Большая Советская энциклопедия

    (от франц. représentatif — представляющий собой что-либо, показательный)

    в статистике, главное свойство выборочной совокупности, состоящее в близости её характеристик (состава, средних величин и др.) к соответствующим характеристикам генеральной совокупности, из которой отобрана (с соблюдением определённых правил) выборочная (см. Выборочное наблюдение). Суждение о степени Р. выносится на основании рассмотрения выборочной совокупности в двух направлениях. Во-первых, она сравнивается с генеральной совокупностью в отношении всех признаков, зафиксированных как в той, так и в другой. Так, для суждения о Р. совокупности семей, отобранных для наблюдения семейных бюджетов, сравнивают их распределение по уровню заработной платы работников с аналогичным распределением по общим статистическим данным или (при отсутствии общих данных о распределении) сравнивают средние уровни заработной платы и т. д. Во-вторых, суждение о степени Р. может быть вынесено на основании колеблемости исследуемых характеристик в выборочной совокупности. Так, если по данным обследования семейных бюджетов, например, душевое потребление хлеба от семьи к семье колеблется гораздо меньше, чем потребление мяса, то это даёт основание считать Р. данной выборки в отношении потребления хлеба большей, чем в отношении мяса.

    Р. измеряется «ошибкой репрезентативности», т. е. разностью между характеристиками выборочной и генеральной совокупностей. Однако фактическая (действительная) величина указанной разности остаётся неизвестной, вследствие чего мерой Р. служит определяемая по правилам математической статистики её вероятная величина или же средняя квадратическая её возможных значений (см. также Выборочный метод).

    А. Я. Боярский.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. репрезентати́вность;
    2. репрезентати́вности;
    3. репрезентати́вности;
    4. репрезентати́вностей;
    5. репрезентати́вности;
    6. репрезентати́вностям;
    7. репрезентати́вность;
    8. репрезентати́вности;
    9. репрезентати́вностью;
    10. репрезентати́вностями;
    11. репрезентати́вности;
    12. репрезентати́вностях.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    1.

    Полнота представительства кого-либо или чего-либо.

    отт. Симптоматичность, характерность.

    2.

    Свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной - всеобщей, всеохватывающей, полной - совокупности (в статистике).

  5. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  6. Большой энциклопедический словарь

    РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ (от франц. representatif - показательный) - в статистике - соответствие характеристик, полученных в результате выборочного наблюдения, показателям, характеризующим всю генеральную совокупность. Расхождение между указанными показателями представляет собой ошибку репрезентативности, которая может быть случайной или систематической.

  7. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  8. Современная энциклопедия

    РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ (от французского representatif - представляющий), в статистике методы определения параметров выборочной совокупности (частей объекта, множества), изучение которой позволяет с достаточной обоснованностью представить состояние генеральной совокупности (объекта в целом). Например, изучение определенного числа семейных бюджетов, опрос избирателей и т.п.

  9. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  10. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен. representativeness

  11. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  12. Медицинская энциклопедия

    (франц. representation предъявление, представительство)

    в статистике — соответствие изучаемых характеристик выборочной совокупности характеристикам генеральной совокупности; учитывается при организации выборочного исследования.

  13. Источник: Медицинская энциклопедия



  14. Энциклопедический словарь экономики и права

    (от фр repriisentatif - показательный) представительность выборки статистических, экономических показателей, используемых для анализа экономических процессов и явлений. Р. зависит как от достоверности имеющихся показателей, так и от достаточности количества показателей в той совокупности, которая выбрана для анализа (такая совокупность именуется выборкой, выборочной совокупностью).

  15. Источник: Энциклопедический словарь экономики и права



  16. Философская энциклопедия

    РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ

    (отфранц. representatif — показательный, характерный), представительность, мера возможности восстановить, воспроизвести представление о целом по его части или мера возможности распространить представление о части на включающее эту часть целое. Понятие Р. широко используется в практике эмпирич. исследований в рамках т. н. выборочного метода, когда обследование целого (генеральной совокупности) сводится к обследованию части (выборки или выборочной совокупности) с последующим распространением результатов обследования выборки на генеральную совокупность. Здесь Р. выступает как понятие формальное и выражается обычно через величину и границы интервала (называемого доверит. интервалом), в котором с заданной степенью достоверности (или, как говорят, с заданной доверит. вероятностью) может оказаться определ. числовая характеристика генеральной совокупности. Величина и границы доверит. интервала поддаются расчёту и зависят от объёма генеральной совокупности, объёма выборки, способа отбора, задаваемой априори степени достоверности (доверит. вероятности), способа расчёта обследуемой характеристики и её значения для выборочной совокупности. Изучением подобных зависимостей занимается формальная теория Р., разрабатываемая в рамках одного из разделов математич. статистики — теории выборочного метода.

    Вентцель Е. С., Теория вероятностей, М., I9604; Кокpeн У., Методы выборочного исследования, пер. с англ., М., 1976.

  17. Источник: Философская энциклопедия



  18. Энциклопедический словарь

    репрезентати́вность

    (от франц. représentatif — показательный), в статистике соответствие характеристик, полученных в результате выборочного наблюдения, показателям, характеризующим всю генеральную совокупность. Расхождение между указанными показателями представляет собой ошибку репрезентативности, которая может быть случайной или систематической.

    * * *

    РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ

    РЕПРЕЗЕНТАТИ́ВНОСТЬ (от франц. representatif — показательный), в статистике(см. СТАТИСТИКА) — соответствие характеристик, полученных в результате выборочного наблюдения(см. НАБЛЮДЕНИЕ), показателям, характеризующим всю генеральную совокупность. Расхождение между указанными показателями представляет собой ошибку репрезентативности, которая может быть случайной или систематической.

  19. Источник: Энциклопедический словарь



  20. Русско-украинский политехнический словарь

    матем.

    репрезентати́вність, -ності

  21. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  22. Русско-украинский политехнический словарь

    матем.

    репрезентати́вність, -ності

  23. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  24. Энциклопедия социологии

    (от фр. representatif - показательный) - англ. representativeness; нем. Reprasen-tativitat. 1. Представительность. 2. Показатель к.-л. наблюдений в статистике и др. науках. 3. Свойство выборки отражать характеристики изучаемой генеральной совокупности.

  25. Источник: Энциклопедия социологии



  26. Социологический справочник

    свойство выборочной совокупности воспроизводить характеристики генеральной совокупности. Другими словами, Р. выборки означает, что с некоторой погрешностью можно отождествить установленное на выборочной совокупности распределение изучаемых признаков (а также средних, дисперсий, мер связи и т. п.) с их действительным распределением в генеральной совокупности или, употребляя язык статистики, найти оценки параметров генеральной совокупности.

    Существуют три основных критерия Р.: а) статистический, используемый при расчете объема выборочной совокупности, предусматривает отображение в выборке с заранее заданной погрешностью (или с желаемой точностью) контролируемых исследователями параметров генеральной совокупности. Расчеты объема выборки при этом должны проводиться параллельно по всем контролируемым признакам с последующим выбором оптимальной величины объема; б) ресурсно-экономический критерий включает в себя оценку кадрового обеспечения, стоимости проводимых исследований, времени, необходимого для исследования, применяемых методов обработки информации и пр. Поэтому проект выборки должен обеспечить заданную точность при заданных (или минимальных) затратах и ресурсах. В тех случаях, когда лимитирующим ресурсным фактором является временной или временной и стоимостный одновременно, проект выборки должен обеспечить получение ожидаемой точности в заданные сроки.

    Экономичность выборочного обследования по сравнению с обследованием всех объектов, входящих в генеральную совокупность (так называемым сплошным обследованием), является одним из основных достоинств этого метода; в) под аналитическим критерием понимаются ограничения, накладываемые на проектируемый объем выборки и детальность разработки данных содержанием задач последующего анализа. Следовательно, объем выборки должен быть таким, чтобы у исследователя была возможность сформулировать надежные выводы о статистической зависимости переменных, о взаимодействии отдельных категорий респондентов. И эти выводы прежде всего должны вытекать из желаемого для исследователя уровня значимости различий между анализируемыми признаками. Такой уровень значимости и определяет «наполняемость» клеток в таблице сопряженности этих признаков. Существует определенная зависимость между объемами выборки по сравниваемой группе и значимой разностью сравниваемых двух групп величин (в %) по анализируемому признаку. Например, если исследователь, анализируя распределение одного и того же признака, но в двух разных группах, хочет быть уверен в том, что различия этих двух сравниваемых величин значимо по крайней мере на 10-процентном уровне, то объем выборки в каждой группе должен быть не меньшим, чем 200 единиц наблюдения.

  27. Источник: Социологический справочник



  28. Российская социологическая энциклопедия

    - свойство со-вокупности выборочной (см.) воспроизводить параметры и значимые элементы структуры совокупности генеральной (см.). Термин "репрезентативная выборка" применительно к соц.-экономич. исследованиям впервые ввел в научн. лексикон норвежский статистик А. Киаэр в конце XIX в. Научн. теория выборочн. метода тогда не была еще создана. Р. у Киаэра достигалась не случайным отбором единиц, а "рациональной" организацией выборки в соответствии с определенными правилами. На современном языке "рациональная" организация означает построение стратифицированной механич. выборки, возможно, в несколько ступеней, с пропорциональным размещением единиц по стратам. В статистике понятие Р. распространяется исключительно на случайные способы формирования выборочн. совокупности, а гарантией Р. служит соблюдение правил отбора и объем выборки, достаточный для отражения с заданной точностью вариации изучаемых признаков. Степень Р. непосредственно связывается с точностью воспроизведения характеристик генеральной совокупности и рассчитывается для каждого признака с помощью аппарата математич. статистики. В социологич. исследованиях помимо вероятностных способов отбора широко используются целенаправленные и комбинированные методы организации выборки. Выборочн. совокупность в этих случаях формируется по ограниченному набору признаков, исходя из концептуального представления об объекте исследования, а требование Р. сводится к воспроизведению в выборке значимых элементов структуры и определению объема, достаточного для проверки содержательных гипотез. В то же время задача получения репрезентативной информации не является обязательной для социологич. исследований в целом. Свойства репрезентативной выборки оказываются полезными в прикладных исследованиях, когда проблема достаточно разработана и появляется необходимость в экстраполяции рез-тов на более широкую область. Репрезентативная выборка является незаменимым инструментом в опросах обществ. мнения. Для исследований, ориентированных на решение теоретич. задач, расчет совокупных количественных оценок не играет существенной роли. Приоритет отдается получению качественных выводов о направленности развития явлений, определению основных тенденций происходящих изменений. Выборочн. совокупность формируется т. обр., чтобы обеспечить представительность значимых элементов структуры и возможность содержательного описания необходимых срезов объекта. Лит.: Кауфман А.А. К вопросу о выборочном исследовании. СПб., 1911; Петренко Е.М. Репрезентативность в социологическом исследовании//Методологические проблемы использования математических методов в социологии. М., 1980; Жабский М.И. Обоснование репрезентативности социологического исследования//Социологич. исследования. 1983, № 2. Г.Н. Сотникова.

  29. Источник: Российская социологическая энциклопедия



  30. Социология: словарь

    - свойство выборочной совокупности представлять характеристику генеральной.

  31. Источник: Социология: словарь



  32. Толковый словарь по социологии

    (от фр. representatif - показательный) - англ. representativeness; нем. Reprasen-tativitat. 1. Представительность. 2. Показатель к.-л. наблюдений в статистике и др. науках. 3. Свойство выборки отражать характеристики изучаемой генеральной совокупности.

  33. Источник: Толковый словарь по социологии



  34. Словарь бизнес-терминов

  35. Источник:



  36. Большой Энциклопедический словарь

    РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ
    РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ (от франц. representatif - показательный) - в статистике - соответствие характеристик, полученных в результате выборочного наблюдения, показателям, характеризующим всю генеральную совокупность. Расхождение между указанными показателями представляет собой ошибку репрезентативности, которая может быть случайной или систематической.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  37. Источник: