д. Князь содержит Д. на те доходы, которые он получает с волости; кроме того, Д. получает часть военной добычи. За убийство старшего дружинника взимается двойная вира; с течением времени князья стараются распространить двойную виру и на младших дружинников. В случае смерти князя Д. большею частью переходила к его преемнику. Таким образом в княжестве иногда являлось две Д., старая и новая, между которыми почти всегда возникало соперничество. Первая обыкновенно претендует на старшинство; но вторая естественно пользуется большим доверием князя, с которым она пришла. С утверждением в некоторых областях отдельных ветвей Рюрикова дома Д. приобретает более оседлый, местный характер; в XII в. дружинники владеют уже земельною собственностью. В княжествах северо-восточных с изменением характера княжеской власти меняется и характер Д.: она постепенно слагается в служилое сословие, наделенное землей.

    Ср. Загоскин, "Очерки организации и происхождения служилого сословия в допетровской Руси"; Беляев, "О Д. и земщине". ("Временник М. общ. ист. и др. рос.", I); Погодин, "О посадниках, тысяцких, воеводах и тиунах", (Временник, I); его же, "Исследование о древней русской аристократии" ("Москвитянин", 1847); Сергеевич, "Вече и князь"; Ключевский, "Боярская дума древней Руси".

    Е. К.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    I

    Дружи́на

    1) отряд воинов, объединявшихся вокруг племенного вождя, а затем князя, короля; дружинная военная организация наиболее характерна для периода разложения родового строя и зарождения феодальных отношений. У древних германцев (См. Германцы) Д. засвидетельствована историческими источниками 1 в. до н. э. как временная, а с 1 в. н. э. уже как постоянная. Вождь и Д. были связаны взаимными обязательствами: Д. должна была защищать вождя, вождь — содержать Д. Дружинники, обогащаясь за счёт военного грабежа, постепенно превращались в военно-аристократическую верхушку племени. Согласно варварским правдам (См. Варварские правды), они составляли привилегированный слой, часто обладавший повышенным Вергельдом. Д. способствовала возвышению вождя племени и возникновению королевской власти. Социальная роль Д. у германских племён особенно возросла в период их вторжений на территорию Западной Римской империи (4—6 вв.). Дружинники в результате завоеваний и последовавших затем королевских пожалований приобретали земельные владения и вливались в формировавшийся класс феодалов. Д. часто служили не только королю (князю), но и частным лицам — крупным земельным собственникам. С развитием феодальных отношений дружинная организация уступила место вассальным отношениям и соответствующей военной организации. Существование дружинных отношений характерно и для других народов.

    Лит. см. при ст. Германцы.

    В Древней Руси Д. появляется в 9 в. Во главе её стоял князь. «Старшая» Д. состояла из немногих, наиболее знатных дружинников, бывших близкими советниками князя. Старшие дружинники нередко получали от князя права сбора дани в некоторых областях в свою пользу и имели свои Д. «Молодшая» Д. состояла из «гридей», «отроков», «детских» и др. воинов, составлявших основную массу Д. и привлекавшихся также для выполнения различных поручений. С развитием феодального землевладения дружинники превращались в земельных собственников — бояр. Д. князей существовали до 16 в., когда были ликвидированы удельные княжества.

    Лит.: Срезневский И. И., Материалы для словаря древнерусского языка, т. 1, М., 1958; Греков Б. Д., Киевская Русь, [М.], 1953.

    2) Д. формировались также в ходе революций 1905—07 и 1917 различными партиями из числа рабочих, студентов, демократических слоёв городского населения (см. Боевые дружины 1905-07, Военные и боевые организации большевиков).

    II

    Дружи́на

    посёлок городского типа, центр Абыйского района Якутской АССР. Пристань на левом берегу Индигирки, у впадения в неё р. Дружина. Мясо-молочный комбинат, совхоз.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. дружи́на;
    2. дружи́ны;
    3. дружи́ны;
    4. дружи́н;
    5. дружи́не;
    6. дружи́нам;
    7. дружи́ну;
    8. дружи́ны;
    9. дружи́ной;
    10. дружи́ною;
    11. дружи́нами;
    12. дружи́не;
    13. дружи́нах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Ожегова

    ДРУЖИ́НА, -ы, жен.

    1. В Древней Руси: приближенные князя, а также княжеское войско.

    2. В царской армии: ополченская войсковая часть, соответствующая полку.

    3. Группа (обычно военизированная), отряд. Пожарная д. (добровольная пожарная команда; устар.). Добровольная народная д. (по охране общественного порядка).

    | прил. дружинный, -ая, -ое.

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    , ж.

    1.

    Вооруженный отряд при князе в древней Руси, составлявший основное ядро княжеского войска, участвовавший в управлении княжеством и личным хозяйством князя-феодала.

    С дружиной своей, в цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне. Пушкин, Песнь о вещем Олеге.

    2.

    Отряд воинов, объединявшихся вокруг племенного вождя в странах Западной Европы.

    3.

    Войсковое подразделение, войсковая часть в ополчении в царской России.

    — Я по-настоящему ополченный офицер, только моей дружины тут нет; я потерял своих. Л. Толстой, Война и мир.

    4.

    с определением.

    Группа, отряд, добровольное объединение, созданные с какой-л. целью.

    Пожарная дружина. Пионерская дружина. Санитарная дружина. Народная дружина.

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толковый словарь Ушакова

    ДРУЖИ́НА, дружины, жен.

    1. В древней Руси - ближайшие княжеские слуги, важнейший отряд княжеского войска (ист.). «С дружиной своей в цареградской броне князь по полю едет на верном коне.» Пушкин.

    || чаще мн. Войско (поэт. устар.). «Пальбой отбитые дружины, мешаясь, падают во прах.» Пушкин.

    2. В старой армии - отдельная войсковая часть в ополчении (дорев.).

    || Рабочий отряд на военных работах (дорев.). Инженерно-строительные дружины.

    3. Артель, товарищество (обл.).

    4. Добровольная организация молодежи в помощь милиции (неол.).

    Боевая дружина (полит.) - революционный отряд вооруженных рабочих. Боевые дружины организовывались большевиками в период подготовки вооруженного восстания. В октябре 1905 года большевистские боевые дружины героически сражались на баррикадах. Пожарная дружина (офиц.) - добровольческая организация для борьбы с пожарами.

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Толковый словарь Ефремовой

    I

    ж.

    1.

    Вооруженный отряд при князе, составлявший ядро его войска и помогавший ему в управлении княжеством (на Руси IX - XIII вв.).

    2.

    Войско, рать.

    3.

    Воинское подразделение в нерегулярных ополченских войсках (в Российском государстве до 1917 г.).

    II

    ж.

    Группа, отряд, созданные на добровольной основе с какой-либо целью.

  13. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  14. Большой энциклопедический словарь

    ДРУЖИНА - 1) отряд воинов, объединявшихся вокруг племенного вождя в период разложения родового строя, а затем князя (короля) и составлявший привилегированный слой общества.

    2) Вооруженные отряды при князе в Др. Руси, участвовавшие в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя. Делились на "старшую" (наиболее знатные и близкие лица - "княжие мужи") и "молодшую" - "гриди" и "отроки".

  15. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  16. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  17. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  18. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    дружи́на ст.-слав. дроужина συνοδία, συστρατιῶται, ἑταῖροι (Супр.), болг. дружи́на, сербохорв. дру̀жина, словен. družína, чеш. družina, польск. drużyna "отряд, общество". Производное от друг. Напротив, имя собств. ж. р. Дружневна – супруга Бовы (Повесть о Бове-королевиче) не имеет ничего общего с дружи́на и происходит из франко-ит. Drusiana; см. ZfromPh 36, 30 и сл.

  19. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  20. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен.
    1) ист. bodyguard, retinue (княжеское войско в древней Руси) княжеская дружина
    2) militia unit, detachment (в царской России)
    3) squad, team, brigade пожарная дружина боевые дружиныж.
    1. (группа, отряд) squad, group;
    пожарная ~ volunteer fire-fighting squad;

    2. ист. bodyguard;
    fighting men pl.

  21. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  22. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    дружина ж 1. ист. Kriegsgefolge n 1, Mannen m pl 2. Gruppe f c, Trupp m 1, pl -s боевая дружина Kampfgruppe f c пожарная дружина freiwillige Feuerwehr

  23. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  24. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    ж

    1)ист. Kriegsgefolge n, Mannen m pl

    2)Gruppe f, Trupp m, pl -s

    боевая дружина — Kampfgruppe f

    пожарная дружина — freiwillige Feuerwehr

  25. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  26. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    ж.

    1)ист. drougine f(troupe des princes dans l'ancienne Russie)

    2)(отряд) détachement m

    пожарная дружина — équipe f des pompiers

  27. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  28. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж.

    1)ист. druzhina f(guardia de los príncipes en la antigua Rusia)

    2)(отряд) milicia f, destacamento f; druzhina f(grupo de voluntarios para mantener el orden público)

    боева́я дружи́на — destacamento de combate

    пожа́рная дружи́на — equipo de bomberos

  29. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  30. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж.

    1)ист. družina(cortigiani e soldati di un principe nella Russia antica)

    2)(отряд) squadra

    добровольная народная дружина — družina(squadra di volontari a sostegno dell'ordine pubblico)

  31. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  32. Энциклопедический словарь

    ДРУЖИ́НА -ы; ж.

    1. В Древней Руси: приближённые князя, составлявшие ядро его войска и участвовавшие в управлении государством - княжеством и феодальным владением князя. * С дружиной своей, в цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне (Пушкин).

    2. Устар. Войско, рать. Вражеские дружины двинулись на Русь.

    3. В России до 1917 г.: войсковое подразделение, войсковая часть (по преимуществу в войсках ополчения). Ополченские дружины.

    4. с опр. Группа, отряд, добровольное объединение, созданные с какой-л. целью. Пожарная д. Санитарная д. Добровольная народная д. (общественная организация по охране общественного порядка). Пионерская д. (в СССР: объединение нескольких пионерских отрядов).

    Дружи́нный, -ая, -ое.

    * * *

    дружи́на

    1) отряд воинов, объединявшихся вокруг племенного вождя в период разложения родового строя, а затем князя (короля) и составлявший привилегированный слой общества. 2) Вооруженные отряды при князе в Древней Руси, участвовавшие в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя. Делились на «старшую» (наиболее знатные и близкие лица — «княжие мужи») и «молодшую» — «гриди» и «отроки».

    * * *

    ДРУЖИНА

    ДРУЖИ́НА, отряд воинов, объединявшихся вокруг племенного вождя, а затем князя (короля) и составлявший привилегированный слой общества. Дружинная военная организация характерна для периода разложения родового строя и зарождения государства. У древних германцев дружина засвидетельствована историческими источниками 1 века до н.э. как временная, а с 1 века н.э. как постоянная. Вождь и дружина были связаны взаимными обязательствами: дружина должна была защищать вождя, вождь — содержать дружину. Дружинники, обогащаясь за счет военного грабежа, постепенно превращались в военно-аристократическую верхушку племени. Согласно варварским правдам, они составляли привилегированный слой, часто обладавший повышенным вергельдом. Дружина способствовала возвышению вождя племени и возникновению королевской власти. Социальная роль дружины у германских племен особенно возросла в период их вторжений на территорию Западной Римской империи (4—6 вв.). Дружинники в результате завоеваний и последовавших затем королевских пожалований приобретали земельные владения и вливались в формировавшийся класс феодалов. Дружины часто служили не только королю (князю), но и частным лицам — крупным земельным собственникам. С развитием феодальных отношений дружинная организация уступила место вассальным отношениям и соответствующей военной организации. Существование дружинных отношений характерно для многих народов.

    В Древней Руси дружина появилась в 9 веке. Во главе ее стоял князь. «Старшая» дружина состояла из немногих, наиболее знатных дружинников, бывших близкими советниками князя. Старшие дружинники нередко получали от князя права сбора дани в некоторых областях в свою пользу и имели свои дружины. «Молодшая» дружина состояла из «гридей», «отроков», «детских», составлявших основную массу дружинников и привлекавшихся для выполнения различных поручений. С развитием феодального землевладения дружинники превращались в земельных собственников — бояр. Княжеские дружины существовали до 16 века, когда были ликвидированы удельные княжества.

    В общеязыковом смысле дружиной называют группу лиц с военизированной формой организации, но не обязательно для военных целей (например, пионерская дружина, пожарная дружина). В царской армии дружина народного ополчения соответствовала полку. В дореволюционные годы дружинами называли военизированные формирования различных политических организаций (боевые дружины).

  33. Источник: Энциклопедический словарь



  34. Советская историческая энциклопедия

    1) В древнейшем значении - сообщество, объединение людей. В этом смысле Д. назывались члены др.-рус. общины верви; в 14-15 вв Д. именовались члены артелей иконописцев и т. п. 2) Отряд конных воинов, объединявшихся вокруг племенного вождя, а затем короля, князя; воен. организация, характерная для строя военной демократии, для периода разложения родового строя и зарождения феод. отношений. У древних германцев Д. появились в 1 в. до н. э. как временные, а с 1 в. н. э. уже как постоянные воен. объединения и составляли ядро герм. войска. Вождь и Д были связаны взаимными обязательствами. Д. должна была защищать вождя, последний - содержать Д. Члены Д., обогащаясь за счет воен. грабежа, постепенно превращались в военно-аристократич. верхушку племени. В Д., писал Энгельс, "...таился уже зародыш упадка старинной народной свободы..." ("Происхождение семьи, частной собственности и государства", 1963, с. 161). Способствуя возвышению племенного вождя, тем самым Д. содействовала появлению королев. власти. Во время вторжении герм. племен на терр. Рим. империи (4-6 вв.) дружинники, в результате завоеваний и последовавших затем королев. пожалований, приобретали значит. зем. владения ("оседание Д. на землю") и в процессе развития феод. отношений превращались в феодалов. Д. часто имелась не только у короля, но и у частных лиц - крупных зем. собственников. В качестве воен. организации Д. (так же как и народное ополчение) уступила место феод. ополчению сеньоров.

    Рус термину "дружинники" соответствовали термины: левды (букв. - люди) у мн. германцев, антрустионы - у франков, гезиты, затем тэны - у англо-саксов, газинды - у лангобардов, сайоны - у готов и др.; иногда в герм. законах использовалась рим. (лат.) терминология (букцеллярии, fideles - верные, - зарождение дружинных отношений происходит еще в период Рим. империи). В Китае термины, близкие к понятию "дружинник", - чэнь, ши (в их первонач. значении), у монголов - нукеры.

    Лит.: Неусыхин А. И., Возникновение зависимого крестьянства в Западной Европе VI-VIII веков, М., 1956; Корсунский А. Р., О развитии феодальных отношений в готской Испании, в сб.: Ср. века, 1961, в. 19. См. также лит. при ст. Германцы.

    В Киевской Руси во главе Д. стоял князь. Вступление и выход из Д. были свободными для лично свободных мужей-воинов. Д. была ближайшей опорой княж. власти. Т. н. "старшая" Д. состояла из небольшого числа наиболее знатных дружинников, бывших близкими советниками князя. Старшие дружинники нередко получали от князя права сбора дани в нек-рых областях в свою пользу и имели свои Д. "Молодшая" Д состояла из "гридей", "отроков", "детских" и других воинов, составлявших осн. массу Д. и привлекавшихся также для выполнения различных суд.-адм. поручений. С развитием феод. землевладения дружинники превращались в земельных собственников - бояр и явились одним из осн. компонентов при формировании господств. класса феодалов. Д. князей существовали до 16 в., когда были ликвидированы удельные кн-ва.

    Лит.: Срезневский И. И., Мат-лы для словаря др.-рус. яз., т. 1, М., 1958; Греков Б. Д., Киевская Русь, (М.), 1953.

    А. М. Сахаров. Москва.

  35. Источник: Советская историческая энциклопедия



  36. Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

    По (28)
    А. Предлог с дат. пад. 1. При обозначении предмета или места, где, в пределах которого совершается действие:

    Боянъ бо вѣщіи, аще кому хотяше пѣснь творити, то растѣкашется мыслію подреву, сѣрымъ вълкомъ поземли, шизымъ орломъ подъ облакы. 2—3. О Бояне, соловію стараго времени! а бы ты сіа плъкы ущекоталъ, скача, славію, помыслену древу. 6. Тогда въступи Игорь князь въ златъ стремень и поѣха почистому полю. 8. Уже бо бѣды его пасетъ птиць подубію. 9. Съ заранія въ пятъкъ потопташа поганыя плъкы Половецкыя и рассушясь стрѣлами пополю, помчаша красныя дѣвкы Половецкыя. 10. Тъи бо Олегъ мечемъ крамолу коваше, и стрѣлˠпоземли сѣяше. 15. Тогда поРускои земли рѣтко ратаевѣ кикахуть, нъ часто врани граяхуть. 17. Чърна земля подъ копыты костьми была посѣяна, а кровію польяна: тугою взыдоша поРускои земли. 17—18. За нимъ кликну Карна, и Жля поскочи поРускои земли. 20. А въстона бо, братіе, Кіевъ тугою, а Черниговъ напастьми; тоска разліяся поРускои земли. 20. На рѣцѣ на Каялѣ тьма свѣтъ покрыла: поРускои земли прострошася Половци, акы пардуже гнѣздо. 25. Ты буи Рюриче и Давыде! Не ваю ли злачеными шеломы покрови плаваша? 29. [На Дунаи Ярославнынъ гласъ слышитъ, зегзицею незнаемь рано кычеть: Полечю, рече, зегзицею поДунаеви. 37—38]. О вѣтрѣ, вѣтрило!... Чему, господине, мое веселіе поковылію развѣя? 38. Игорь ѣдетъ поБоричеву къ святѣи Богородици Пирогощеи. 45.

    Въ четврьтую же стражю нощи иде къ нимъ Иисус, ходя поморю. И видѣвъше ѝ ученици поморю ходящь, съмятошася. Остр. ев., 71 об. (1056—1057 гг.). Не сльзы ли въдовици поланитама текуть, и въ усты ихъ нанесъшааго. Изб. Св. 1076 г., 144—144 об. Се бо не поземли ходимъ, но поглубинѣ морьстѣи. Пов. врем. лет, 34 (1377 г. ← нач. XII в.). 1149: И оттуда поиде Кыеву полкы своими, и пришедъ, ста противу святому Михаилу полугови. Ипат. лет., 383 (XV в.). На Москвѣ кони ръжут, звенит слава руская повсеи земли Рускои, трубы трубят на Коломнѣ, в бубны бьют в Серпоховѣ, стоят стязи у Дону у великого на брези. Задон. Ист.-1, 541 (кон. XVI — нач. XVII в. ← XIV в.).

    || При обозначении предмета или места, вдоль которого, рядом с которым совершается действие или располагается что-, кто-л.:

    Нъ уже, княже Игорю, утръпѣ солнцю свѣтъ, а древо не бологомъ листвіе срони: поРосі и поСули грады подѣлиша. 32. [На Дунаи Ярославнынъ гласъ слышитъ, зегзицею незнаемь рано кычеть: Полечю, рече, зегзицею поДунаеви. 37—38].

    Исходить изъ градища того Васаньскаго 7 рѣкъ, и стоить тростие велико порѣкамъ тѣмъ. Хож. Дан. игум., 97 (1496 г. ← 1113 г.). По сему же морю сѣдять варязи сѣмо ко въстоку до предѣла Симова, потому же морю сѣдять къ западу до землѣ Агнянски и до Волошьски. Пов. врем. лет, 10 (1377 г. ← нач. XII в.). А друзии сѣдоша поДеснѣ, и поСеми, поСулѣ, и нарекошася сѣверъ. Там же, 11. 1187: В то же лѣто воева Кончакъ поРси с половци, по семь же почаша часто воевати поРси в Черниговьскои волости. Ипат. лет., 653 (XV в.). 1216: И поидоша поВолзе, воююче; и пожьгоша Шешю, и Дубну, и Къснятинь, и все Поволжье. Новг. 1 лет., 55 (XIII в.).

    || При обозначении предмета, на который направлено действие.

    Испроси ножь, ...и въздвиг десницю, хотя ударити ся посьрдьцю. И притѣкъ Ахеевъ братъ, тъ его ятъ за руку. Флав. Полон. Иерус., 241 (XVI в. ← нач. XII в.). И рече богъ: Будѣта свѣтила на твръди небеснѣи, яко же сияти поземли. Шест. Ио. екз., 131 об. (1263 г.).

    2. При указании на несколько одинаковых мест, где происходит или куда направлено действие:

    Влъци грозу въсрожатъ пояругамъ. 9. Орьтъмами, и япончицами, и кожухы начаша мосты мостити поболотомъ и грязивымъ мѣстомъ, и всякыми узорочьи Половѣцкыми. 11. Галичкы Осмомыслѣ Ярославе!... Грозы твоя поземлямъ текутъ, отворяеши Кіеву врата. 30.

    862: И потѣмъ городомъ суть находници варязи. Пов. врем. лет, 18 (1377 г. ← нач. XII в.). 1230: Мьртвьци поуличамъ и потъргу и помосту повеликому от пьсъ изедаемы. Новг. 1 лет., 71 (XIII в.).

    3. При указании, согласно чему, в соответствии с чем совершается действие:

    Начати же ся тъи пѣсни побылинамь сего времени, а не позамышленію Бояню. 1—2.

    Се е истовое, пописанууму: въ зълѣ хытру душу не вълѣзе мудрость. Изб. Св. 1073 г., 4 об. Се же сътворено бысть подрѣвнему пророчеству, еже пророчествова Исаия прѣжде 600 лѣтъ. Флав. Полон, Иерус., 466 (XVI в. ← нач. XII в.). 907: И мужи его (Олега) поРускому закону кляшася оружьемъ своим, и Перуном. ...и утвердиша миръ. Пов. врем. лет (Радз.), 25 (XV в. ← нач. XII в.). И сами въ себѣ съвѣть сътвориша, и яко поже слову всѣх, Стефана игумена себѣ нарекоша, быти. Патер. Печ. (Абр.), 72 (XV в. ← XIII в.). Начаша ти повѣдати подѣлом и побылинам. Задон. Унд., 535 (XVII в. ← XIV в.). А о которыхъ дѣлѣхъ въ сей грамотѣ указу не написано, и тѣ дѣла вершити посудебнику. ААЭ, I, 282 (1561 г.).

    || При указании на соразмерность с чем-л., соответствие чему-л.

    Даже не умьреши, добро сътвори другу, и посилѣ своеи простьри руку, и даждь убогыимъ посилѣ своеи. Изб. Св. 1076 г., 167 об. Ихъ же цесарь съвокупи, а отьць постави, то и вы хранители чьсти, подавающе им ладно и повъзрасту. Флав. Полон. Иерус., 212 (XVI в. ← нач. XII в.). Кто бо доволенъ вся поряду списати добраа управлениа сего блаженаго мужа и кто да възможеть подостоанию сего доблесть похвалити? Патер. Печ. (Абр.), 70 (XV в. ← XIII в.).

    || При указании на сходство, подобие кого-, чего-л.

    На свѣтилници же бысть 7 свѣщникъ поподобию 7 звѣздъ небесных, нареченыа планитъ. Флав. Полон. Иерус., 370 (XVI в. ← нач. XII в.). Дияволу же зѣло скъръбящю, глаголаше ему: Оканьне, почто не милуеши тѣла своего, пообразу божию създанааго, нъ тако без милости биеши? Ж. Нифонта, 253 (1219 г.). Князь благъ во странахъ — тих, увѣтливъ, кротокъ, съмѣренъ, — пообразу божию есть. Ж. Алекс. Нев. (Б), 175 (1486 г. ← XIII в.). И сиа (церковь) вся въ чинъ и въ подобие сътвори пообразу великыя тоа церкве богознаменаныа. Патер. Печ. (Абр.), 12 (XV в. ← XIII в.).

    4. При указании на распределение количества, веса, стоимости:

    А князи сами на себе крамолу коваху, а поганіи сами, побѣдами нарищуще на Рускую землю, емляху дань побѣлѣ отъ двора. 21. Аже бы ты былъ, то была бы чага поногатѣ, а кощеи порезанѣ. 28.

    Бѣше же ту водоносъ камянъ шесть лежящь по очищению июдеиску въмѣстящь подъвѣма ли потрьмъ мѣрамъ. Остр. ев., 12 (1056—1057 гг.). 859: А козари имаху на полянѣх, и на сѣверѣх, и на вятичѣхъ, имаху побѣлѣ и вѣверицѣ от дыма. Пов. врем. лет, 18 (1377 г. ← нач. XII в.). 883: Поча Олегъ воевати деревляны, и примучивъ а̀, имаше на них дань почернѣ кунѣ. Там же, 20. И повелѣ (Александр) въдати имъ землю, и пшеницю сѣмени, и пошести воловъ комуждо их. Александр., 67 (XV в. ← XII в.). Приступивше перьвии мнѣша, яко болѣ возмуть, и взяша, яко и ти посребренику. Пчела, 327—328 (XIV в. ← XIII в.).

    5. При указании на причину действия; вследствие чего, из-за чего.

    Тако Иосифу глаголющю от цесаря, разбоиници къ мучителемь грядяху, мня, яко не полюбви, но постраху молятся имъ. Флав. Полон. Иерус., 407 (XVI в. ← нач. XII в.). 1024: Ярославъ ... рекъ сице: Богъ наводить погрѣхомъ на куюждо землю гладом, или моромъ, ли ведромь, ли иною казнью, а человѣкъ не вѣсть ничтоже. Пов. врем. лет, 100 (1377 г. ← нач. XII в.). 1185: Се возда ми господь побезаконию моему и позлобѣ моеи на мя. Ипат. лет., 644 (XV в.).

    6. При указании на происхождение (через посредство кого-л.).

    Александрова жена Глафура ... родися поотьци от Тименова рода, а поматери от Истаспиискаго Дария. Флав. Полон. Иерус., 214 (XVI в. ← нач. XII в.).

    Б. Предлог с вин. пад. 1. При обозначении времени, в течение которого совершается действие.

    И нача твѣрдити град, приступившимъ римляномъ, подва дьни противляшется имъ чрѣсъ силу, но наконець ятъ бысть и с сыномъ Антигономъ, связавше и, къ Гавинию привѣдоша. Флав. Полон. Иерус., 182 (XVI в. ← нач. XII в.). 1127: Въ то же лѣто паде метыль густъ по земли и по водѣ и по хоромомъ, по2 нощи, а по4 дни. Новг. 1 лет., 21 (XIII в.). 1151: И пришедше бишася у Переяславля подва дьни; третии же дьнь ѣхаша по обычаю бится, и пѣшцѣ выринушася на нѣ из города. Ипат. лет., 442 (XV в.). 1176: Иде Вълхово опять на възводье по5 днии. Новг. 1 лет., 35 (XIII в.).

    По вся утра — каждое утро:

    Тои же звонъ слыша давныи великыи Ярославь, а сынъ Всеволожь Владимиръ по вся утра уши закладаше въ Черниговѣ. 15.

    вьсь (вып. 1, стр. 109—110).
    2. При указании отрезка времени или события, после которого происходит что-л.

    По отьчи бо скончании старѣиши Аристаулъ власть на цесарьство преврати и возложи на ся вѣнець, пѣрвыи по400 лѣт и по70 и по1 лѣт, и по3 мѣсяци пришествия людьскаго от Вавилона. Флав. Полон. Иерус., 171 (XVI в. ← нач. XII в.). Глагола (Ирод): О цесарю, мене Антонии поставилъ цесаремь. Повѣдаю ти, яко въ всем угодник цесарю бых Антониеви. ...И ни поАнтиовьску побѣду уставих благостроителя моего. Там же, 203.

    3. Для обозначения предела, границы действия.

    Бѣаше же нѣкотърыи мужь хромъ и нѣмъ, и уята бѣ ему нога поколѣно. Ж. Бор. Глеб. (Сказ. Усп.), 32 (XII в. ← XI в.). 988: Влѣзоша в воду, и стаяху овы до шие, а друзии до персий, младии же поперси от берега. Пов. врем. лет, 81 (1377 г. ← нач. XII в.). 1026: И раздѣлиста поДнѣпръ Русьскую землю: Ярославъ прия сю сторону, а Мьстиславъ ону. Там же, 100. 1148: И в то время уже бысть вода по Волзѣ и по Молозѣ почрево коневи на леду. Ипат. лет., 371 (XV в.). 1204: И пожьженъ бысть град и церкви ... и святое Софие притворъ погорѣ... а семо поЦесаревъ затворъ и до Суда погорѣ. Новг. 1 лет., 46—47 (XIII в.).

    4. При числительных, обозначающих распределение количества, меры, веса, цены: по скольку.

    Два же столпа створена мѣдяна, локоть имуща кыиждо ею 35 въ высоту и главы ею имуща по5 локотъ. Хрон. Амарт., 140 (XIII—XIV вв. ← XI в.). И дань възложи на июдѣя подва златника от мужа, да на вся лѣта несуть въ Капеталию. Флав. Полон. Иерус., 452 (XVI в. ← нач. XII в.). 945: Деревляне же ради бывше, и собраша от двора по3 голуби и по3 воробьи, и послаша к Ользѣ с поклономъ. Пов. врем. лет, 43 (1377 г. ← нач. XII в.). Да со всякыя головы емлють подвѣ шекшени пошлини на Бута, а с коней почетыре футы. Хож. Аф. Ник., 18 (кон. XV — нач. XVI в. ← 1466—1472 гг.).

    5. При указании на лицо или предмет, за которым посылают, кого призывают.

    Посла (Святополк) поблаженааго Глѣба, рекъ: Приди въбързѣ, отьць зоветь тя и не съдравить ти вельми. Ж. Бор. Глеб. (Сказ. Усп.), 19 (XII в. ← XI в.). И инии от конникъ, егда идяху на древоимание или потраву, в то врѣмя, снемше узды с конь, пущахуть я. Флав. Полон. Иерус., 408 (XVI в. ← нач. XII в.). 945: И заутра Волга, сѣдящи в теремѣ, посла погости, и придоша к нимъ, глаголюще: Зоветь вы Ольга на честь велику. Пов. врем. лет., 41 (1377 г. ← нач. XII в.). Царь Батый посла помурзы и покнязи и посанчакбеи. Пов. разор. Ряз., 14 (XVI в. ← XIV в.).

    В. Предлог с мест. пад. 1. При обозначении лица, о котором тоскуют, грустят, которое жалеют:

    Не тако ли, рече, рѣка Стугна; худу струю имѣя, пожръши чужи ручьи и стругы, ростре на кусту, уношу князю Ростиславу затвори Днѣпрь, темнѣ березѣ плачется мати Ростиславля поуноши князи Ростиславѣ. 42.

    М[а]ти же его много искавъши въ градѣ своемь и въ окрьстьныхъ градѣхъ, и яко не обрете его, плакаше ся понемь лютѣ. Ж. Феод., 49 (XII в. ← ок. 1088 г.). Им же великъ кличь бысть въ Иерусалимѣ, кождо же их посвоем сродницѣ рыдаху. ПоИосифѣ вси жаловаху до 30 дьнии. Флав. Полон. Иерус., 312 (XVI в. ← нач. XII в.). 1147: Володимиръ же посла къ Святославу Олговичу и повѣда ему: Брата ти Игоря убили. ...И тако плакася (Святослав) горко побратѣ своемъ. Ипат. лет., 355 (XV в.). 1196: Иде князь Ярославъ на Новыи търгъ, и прияша и новоторожьци съ поклономь; и жяляху понемь въ Новегородѣ добрии, а злии радовахуся. Новг. 1 лет., 43 (XIII в.).

    2. При указании на лицо или предмет, позади которого следуют, движутся.

    И възьмъше пьрвое святааго Бориса въ рацѣ деревянѣ, възьмъше на рама князи, предъидущемъ преподъбьныимъ чьрноризьцемъ съ свѣщами, а понихъ диякони, таче и прозвутери, и посихъ митрополита и епискупи, и понихъ съ ракою идяаху. Ж. Бор. Глеб. (Сказ. Усп.), 31—32 (XII в. ← XI в.). Разбоиници бо Ивеферииска пути разбиша нѣкоего, именем Стефана. И Куманъ посла по ближним вѣсемь и связа вся: почто не гнавше поразбоиницѣх, не изимасте ихъ? Флав. Полон. Иерус., 265 (XVI в. ← нач. XII в.). 1149: Въѣха переже всихъ въ противныя, и дружина его понемъ ѣхаша. Ипат. лет., 390 (XV в.).

    3. При указании на совершение действия после чего-л., вслед за чем-л.

    Понеже покрштеньи съгрѣшихомъ и грѣхы осквьрнихомъся, нѣ ли намъ спасению надежда? Изб. Св. 1076 г., 198. По убиении же Июды, брата его Иоанн, по томь же братъ их Ионафи приемь ту власть. Флив. Полон. Иерус., 169 (XVI в. ← нач. XII в.). И абие попятом дни сна възва цесарь на судище. Там же, 251. 1043: Потрехъ же лѣтѣхъ миру бывшю, пущенъ бысть Вышата в Русь къ Ярославу. Пов. врем. лет, 104 (1377 г. ← нач. XII в.). Подесятихъ же дьнехъ вниде Александръ къ Филипу, и сѣдъ у него, и рече к нему. Александр., 24 (XV в. ← XII в.).

    4. Для обозначения лица, в защиту которого совершается действие.

    1144: Галичане же всю недѣлю бишася поИванѣ с Володимиром, и нужею отворишася в недѣлю маслопустную. Ипат. лет., 317 (XV в.). 1157: И въсташа на князя Мьстислава на Гюргевиця, и начяша изгонити из Новагорода, търговыи же полъ сташа въ оружии понемь. Новг. 1 лет., 30 (XIII в.).

  37. Источник:



  38. Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

    Дружина (7)
    1. Близкие слуги князя, составлявшие его постоянное войско:

    И рече Игорь къ дружинѣ своеи: „Братіе и дружино! луце жъ бы потяту быти, неже полонену быти; а всядемъ, братіе, на свои бръзыя комони да позримъ синего Дону“. 5—6. Се бо Готьскыя красныя дѣвы въспѣша на брезѣ синему морю, звоня Рускымъ златомъ, поютъ время Бусово, лелѣютъ месть Шароканю. А мы уже дружина жадни веселія. 25—26. Ты буи Рюриче и Давыде! Не ваю ли злачеными шеломы по крови плаваша? Не ваю ли храбрая дружина рыкаютъ акы тури, ранены саблями калеными на полѣ незнаемѣ? 29. Единъ же Изяславъ, сынъ Васильковъ, позвони своими острыми мечи о шеломы Литовскыя, притрепа славу дѣду своему Всеславу, а самъ подъ чрълеными щиты на кровавѣ травѣ притрепанъ Литовскыми мечи. И с хотию на кровать, и рекъ: „Дружину твою, княже, птиць крилы пріодѣ, а звѣри кровь полизаша“. 33—34. Здрави князи и дружина, побарая за христьяны на поганыя плъки! Княземъ слава а дружинѣ! Аминь. 45.

    Блаженыи же Борисъ яко же ся бѣ воротилъ и сталъ бѣ на Льтѣ шатьры, и рѣша къ нему дружина: Поиди, сяди Кыевѣ на столѣ отьни, се бо вси вои вои (так!) въ руку твоею суть. Ж. Бор. Глеб. (Сказ. Усп.), 15 (XII в. ← XI в.). 945: Идущу же ему въспять, размысливъ рече дружинѣ своей: „Идѣте съ данью домови, а я возъвращюся, похожю и еще“. Пов. врем. лет, 40 (1377 г. ← нач. XII в.). 971: И рече Святославъ воемъ своимъ: Ужо намъ еде пасти; потягнемъ мужьски, братья и дружино! Там же, 50. 1185: Игорь жь возрѣвъ на небо и видѣ солнце, стояще яко мѣсяць, и рече бояромъ своимъ и дружинѣ своеи. Видите ли, что есть знамение се? Ипат. лет., 638 (XV в.). 1185: Игорь же рече: Братья и дружино! таины божия никто же не вѣсть, а знамению творѣць богъ. Там же, 638. Он же (Александр) иде изъ церкви, утирая слезы, нача крепити и дружину сво[ю] и рече: Не в силах богъ, но в правде. Ж. Алекс. Нев. (Мал.), 189 (XVI в. — XIII в.).

    ∆ От краснаго града от Волыница, / По привольной реке по Дунаеви, / Иде удал-добрый молодец. / Боярьский сын Дюк Степанович, / Со своей ли со дружиной боярьскоей, / Ко святому граду ко Киеву. Рыбн. Песни (Изд. 1-е) II, 130. Молодой Вольга Всеславьевич / Справляется к дружины хороброю, / Набрал дружины хороброю / Набрал сорок стрельцёв молодых молодцёв... Онеж. былины Гильф., I, 16. Що мы ребята, мы не винныи, / В поход имемо принужденныи, / Не̃ в так малой дружинѣ, / Крутят нас по всей краині. Головацк. Галицк. нар. песни, 1, 27.
    || Войско.

    И, скопивъ велѣдушьнѣишую дружину, таковаа глаголя (Елеозар) к нимъ: О мужи блазии, дрѣвле съвѣщахомся единоумиемь, ни иному, ни римляномь, никому же, токмо богу. Флав. Полон. Иерус., 458 (XVI в. ← нач. XII в.). 1152: Изяславъ ... съкупя всю свою дружину и поиде поима съ собою Вячьславль полкъ всь, и вси Чернии Клобукы, и Кыяны лутшии, и всю Рускую дружину и поиде. Ипат. лет., 446 (XV в.). И отскочи Мамаи сѣрымъ волком от своея дружины и притече к Кафы граду. Задон. Ист.-1, 545 (XVI — нач. XVII в. ← XIV в.).

    2. Товарищи, друзья, спутники.

    Оста отрокъ въ Иерусалимѣ и не чу Иосифъ имати его. Мьнѣвъша же и въ дружинѣ сущь, идоста дьне путь, и искааста его въ рождении и въ знании. Остр. ев., 256 (1056—1057 гг.). Фивѣискыи воевода Епиминодадъ... Лакедемоняны побѣ[дивъ], на утрия дружинѣ (οι φιλοι) явися дряхлъ и невеселъ. Хрон. Амарт., 166 (XIII—XIV вв. ← XI в.). Не въ едином же градѣ живуть (еосеи), но по всѣмь градом, кождо, гдѣ кто хощеть, дружину приимъ и дом устроивъ, живеть. Флав. Полон. Иерус., 252 (XVI в. ← нач. XII в.). Дьньсь вѣрьнии единомысльно почьтѣмъ Арефу славьнааго съ дружиною своею. Стихир. XII в., 36. И постиже благодатию божиею дружина (συνοδια) его (Саввы) до 70 мужь, всѣмъ духовьномъ сущемъ всѣмъ христоносьцемъ. Ж. Саввы Освящ., 75 (XIII в.). Что Иванъ Нибуръ люпскый повѣствовале и его дружина Иньца Вландерь и Федоръ Куръ заморьскыи посолъ. Грам. 1392 г. Грам. Новг. и Псков., 82.

    3. Община.

    Будеть ли головникъ ихъ въ вьрви, то зане к нимъ прикладываеть, того же дѣля имъ помогати головнику, любо си дикую виру; нъ сплатити имъ въ обчи 40 гривенъ, а головничьство а то самому головнику, а въ 40 гривенъ ему заплатити из дружины свою часть. Пр. Рус., 123 (1282 г. ← XII в.).

    Ср. Добровольский (Смол. обл. слов): Дружина. 1) Дружина, свита. 2) Друг, товарищ, супруг. Ельн. Гринченко (Сл. укр. мови): Дружина. 2) Товарищи, дружина, слуги. Хвалиться стрілкою перед дружинкою: да нема у дружини такої стріли, як у самого пана Івана.
    Ср. И. И. Срезневский (Чтения о древнерусск. летописях. Чтение I—III. СПб., 1862. Прилож. к II тому Записок имп. Ак. наук, № 4, стр. 40): „Дружина — постоянное войско, к которому принадлежали все мужи и отроки... Они были, конечно, все всадники и меченосцы, тогда как вои были все или преимущественно пешие и вооружались чем кто мог. Непосредственный начальник княжеской дружины был сам князь. У воевод были свои дружины“. Б. А. Рыбаков (История культуры древней Руси. М. — Л., 1951, стр. 403): „Чаще всего приходилось воевать княжеской дружине. Войско собиралось только в большие походы. Но после распада Киевского государства в период феодальной раздробленности отдельные князья уже не могли собирать очень значительных военных сил, поэтому в поход обычно выступали их дружины... Число дружинников находилось в зависимости от богатства и силы князя. У некоторых князей число дружинников доходило до 3000. Дружина не была однородной: в ее состав входила крупная феодальная знать — бояре, княжие мужи, составлявшие старшую дружину, входили и зависимые от князя люди (детские, отроки и пр.), из которых формировалась «молодшая» дружина. Молодшая дружина была беднее и больше зависела от князя. В XII—XIII вв. мы видим, как многие князья в борьбе с родовитым боярством опираются на молодшую дружину. Все воины-дружинники жили по своим усадьбам, по селам, а часть молодшей дружины — при княжеских дворах. Бояре также имели своих дружинников и отроков. Помимо владения землей, на феодальных началах в качестве вассалов князя, дружинники пользовались долей в военной добыче и постоянными пожалованиями со стороны князя. Дружина (бояре, мужи) составляла постоянный совет при князе, без согласия которого князь обычно не принимал важных решений“.
    Дружина — им. пад. ед. ч.; дружинѣ — дат. пад. ед. ч.; дружину — вин. пад. ед. ч.; дружино — зват. пад. ед. ч.
  39. Источник:



  40. Большой Энциклопедический словарь

  41. Источник: