«Скалигер Жозеф Жюст»

Скалигер Жозеф Жюст в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Скалигер Жозеф Жюст»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    Скалигер (Scaliger) Жозеф Жюст (Йозефус Юстус) (5.8.1540, Ажен, — 21.1.1609, Лейден), французский гуманист. Итальянец по происхождению. Кальвинист (с 1562), активно участвовал в Религиозных войнах во Франции. После Варфоломеевской ночи бежал в Женеву. С 1593 жил в Лейдене, где преподавал в университете. Снискал известность комментариями к античным авторам (Варрон, Вергилий, Катони др.), исследованиями в области сравнительного языкознания: заложил основы научной хронологии античности (трактат «Исправление хронологии», 1583), разработал систему унификации летосчисления. Лит.: Bernays J., J. J. Scaliger, В., 1855.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедический словарь

    Ска́лигер Жозеф Жюст

    (Scaliger) (1540—1609), французский гуманист. Сын Ю. Ц. Скалигера. Гугенот. Комментатор античных текстов. Заложил основы научной хронологии, разработал систему унификации летосчисления.

    * * *

    СКАЛИГЕР Жозеф Жюст

    СКА́ЛИГЕР (Scaliger) Жозеф Жюст (фр. Joseph Juste, лат. Josephus Justus) (5 августа 1540, Ажен, — 21 января 1609, Лейден), гуманист, один из основоположников классической филологии, третий сын Ю. Ц. Скалигера(см. СКАЛИГЕР Жозеф Жюст), жил, главным образом, во Франции и в Голландии.

    По происхождению итальянец (настоящая фамилия отца — Бордони, Скалигер — латинизированная форма). В 1852—1855 гг. учился латинскому языку в коллегии в Бордо. Затем, до смерти своего отца (1558), обучался дома под его руководством. В 1558—1562 гг. учился в парижском университете, где изучал греческий язык (перечитав практически всех доступных на тот момент авторов), древнееврейский и арабский языки. С 1562 Скалигер становится ревностным сторонником кальвинизма(см. КАЛЬВИНИЗМ). Во вторую и третью религиозные войны Скалигер сражался простым солдатом в рядах гугенотов(см. ГУГЕНОТЫ). Известие о Варфоломеевской ночи(см. ВАРФОЛОМЕЕВСКАЯ НОЧЬ) (в ночь на 25 августа 1572) заставило его переселиться в Женеву, где он жил до 1574, преподавая там в качестве профессора. В течение следующих 19 лет Скалигер жил в разных странах Европы, в 1593 занял в качестве профессора кафедру в Лейдене, где оставался до конца своих дней.

    Своими трудами Скалигер положил основание нидерландской филологии и воспитал ее видных представителей. Скалигер выделил методы, применимые практически во всех видах гуманитарного знания. Его влияние простиралось далеко за пределы Франции и Голландии; ученый авторитет его был признан повсюду. Классические издания римских авторов и комментарии к ним, до сих пор не потерявшие своей актуальности, составляют только небольшую долю того, что было выполнено Скалигером в последнюю треть жизни, уже в бытность его в Лейдене. На греческий язык в стихотворной форме им были переведены стихотворения Катона(см. КАТОН Цензор), П. Сира и выборки из Марциала(см. МАРЦИАЛ). В сочинении «О монетном деле» («De rе nummaria», Лейден, 1606) Скалигер оценил важность монет для исторической науки. Письма Скалигера (изданы в книгах «Epistolae», Лейден, 1627, «Lettres francaises inedites», Париж, 1881) являются важнейшим источником по истории развития гуманитарной мысли 16 в. и биографиям ученых современной ему эпохи. Кроме того, ему принадлежит биографическое сочинение о его отце, «О древности и великолепии рода Скалигеров и жизни Ю. Ц. Скалигера» («Epistola de vetustate et splendore gentis Scaligerae et J. C. Scaligeri vita», 1591).

    Помимо исследований в области сравнительного языкознания, Скалигер в своих трактатах «Исправление хронологии» («De emendatione temporum», Лейден, 1583) и «Сокровищница времен» («Thesaurus temporum», Лейден, 1606) заложил основы принятой сегодня научной хронологии античности и древнего мира вообще. Эта работа стала делом всей его жизни, в ней проявились его широкие познания в языках, истории и древностях многих народов. В основу хронологии Скалигер положил хронологические сочинения Евсевия(см. ЕВСЕВИЙ Кесарийский), его предшественника Юлия Африканского и его продолжателей Иеронима(см. ИЕРОНИМ Стридонский) и Идация; все эти труды примыкали к астрономическим и хронологическим изысканиям александрийских ученых. Используя доступные ему источники, Скалигер попытался дать систематическое изложение хронологии, с таблицами вычислений и доказательными материалами. В «Сокровищнице времен» Скалигер хронологически выстроил мировую историю, объединив в ней синхронные события, происходившие в истории различных периодов, по периодам от начала ассирийского царства до середины 15 в. н. э.

    В дальнейшем хронология Скалигера неоднократно подвергалась критике, различные даты, предложенные Скалигером, были пересмотрены, другие поставлены под сомнение, однако его труд впервые объединял хронологические свидетельства самых различных античных источников. Хронологические труды Скалигера были продолжены его учеником и идеологическим врагом иезуитом Дионисием Петавием(см. ПЕТАВИЙ). Принципы исторической хронологии, разработанные Скалигером и Петавием, в 20 в. подверглись пересмотру (Н. А. Морозов(см. МОРОЗОВ Николай Александрович), А. Т. Фоменко(см. ФОМЕНКО Анатолий Тимофеевич)).

    Помимо прочего, Скалигер, как и многие ученые того времени, занимался не только богословием и филологией, но и такими естественными науками как астрономия и математика. В частности, он был квадратуристом(см. КВАДРАТУРА КРУГА) и утверждал, что сумел решить эту задачу с помощью циркуля и линейки (в 19 в. было доказано, что это невозможно).

  3. Источник: Энциклопедический словарь