Большая Советская энциклопедия

    Кулиджанов Лев Александрович (р. 19.3.1924, Тбилиси), советский кинорежиссёр, народный артист РСФСР (1969). Член КПСС с 1962. Окончил режиссёрский факультет ВГИКа (1955, мастерская С. А. Герасимова). совместно с режиссером Я. А. Сегелем поставил фильмы «Это начиналось так...» (1956) и «Дом, в котором я живу» (1957). Затем осуществил постановку фильмов «Отчий дом» (1959), «Когда деревья были большими» (1962). Картины К. отличают лиризм, предельная достоверность, нравственная красота героев, мягкий юмор. Особое место в творчестве режиссёра занимает фильм «Синяя тетрадь» (1964), где воссоздан образ В. И. Ленина. В 1970 поставил экранизацию романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». В 196465 К. председатель оргкомитета Союза работ кинематографии СССР, с 1965 первый секретарь правления Союза кинематографистов СССР. На 23 и 24-м съездах КПСС избирался членом Центральной ревизионной комиссии КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 78-го созывов. Государственная премия РСФСР (1971). Награжден орденом Ленина и медалью.

    Лит.: Кваснецкая М., Лев Кулиджанов, [М., 1968].

    О. В. Якубович.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    КУЛИДЖАНОВ Лев Александрович (р. 1924) - российский кинорежиссер, народный артист СССР (1976), Герой Социалистического Труда (1984). Фильмы: "Дом, в котором я живу" (1957, совместно с Я. А. Сегелем), "Когда деревья были большими" (1962), "Синяя тетрадь" (1964), "Преступление и наказание" (1970), "Звездная минута" (1975), т/ф "Карл Маркс. Молодые годы" (7 серий, 1980; Ленинская премия, 1982) и др. В 1965-86 1-й секретарь правления Союза кинематографистов СССР. Профессор ВГИКа (с 1977).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Кулиджа́нов Лев Александрович

    (1924—2002), кинорежиссёр, народный артист СССР (1976), Герой Социалистического Труда (1984). Фильмы: «Дом, в котором я живу» (1957, совместно с Я. А. Сегелем), «Когда деревья были большими» (1962), «Синяя тетрадь» (1964), «Преступление и наказание» (1970), «Звёздная минута» (1975), телефильм «Карл Маркс. Молодые годы» (7 серий, 1980; Ленинская премия, 1982) и др. В 1965—86 1-й секретарь правления Союза кинематографистов СССР. Профессор ВГИКа (с 1977).

    * * *

    КУЛИДЖАНОВ Лев Александрович

    КУЛИДЖА́НОВ Лев Александрович (19 марта 1924, Тбилиси — 18 февраля 2002, Москва), российский кинорежиссер, Герой Социалистического Труда (1984), народный артист СССР (1976), первый секретарь Союза кинематографистов СССР (1965—1986).

    Окончил ВГИК (мастерская С. А. Герасимова(см. ГЕРАСИМОВ Сергей Аполлинариевич)) в 1955 и тогда же дебютировал короткометражным фильмом «Дамы» (совместно с Г. Б. Оганисяном, по рассказу А. П. Чехова). Затем вместе с Я. А. Сегелем снял две ленты — «Это начиналось так» (1956) о жизни первых целинников и «Дом, в котором я живу» (1957, Кулиджанов сыграл также одну из ролей), прослеживая довоенные и послевоенные судьбы жителей одного московского двора. В этих работах проявился интерес Кулиджанова не только к современности, неизменно взаимосвязанным общественным и личным событиям, но и к образу бытования, жизни простых людей, их душевным тревогам и надеждам, обычным человеческим чувствам. Возвращение на экран близкого и понятного по своим переживаниям человека, являющегося неповторимой индивидуальностью вне зависимости от занимаемого положения в обществе, соответствовало и устремлениям самого Кулиджанова.

    Продолжив самостоятельную режиссерскую деятельность, он добился в «Отчем доме» (1959) и в лучшей своей картине «Когда деревья были большими» (1961) редкостной душевности, лиризма, искренности, теплоты, человечности интонации в рассказе о тех, кого принято называть «маленькими людьми». Даже такая маргинальная по социальным меркам личность, как пьяница Кузьма Иорданов в убедительном исполнении Ю. В. Никулина(см. НИКУЛИН Юрий Владимирович), или же кроткая девушка Наташа, готовая с радостью принять его за своего отца (удивительно светлая и чистая героиня И. И. Гулая(см. ГУЛАЯ Инна Иосифовна)), заслуживают истинного сочувствия и любви.

    Можно считать закономерным последующее обращение режиссера к миру Достоевского, хотя его экранизация «Преступления и наказания» (1970, Государственная премия РСФСР, 1971) удивила кинематографическим экспрессионизмом, подчас жесткостью и остротой изобразительного ряда. Тяга к внешней выразительности и парадоксальности сопоставлений на основе реальных событий истории и запечатленной хроники века привела Кулиджанова (несмотря на его общественные и партийные посты) к осложнениям при работе над документальным фильмом «Звездная минута» (1972, выпуск 1975) о первом в мире полете Юрия Гагарина в космос. А грандиозный проект «ХХ век» в середине 1980-х годов был осуществлен режиссером лишь частично.

    Стремление Кулиджанова очеловечить и драматизировать образы политических вождей — Ленина в «Синей тетради» (1964, по Э. Г. Казакевичу) и Карла Маркса в телесериале «Карл Маркс. Молодые годы» (1980, Ленинская премия, 1982) — обернулось полууспехом в художественном плане, а с идеологической точки зрения режиссер был вынужден идти на компромиссы и уступки, поневоле идеализируя эти неоднозначные исторические персоны.

    Два последних фильма Кулиджанова — «Умирать не страшно» (1991) и «Незабудки» (1994) — знаменуют для режиссера возвращение к себе, к своей манере 1950-х годов, доверительной по отношению к индивидуальным судьбам простых людей, только более драматизированной, не обходящей вниманием губительные изломы сталинской эпохи. Однако нельзя не отметить, что с возрастом Кулиджанов утратил раскрепощенность, естественность и ясность режиссерского письма.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Энциклопедия кино

    КУЛИДЖАНОВ Лев Александрович (19 марта 1924, Тбилиси — 18 февраля 2002, Москва), российский кинорежиссер, народный артист СССР (1976), Герой Социалистического Труда (1984), лауреат Ленинской премии (1982, за телесериал «Карл Маркс. Молодые годы»), первый секретарь Союза кинематографистов СССР (1965—1986).

    Окончил ВГИК (мастерская С. А. Герасимова (см. ГЕРАСИМОВ Сергей Аполлинариевич)) в 1955 и тогда же дебютировал короткометражным фильмом «Дамы» (совместно с Г. Б. Оганисяном, по рассказу А. П. Чехова). Затем вместе с Я. А. Сегелем (см. СЕГЕЛЬ Яков Александрович) снял две ленты — «Это начиналось так» (1956) о жизни первых целинников и «Дом, в котором я живу» (1957, Кулиджанов сыграл также одну из ролей), прослеживая довоенные и послевоенные судьбы жителей одного московского двора. В этих работах проявился интерес Кулиджанова не только к современности, неизменно взаимосвязанным общественным и личным событиям, но и к образу бытования, жизни простых людей, их душевным тревогам и надеждам, обычным человеческим чувствам. Возвращение на экран близкого и понятного по своим переживаниям человека, являющегося неповторимой индивидуальностью вне зависимости от занимаемого положения в обществе, соответствовало и устремлениям самого Кулиджанова.

    Продолжив самостоятельную режиссерскую деятельность, он добился в «Отчем доме» (1959) и в лучшей своей картине «Когда деревья были большими» (1961) редкостной душевности, лиризма, искренности, теплоты, человечности интонации в рассказе о тех, кого принято называть «маленькими людьми». Даже такая маргинальная по социальным меркам личность, как пьяница Кузьма Иорданов в убедительном исполнении Юрия Никулина (см. НИКУЛИН Юрий Владимирович), или же кроткая девушка Наташа, готовая с радостью принять его за своего отца (удивительно светлая и чистая героиня Инны Гулая (см. ГУЛАЯ Инна Иосифовна)), заслуживают истинного сочувствия и любви.

    Можно считать закономерным последующее обращение режиссера к миру Достоевского, хотя его экранизация «Преступления и наказания» (1970, Государственная премия РСФСР, 1971) удивила кинематографическим экспрессионизмом, подчас жесткостью и остротой изобразительного ряда. Тяга к внешней выразительности и парадоксальности сопоставлений на основе реальных событий истории и запечатленной хроники века привела Кулиджанова (несмотря на его общественные и партийные посты) к осложнениям при работе над документальным фильмом «Звездная минута» (1972, выпуск 1975) о первом в мире полете Юрия Гагарина в космос. А грандиозный проект «ХХ век» в середине 1980-х годов был осуществлен режиссером лишь частично.

    Стремление Кулиджанова очеловечить и драматизировать образы политических вождей — Ленина в «Синей тетради» (1964, по Э. Г. Казакевичу) и Карла Маркса в телесериале «Карл Маркс. Молодые годы» (1980, Ленинская премия, 1982) — обернулось полууспехом в художественном плане, а с идеологической точки зрения режиссер был вынужден идти на компромиссы и уступки, поневоле идеализируя эти неоднозначные исторические персоны.

    Два последних фильма Кулиджанова — «Умирать не страшно» (1991) и «Незабудки» (1994) — знаменуют для режиссера возвращение к себе, к своей манере 1950-х годов, доверительной по отношению к индивидуальным судьбам простых людей, только более драматизированной, не обходящей вниманием губительные изломы сталинской эпохи. Однако нельзя не отметить, что с возрастом Кулиджанов утратил раскрепощенность, естественность и ясность режиссерского письма.

    1954 ДАМЫ режиссер, автор сценария

    1956 ЭТО НАЧИНАЛОСЬ ТАК (см. ЭТО НАЧИНАЛОСЬ ТАК...) режиссер, автор сценария

    1957 ДОМ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ режиссер, актер

    1959 ОТЧИЙ ДОМ режиссер

    1961 КОГДА ДЕРЕВЬЯ БЫЛИ БОЛЬШИМИ режиссер

    1963 СИНЯЯ ТЕТРАДЬ режиссер, автор сценария

    1969 ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ (см. ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ (1969)) режиссер, автор сценария

    1979 КАРЛ МАРКС. МОЛОДЫЕ ГОДЫ автор сценария, режиссер

    1991 УМИРАТЬ НЕ СТРАШНО режиссер

    1994 НЕЗАБУДКИ режиссер

  7. Источник: Энциклопедия кино



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: