«Каннибализм»

Каннибализм в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Каннибализм»

Источники

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    или антропофагия, людоедство. Название "каннибалы" произошло от "Каниба" — имени, которым называли Колумбу жители Багамских островов обитателей Гаити, страшных будто бы людоедов. Впоследствии название "каннибал" стало равнозначительным антропофагу, хотя, по Геррера, "canibal" значило собственно "храбрый". О племенах людоедов упоминают уже многие писатели древности и путешественники средних веков; у них же встречаются указания на случаи людоедства и у культурных народов, вызванные голодом. В новые времена (с XVI в.) К. был найден и описан у многих народов, во всех частях света (кроме Европы). Достоверно известно, что он практикуется местами и теперь, особенно во внутренней Африке, в Меланезии, на некоторых о-вах Малайского архипелага, в Австралии, во внутренних частях Бразилии, у некоторых народов сев.-зап. Америки. Еще в начале нынешнего и в конце прошлого века К. был распространен и на многих группах о-вов Полинезии, у многих североамериканских индейцев и эскимосов, в Южн. Африке и т. д. В мифах, преданиях, языке, верованиях, обычаях имеются указания и на то, что К. не был чужд и предкам культурных народов; следы его можно констатировать в мифологии греков, в преданиях и сказках немцев и славян и т. д. Некоторые исследователи предполагают даже, что людоедство характеризует собой одну из стадий развития — род болезни, через которую должно было пройти все человечество, все племена в известный, более или менее отдаленный период их жизни. Такое предположение невозможно доказать; доисторическая археология не дает ему достаточных подтверждений. Правда, были замечены как будто некоторые следы людоедства в отложениях каменного века (пещерах) Бельгии, Италии, Франции, даже в некоторых древних могилах или курганах; но, во-первых, следы эти очень редки, недостаточно явственны и некоторыми признаются совершенно неубедительными, а во-вторых, известно много пещер и мест погребения, давших обильные остатки каменного века, в том числе и остатки человеческой трапезы, расколотые и иногда обглоданные кости различных животных — но между ними не было найдено ни одной подвергшейся подобному же раскалыванию или огладыванию кости человека. Не подлежит, однако, сомнению, что К. прежде был распространен гораздо шире, чем теперь, и что следы употребления человеческого мяса в смысле непосредственного питания им или в религиозных, суеверных и символических целях могут быть констатированы у многих народов. Вопрос о причинах, вызвавших людоедство, не разъяснен вполне и по настоящее время; они могли быть различны — то чисто физические, именно голод, то психические, соединенные с известными представлениями. С другой стороны, однажды войдя в употребление, людоедство могло поддерживаться и даже получить более широкое распространение вследствие удовольствия, вызываемого этим способом питания. Голод, недостаток в дичи и вообще в мясе — вот, по-видимому, побудительные поводы к людоедству у пешересов Огненной Земли, у жителей некоторых о-вов Полинезии, в Бразилии, хотя и тут мы знаем народы, питающиеся исключительно растительной пищей. Местами в известное время года население (напр. первобытные дикари Австралии) вынуждено вообще голодать, и тогда, в особенности если далекие поиски за дичью приводят его к столкновению с другим племенем, павшие и взятые в плен враги легко могут быть употреблены в пищу. Затем, одним из наиболее первобытных мотивов К. должна быть признана ярость, инстинктивное желание уничтожить врага в буквальном смысле этого слова. Примеры такой ярости представляет и история культурных народов, когда разъяренная толпа, убив ненавидимого ею человека, терзала его на части, пожирала его сердце, легкие и т. д. Среди дикарей такие случаи были констатированы в разных странах и в различные эпохи. Слепая ярость осмысливается впоследствии представлением, что съедением врага последний совершенно уничтожается или что его дух переходит в дух его победителя, дает ему новую силу и храбрость. Вследствие этого съедаются преимущественно известные части тела: глаза, сердце, печень, мозг, или пьется кровь и т. д., в которых особенно предполагается жизненная или одушевляющая тело сила. У некоторых народов убивались и съедались старики, чтобы душа их не умерла вместе с телом путем постепенной дряхлости, а продолжала бы жить в их потомках и сородичах. Первобытный человек не мог дойти до представления о вечности; боги должны были умирать, как и люди; даже в Греции показывались могилы Зевса, Дионисия, Афродиты и т. д. Поэтому воплощенный бог или жрец его, а также царь у некоторых народов убивались, дабы их души могли перейти еще в полной силе в души других смертных. Впоследствии вместо царя или бога в жертву стали приноситься другие лица. У семитов в важных случаях приносился иногда в жертву для блага народа царский сын; обычай принесения в жертву первенцев существовал у многих народов. В таинствах Митры приносился в жертву мальчик, тело которого съедалось потом всеми присутствовавшими; у ацтеков Мексики также был религиозный обычай съедания бога, который чествовался в течение года в образе красивого юноши. Позже съедание бога заменяется съеданием посвященного ему животного или хлеба, которому придается иногда человекообразная форма (как и теперь еще кое-где в Европе после жатвы, из первого обмолоченного хлеба). У многих дикарей людоедство заключает в себе нечто религиозное, таинственное и совершается ночью, при участии жрецов или шаманов и т. д. У других диких и варварских народов оно превращается просто в обжорство, для удовлетворения которого предпринимаются набеги на соседние племена с целью захвата пленных. Такие племена каннибалов часто в культурном отношении стоят выше их окружающих, напр. монбутту тропической Восточной Африки или жители о-вов Фиджи. Когда путешественник Швейнфурт гостил у короля монбутту, людоедство всячески скрывалось от европейца, так как королю было известно, что белые относятся к этому обычаю с отвращением. В настоящее время людоедство в больших размерах существует только во внутренней Африке и кое-где в Меланезии, преимущественно, следовательно, у темнокожих и курчавоволосых племен. Надо думать, что в скором времени, с распространением европейских колоний, людоедство окончательно исчезнет, и от него останутся только следы — в народных мифах, преданиях и верованиях. Ср. Andree, "Die Authropophagie" (Л., 1887); Воеводский, "К. в греческих мифах" (СПб., 1874): Schaffhausen в "Archiv fur Anthropologie" (т. IV); Bergemann, "Die Verbreitung der Anthropophagie" (1893); Frazer, "The Golden Rough. A study in comparative Religion" (Л., 1890), а также многие путешествия и общие этнологические сочинения Леббока, Тэйлора, Летурно, Бастиана и др.

    Д. А.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (от франц. cannibale, исп. canibal — людоед)

    1) поедание человеческого мяса, людоедство, имевшее распространение в прошлом у некоторых племён и народов. Существовали две основные формы К.: бытовая и религиозно-магическая. Бытовой К., как показывают находки обожжённых и расколотых для извлечения мозга костей, вероятно, практиковался на древнейшей стадии каменного века (См. Каменный век). Позднее, с развитием первобытнообщинного строя (См. Первобытнообщинный строй), совершенствованием производства и увеличением пищевых ресурсов бытовой К. сохранился лишь как исключительное, вызванное голодовками, явление. Среди многих племён и народов был распространён религиозно-магический К., выражавшийся в поедании различных частей тела убитых врагов, военнопленных, умерших сородичей (так называемый эндоканнибализм) и т.д. Такой обычай был основан на убеждении, что сила и др. свойства убитого переходили к поедающему. Пережиточные проявления религиозно-магического К. сохранились в некоторых обрядах современных мировых религий, например причащение (вкушение хлеба и вина, символизирующих тело и кровь Христа) в христианстве (см. Таинства).

    А. И. Першиц.

    2) Поедание животными особей того же вида. К. — одно из проявлений внутривидовой конкуренции (См. Конкуренция), являющейся фактором естественного отбора (См. Естественный отбор). Чаще наблюдается при неблагоприятных условиях среды, при переуплотнении популяции (См. Популяция)и недостатке пищи или питья. Так, в суровые зимы при массовой гибели мелких млекопитающих волки, рыси и др. крупные хищники иногда поедают друг друга; при бескормице или др. неблагоприятных условиях самки поедают своих детёнышей. Жуки — мучные хрущаки (Tenebrio) при высокой плотности популяции пожирают свои яйца, сдерживая тем самым рост численности (см. Динамика численности животных). Виды с более выраженной склонностью к К. лучше выживают при неблагоприятных условиях. Известны случаи постоянного, или облигатного, К., возникшего в процессе эволюции как полезное приспособление. Так, самки каракуртов и богомолов поедают самцов после спаривания.

    Самец американской саламандры утоляет голод, поедая часть яиц из охраняемой им кладки. Паразитические личинки некоторых наездников (Galesus) уничтожают своих собратьев в теле хозяина, т.к. в нём может прокормиться только одна особь паразита. Некоторые хищные рыбы (например, балхашский окунь) поедают свою молодь и таким образом могут существовать в водоёме, где др. пищи для них нет.

    Лит.: Механизмы биологической конкуренции. Сб. ст., пер. с англ., М., 1964.

    И. Х. Шарова.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. каннибали́зм;
    2. каннибали́змы;
    3. каннибали́зма;
    4. каннибали́змов;
    5. каннибали́зму;
    6. каннибали́змам;
    7. каннибали́зм;
    8. каннибали́змы;
    9. каннибали́змом;
    10. каннибали́змами;
    11. каннибали́зме;
    12. каннибали́змах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Малый академический словарь

    , м. книжн.

    1. Людоедство.

    2. перен.

    Зверство, жестокость, варварство.

    [франц. cannibalisme]

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    КАННИБАЛИ́ЗМ, каннибализма, мн. нет, муж. (см. каннибал) (книжн.). Людоедство у дикарей.

    || перен. Зверство, жестокость, взаимная ненависть в отношениях между людьми.

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    I

    м.

    1.

    Употребление в пищу человеческого мяса (о человеке).

    2.

    Поедание особей своего вида (о животном).

    II

    м.

    Крайняя жестокость, кровожадность, бесчеловечность.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой энциклопедический словарь

    КАННИБАЛИЗМ - в биологии - поедание животными (каннибалами) особей своего вида. Наблюдается обычно при переуплотнении популяции, недостатке пищи, воды и т. п. (напр., самки волка, рыси могут поедать свой приплод, жуки мучные хрущаки - свои яйца). Известен и постоянный каннибализм, возникший в процессе эволюции (поедание самками каракуртов и богомолов оплодотворивших их самцов.) КАННИБАЛИЗМ (от франц. cannibale - людоед) - поедание человеческого мяса, распространенное у первобытных народов. Бытовой каннибализм практиковался на древнейшей стадии каменного века, с увеличением пищевых ресурсов сохранился лишь как исключительное, вызванное голодом явление. Религиозный каннибализм сохранялся дольше, выражался в поедании различных частей тела убитых врагов, умерших сородичей; был основан на убеждении, что сила и другие свойства убитого переходили к поедающему.

  13. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  14. Современная энциклопедия

    КАННИБАЛИЗМ (от французского cannibale - людоед), поедание человеческого мяса, распространенное у первобытных народов. Бытовой каннибализм практиковался на древнейшей стадии каменного века, с увеличением пищевых ресурсов сохранился лишь как исключительное, вызванное голодом явление. Религиозный каннибализм сохранялся дольше, выражался в поедании различных частей тела убитых врагов, умерших сородичей; был основан на убеждении, что сила и другие свойства убитого переходили к поедающему.

  15. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  16. Современная энциклопедия

    КАННИБАЛИЗМ (биологическое), поедание животными особей своего вида. Обычно наблюдается при переуплотнении популяции, недостатке пищи, воды и др. Например, многие рыбы поедают своих мальков, самки волка и рыси - свой приплод. Самки каракурта и богомола съедают оплодотворивших их самцов (постоянный каннибализм).

  17. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  18. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  19. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  20. Словарь символов

    Поедание плоти есть поглощение жизненной силы поедаемого.

  21. Источник: Словарь символов



  22. Сексологическая энциклопедия

    (от фр. - людоед), поедание человеческого мяса. На ранних стадиях истории К. известен как элемент различных культов (см.: жертвоприношение). Культовый К. выражался в поедании частей тела убитых врагов, умерших сородичей; был основан на убеждении, что сила и др. свойства убитого перейдут к каннибалу. В совр. обществе иногда встречается К. на сексуальной почве. см. также: некрофагия.

  23. Источник: Сексологическая энциклопедия



  24. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж. cannibalismcannibalism

  25. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  26. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м.

    cannibalisme m

  27. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  28. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    canibalismo m

  29. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  30. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    cannibalismo тж. перен.

  31. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  32. Биологический энциклопедический словарь

    КАННИБАЛИЗМ

    (от франц. cannibale, исп. canibal — людоед) у животных, поедание особей своего вида, внутривидовое хищничество. Установлен более чем у 1300 видов. Чаще наблюдается при неблагоприятных условиях среды, переуплотнении популяции и недостатке пищи или питья. Самки более склонны к К., чем самцы, объектом К. чаще бывают неродств. особи. Жуки мучные хрущаки (Tenebrio) пожирают свои яйца (оофагия), при высокой плотности популяции, сдерживая тем самым её рост. Известны случаи постоянного, или облигатного, К., возникшего в процессе эволюции как полезное для вида приспособление. Так, самки каракуртов и богомолов поедают самцов после спаривания. Самец американской саламандры утоляет голод, поедая часть яиц из охраняемой им кладки. Паразитич. личинки нек-рых наездников (Galesus) съедают своих собратьев в теле хозяина, т. к. в нём может прокормиться только одна особь паразита. Нек-рые хищные рыбы (напр., балхашский окунь — Perca schrenki) поедают свою молодь и т. о. могут существовать в водоёме, где др. пищи для них нет. К. известен у грызунов, хищных, приматов и др. Т. о., К.— регулятор численности популяции, способствующий установлению соответствия числа особей кормовым ресурсам и выживанию популяции.

    .

  33. Источник: Биологический энциклопедический словарь



  34. Энциклопедический словарь экономики и права

    (сленг.) - ситуация на рынке, когда рост продаж одного товара ведет к падению продаж другого товара, как бы к "поеданию" одного товара другим, хотя оба они из одной группы продуктов; так происходит из-за незначительных качественных различий, но за счет разницы в цене, упаковке или лучшей рекламы.

  35. Источник: Энциклопедический словарь экономики и права



  36. Энциклопедический словарь

    КАННИБАЛИ́ЗМ -а; м. [франц. cannibalisme из исп.] Книжн.

    1. Людоедство. Случаи каннибализма во время голода.

    2. Зверство, жестокость, варварство.

    * * *

    каннибализм

    I

    (от франц. cannibale — людоед), поедание человеческого мяса. Бытовой каннибализм практикуется в основном как исключительное, вызванное голодом явление. Религиозный каннибализм — поедание различных частей тела убитых врагов или умерших сородичей (эндоканнибализм) основан на убеждении, что сила и другие свойства убитого переходят к поедающему. Близок к жертвоприношению.

    II

    (биол.), поедание животными (каннибалами) особей своего вида. Наблюдается обычно при переуплотнении популяции, недостатке пищи, воды и т. п. (например, самки волка, рыси могут поедать свой приплод, жуки мучные хрущаки — свои яйца). Известен и постоянный каннибализм, возникший в процессе эволюции (поедание самками каракуртов и богомолов оплодотворивших их самцов).

  37. Источник: Энциклопедический словарь



  38. Естествознание. Энциклопедический словарь

    (биол.), поедание ж-ными (каннибалами) особей своего вида. Наблюдается обычно при переуплотнении популяции, недостатке пищи, воды и т. п. (напр., самки волка, рыси могут поедать свой приплод, жуки мучные хрущаки - свои яйца). Известен и постоянный К., возникший в процессе эволюции (поедание самками каракуртов и богомолов оплодотворивших их самцов).

  39. Источник: Естествознание. Энциклопедический словарь



  40. Словарь бизнес-терминов

  41. Источник:



  42. Большой Энциклопедический словарь

  43. Источник: