Большая Советская энциклопедия

    (р. в 10-х гг. 16 в. — умер около середины 16 в.)

    русский писатель, публицист, церковный деятель. Протопоп дворцового собора в Москве, Е. входил в кружок образованных книжников, группировавшихся возле митрополита Макария (См. Макарий). Разделяя взгляды Иосифа Волоцкого о сильной и воинствующей церкви (см. Иосифляне), Е. выступал против ересей, развивая в своих сочинениях антибоярские мотивы, обличая корыстолюбие и стяжательство вельмож. В 1549 написал для молодого царя Ивана IV Васильевича важнейшее своё сочинение — трактат «Благохотящим царем правительница и землемерие» (руководство по управлению государством и измерению земли), в котором была дана утопическая программа общественного переустройства, заключающаяся главным образом в ряде земельных реформ. Он предлагал ввести для крестьян единый налог, равный 1/5 тех продуктов, которые они производят, переселить помещиков в города для быстрейшей мобилизации в случае государственной надобности. Е. считал, что феодалы должны стать как бы чиновниками государства, размер земельных владений которых зависел бы от занимаемой должности. Е. предлагал для предупреждения народных волнений улучшить положение народа рядом законодательных актов. В последние годы жизни отошёл от социальных и политических проблем и обратился к теологии.

    Лит.: Клибанов А. И., Реформационные движения в России в XIV — 1-й пол. XVI вв., М., 1960; Зимин А. А., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ЕРМОЛАЙ-ЕРАЗМ (?-сер. 16 в.) - русский мыслитель, писатель, протопоп одной из кремлевских церквей в Москве, член кружка книжников митрополита Макария. Обличал стяжательство, предлагал реформу финансового обложения и землеустройства для улучшения положения крестьян.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Философская энциклопедия

    ЕРМОЛА́Й-ЕРА́ЗМ

    (или Ермолай-Прегрешный, в монашестве – Еразм) (гг. рожд. и смерти неизв.) – рус. писатель и политич. мыслитель сер. 16 в. Протопоп дворцовой церкви, Е.-Е. принадлежал к кружку образованных книжников, группировавшихся вокруг митрополита Макария. Автор религ.-филос. концепции мира. Наиболее универсальным принципом всякого бытия, пронизывающим весь мир, является, по Е.-Е., гармония. Совершеннейшее выражение гармонии – божеств. триединство. Мир, по Е.-Е., основывается на иерархич. бесконечности троичных комплексов, отражающих божеств. универсалию отца, сына и духа. Природа состоит из триединства света, сумрака, тьмы или из триединства ветра, грозы, молнии и т.п. Человек тоже представляет триединство, внутренне – ума, слова, души, внешне – головы, туловища, конечностей и т.д. Из религ. философии Е.-Е. вытекала и утопич. концепция такого обществ. устройства, в к-ром торжествовала бы гармония. Е.-Е. предложил утопич. план общества, в к-ром между сословиями были бы "справедливо" разделены общественно-полезные функции.

    Вместе с тем Е.-Е. выступал с критикой совр. ему свободомыслящих, к-рых он "обличал" как еретиков и вероотступников.

    В. трактате "Благохотящим царем правительница и землемерие" (руководство как править гос-вом и как измерять землю), написанном для молодого Ивана IV в конце 40-х гг. 16 в., Е.-Е. выдвинул утопич. программу обществ. переустройства, заключающуюся гл. обр. в ряде зем. реформ. Е.-Е. считал, что труд крестьян является основой обществ. жизни; он обличал обществ. язвы – тяжесть повинностей, злоупотребления феод. собственников. Признавая необходимым феод. землевладение, он считал, что феодалы должны жить в городе и превратиться в государств. чиновников. Предложения Е.-Е. отражали кризис, к-рый переживало тогда крест. х-во в связи с развитием и усилением крепостнич. гнета.

    Лит.: Ρжига В. Ф., Литературная деятельность Ермолая-Еразма, в кн.: Летопись занятий Археографич. комиссии за 1923–25 годы, вып. 33, Л., 1926; Будовниц И. У., Русская публицистика XVI века, М.–Л., 1947; Клибанов А. И., "Самобытийная ересь", в сб. ст.: Вопр. истории религии и атеизма, т. 4, М., 1956; его же, Повесть о Петре и Февронии как памятник русской общественной мысли, "Историч. зап.", 1959, т. 65; его же, Сборник сочинений Ермолая-Еразма, в кн.: Тр. Отд. древнерусской лит. Ин-та русской лит. АН СССР, т. 16, 1959; Зимин Α. Α., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958.

    А. Клибанов. Москва.

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Энциклопедический словарь

    Ермола́й-Ера́зм

    (? — середина XVI в.), русский мыслитель, писатель, протопоп одной из кремлёвских церквей в Москве, член кружка книжников митрополита Макария. Обличал стяжательство, предлагал реформу финансового обложения и землеустройства для улучшения положения крестьян. Сочинения: «Повесть о Петре и Февронии», «Слово к верным» и др.

    * * *

    ЕРМОЛАЙ-ЕРАЗМ

    ЕРМОЛА́Й-ЕРА́ЗМ (1510-е гг. — середина 1550-х гг.), русский церковный деятель, публицист.

    Протопоп дворцового собора в Московском Кремле, входил в круг приближенных к митрополиту Макарию(см. МАКАРИЙ (митрополит)) образованных книжников, разделял взгляды Иосифа Волоцкого(см. ИОСИФ Волоцкий) о сильной и воинствующей церкви. В своих сочинениях выступал против ересей, обличал корыстолюбие и стяжательство бояр. В 1549 написал для царя Ивана IV Грозного(см. ИВАН IV Грозный) руководство по управлению государством и измерению земли «Благохотящим царем правительница и землемерие», в котором была дана программа реформ финансового обложения и землеустройства для улучшения положения крестьян.

    Предлагал ввести для крестьян единый налог, равный пятой части производимых продуктов, переселить помещиков в города, что позволило бы в кратчайший срок проводить дворянское войско в боевую готовность. По мысли Ермолая-Еразма феодалы должны стать государственными чиновниками, размер земельных владений которых зависел бы от занимаемой должности. Для предупреждения народных волнений Ермолай-Еразм предлагал улучшить положение простого народа рядом законодательных актов. В последние годы жизни он отошел от социальных и политических проблем и занимался чисто религиозной проблематикой.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Советская историческая энциклопедия

    (светское имя - Ермолай, в монашестве - Еразм) (р. не позже 10-х гг. - ум. не ранее 1-й пол. 60-х гг. 16 в.) - рус. мыслитель и публицист. В кон. 40-X гг. 16 в. - священник в Пскове, позже - протопоп дворцового собора Спас на Бору в Москве. В Пскове Е.-Е. написал свои первые лит. произв. - "Зрячая Пасхалия", "Послание Кир-Софронию"; возможно, он - автор "Повести о Петре и Февронии". Расцвет публицистич. деятельности Е.-Е. относится к кон. 40-х-50-м гг. 16 в., когда он написал "Поучение в своей душе", "Слово и рассуждение о любви и правде", "Слово к верным" и др. Е.-Е. разделял иосифлянскую теорию сильной воинствующей церкви (см. Иосифляне), резко выступал против ересей. В этих соч. он развивал антибоярские мотивы, обличал стяжание и корыстолюбие светских вельмож. Возмущение Е.-Е. актами обществ. и личной несправедливости сопровождается проповедью непротивления злу и ненасилия. В 1549 появился его трактат "Благохотящим царем правительница и землемерие". В нем Е.-Е. предлагал: 1) объединить многочисл. крест. повинности в единый натуральный оброк в размере 1/5 продуктов земледельч. или промыслового труда крестьян; 2) провести землемерную реформу (укрупнение землемерной единицы - замена четверти квадратной верстой) при отсутствии собственной барской запашки; переселить помещиков в города, чтобы их быстрее можно было мобилизовать в случае необходимости; 3) дворянам за службу давать только землю без дополнит. ден. вознаграждения, причем величина высшего надела не должна превышать низший более чем в 8 раз; 4) удовлетворять потребности служилых людей и гос. казны в деньгах исключительно путем реализации на гор. рынках избыточных продуктов; 5) пополнять царскую казну за счет отчуждения 1/5 доли продуктов, получаемых крестьянами на землях, отводимых специально для казны. Осн. идея проекта Е.-Е. - примирить противоречивые интересы царя, служилых людей, торговцев, крестьян при сохранении отношений феод. зависимости. Суждения Е.-Е. о значении труда "ратаев" для общества и осуждение эксплуататоров-феодалов были глубоко прогрессивны, но его позитивная программа представляла собой патриархальную антиист. утопию. В 1-й пол. 50-х гг. 16 в. он выступил с краткими посланиями Ивану IV ("Главы о увещании утешительном царем..."). В "Главах" 1553-56 он выступил с осуждением политики Ивана IV в той мере, в какой ослабевал ее созвучный убеждениям Е.-Е. дух компромисса. Одна из "утешительных глав" обращена к "В скорбех боляром и всем вельможам от сану избывших". Это предопределило его опалу.

    В последний период жизни Е.-Е. отошел от социально-экономич. и политич. проблем и обратился к теологии и теологизированной философии, выступал против еретич. учений, написав т. н. "Большую и малую трилогии", ряд кондаков и тропарей христианским святым. В этих соч. Е.-Е. пытался дать целостное теоретич. обоснование православно-ортодоксального мировоззрения. В монастыре Е.-Е. заново переписал свои соч., расположив их в таком порядке, к-рый последовательно ведет от его общих взглядов в теолого-филос. трактатах к его социальным взглядам и от них к его политич. и экономич. взглядам, изложенным в "Правительнице". Е.-Е. сознавал обществ. значение своих соч., называя их "огненным оружием", предназначенным "пожигать смыслы" ненавистных ему бояр.

    Лит.: Ржига В. Ф., Лит. деятельность Ермолая-Еразма, ЛЗАК, т. 33, Л., 1926; Будовниц И. У., Рус. публицистика XVI в., М.-Л., 1947; Зимин А. A., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958 (библ.); Колесникова Т. A., Общественно-политич. взгляды Ермолая-Еразма, Тр. ОДРЛ, т. 9, М.-Л., 1953; Клибанов А. И., Сб. соч. Ермолая-Еразма, там же, т. 16, М.-Л., 1960; его же, Повесть о Петре и Февронии как памятник рус. обществ. мысли, ИЗ, т. 65, М., 1959; его же, "Самобытийная ересь", ВИРА, т. 4, М., 1956.

  9. Источник: Советская историческая энциклопедия



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: