Большая Советская энциклопедия

    I

    Бергельсо́н

    Давид Рафаилович (12.8.1884 — 12.8.1952), еврейский советский писатель. Родился в местечке Охримово Липовецкого уезда Киевской губернии в зажиточной семье. Дебютировал повестью «Вокруг вокзала» (1909). Утончённый психологизм Б. получил яркое выражение в романе «После всего» (1913), переведённом на многие западноевропейские языки (рус. пер. «Миреле», 1941); в нём дана широкая картина жизни разных слоев еврейской буржуазии, показаны разные судьбы еврейской интеллигенции. Поиски путей в сложной действительности после Революции 1905—07 показаны в романе «Отход» (1920). В 1921 Б. уехал за границу, жил в Берлине, сотрудничал в демократической еврейской печати. Вернулся в СССР в 1929. Тема правомерности Октябрьской революции и Гражданской войны нашла выражение в романе «Мера строгости» (1926—27) и в сборнике рассказов «Бурные дни» (1927). Художественным достижением советской еврейской литературы явился роман «На Днепре» (1932—40, рус. пер. 1-й ред. 1935), эпопея о жизни и борьбе народных масс в начале 20 в., где созданы колоритные образы профессиональных революционеров. Героизму советских людей в Великой Отечественной войне посвящен сборник «Новые рассказы» (1947) и др. Б. принадлежат историческая пьеса «Принц Реубейни» (1946) и незаконченная повесть «Александр Бараш» (1946) о восстановлении народного хозяйства в 1920-х гг. Особенности стиля Б. — лирическая эмоциональность, мастерство психологической детали, строгая лаконичность языка.

    Соч.: Бам Днепр, т. 1—2, М., 1947—48; в рус. пер.— Миреле, М., 1941; Избр. произв., М., 1947; Избранное, М., 1957; На Днепре, т. 1—2, М., 1960.

    Лит.: Добрушин И., Давид Бергельсон, М., 1947; Гурштейн А., Заметки о творчестве Д. Бергельсона, в его кн.: Избр. статьи, М., 1959.

    Д. Р. Бергельсон.

    II

    Бергельсо́н

    Лев Давыдович (р. 8.8.1918, Гайсин Винницкой области), советский химик-органик и биохимик, член-корреспондент АН СССР (1968). Член КПСС с 1967. Ученик И. Н. Назарова и В. М. Родионова. Окончил МГУ (1941). Доктор химических наук (1963), профессор (1964). Основные работы по синтезу и изучению зависимости между строением и функцией липидов, антибиотиков, стероидов и др. физиологически активных соединений, вопросам стереохимии и конформационного анализа, изучению влияния стереоэлектронных факторов на механизм реакций и биологическую активность, а также химические технологии природных липидов. Награжден орденом Красной Звезды и медалями.

    Соч.: Химия стероидных гормонов, М., 1955 (совм. с И. Н. Назаровым); Химия антибиотиков, т. 1—2, М., 1961 (соавтор).

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    Бергельсон

    БЕРГЕЛЬСОН Давид (1884–) — еврейский писатель, беллетрист. Р. в дер. Охримово, возле Умани (Украина). Глава еврейского импрессионизма и зачинатель так наз. киевского периода в еврейской литературе. до этого центрами еврейской литературы были Варшава и Вильно. Творчество Б. знаменует собой начало перехода литературой гегемонии от еврейских писателей Польши и Литвы к еврейским писателям Украины, а затем СССР. Среда, которую Б. живописует, — еврейская средняя буржуазия. Его основной образ — интеллигент, «лишний человек», пришедший после 1905, богатый опытом революции, но без перспективы революции. Дебютировал Б. в 1909 повестью «Вокруг вокзала», напечатанной им за свой счет, так как издатели не удостоили его вниманием и не рискнули напечатать произведение никому неведомого начинающего писателя. Повесть однако была тотчас оценена критикой и поставила Б. в центре еврейской литературы. Центральная фигура повести — маленький коммерсант, неудачник Бейнеш Рубинштейн — первая фиксация стержневого образа Б., образа екклезиастически-настроенного лишнего человека. Дальнейшее его развитие в шедевре Б. «Noch Alemen» (Все кончено, 1913), в неоконченных романах «In fartunkelte Zeiten» (Сумеречное время) и «Opgang» (Отход). (Последние два романа начаты в 1913, но из-за войны были опубликованы в 1918 и 1920 в I и II сборниках «Eigns», вышедших под редакцией Б. и Нистора (см.) в Киеве.) «Все кончено» для аристократа Гдальи Гуревица, вытесненного из жизни разбогатевшими выскочками, и для его дочери Миреле, которая, являясь последней в роде, несет в себе екклезиастическую мудрость отживших веков и больше никого не может полюбить, потому что «кто-то до нее прожил ее весну». Она пришла в мир состарившейся, изжившей иллюзии любви, молодости, личного счастья, даже материнства. Ее разочарования не являются результатом неоправданного активного стремления к радостям жизни; она — пассивное созерцание, полное глубокого сознания иллюзорности человеческого счастья и невозможности человеческой радости. В следующих романах Б., углубляя свой образ, раскрывает его социальный генезис: интеллигенты Мейлах и Хаим-Мойше («Отход»), бывшие участники революции 1905, сейчас чувствуют себя чужаками. Из мира, куда они посланы творцом, надо уйти. Мейлах кончает самоубийством, симулируя тяжелую болезнь: «Надо уйти тихо, не разбудив младенцев». Его друг Хаим-Мойше настаивает на том, что, уходя, надо хлопнуть дверью. Оба, как и все окружающие их интеллигенты, никуда больше не стремятся, ибо все они живут чувствами Миреле («Noch Alemen»); «кто-то до них прожил их весну». Екклезиастический пессимизм Б. — результат того, что он вошел в литературу между двумя революциями. Он знает разочарование неудавшейся революции и не видит впереди ее возрождения. Почувствовать ее возврат не дает ему его социальная среда: буржуазно-демократическая интеллигенция, нисходящая еврейская буржуазная аристократия и тупые, самодовольные, разжиревшие выскочки. Романы Бергельсона знаменуют собой новую эпоху в истории еврейского романа, а его образы стали типовыми фигурами еврейской буржуазии, интеллигенции, в частности еврейской женщины после революции 1905. Творчество Б. — новый этап в еврейской литературе. Продолжатель реализма Флобера (с «М-м Бовари» критика, в частности немецкая, и сравнивала его «Noch Alemen» после выхода в 1923 немецкого перевода этой книги), Б. обогатил еврейскую литературу приемами после-мопассановского импрессионизма и утвердил в ней метод углубленного художественного показа, вытеснившего из еврейской литературы прием описания и рассказа Ш. Аша. Октябрьская революция стала для Б. на ряд лет источником кризиса. Погиб его класс. Отвергнут революцией и раздавлен ее волевой действенностью его пассивно тоскующий интеллигент. В первые годы революции, 1918–1920, Б. дописывает свои образы, вынесенные им до революции, но не осуществленные из-за войны 1914–1918. В начале 1921 Б. эмигрирует в Германию, начинает сотрудничать в желто-социалистической американской газете «Форвертс». Контраст побежденной и порабощенной буржуазной Германии и Октябрьской России, контраст бульварной еврейской прессы Америки и Польши, к которой ему приходится приспособляться, и советской еврейской прессы и книги помогают ему изжить свой кризис. В 1925 в эмиграции Б. организует журнал «In span» (В запряжку), в котором зовет еврейскую интеллигенцию тащить «телегу революции». Продолжая жить в Берлине с небольшими перерывами — дважды приезжал в СССР на несколько месяцев — Б. за эти годы создал роман «Midas Hadin» (Судимы по делам), сборник рассказов «In sturm täg» (Во дни бури) и драму «Oiben und Unten» (Верх и низ). Роман и рассказы изображают встречу с революцией погибающей еврейской буржуазии, интеллигенции, из к-рой худшие погибают, а лучшие возрождаются. «Midas Hadin» (русск. перев. подготовляется «Молодой Гвардией»), — провозглашающее справедливость того, что революция должна была судить не по милосердию, а в соответствии с жестокими деяниями прошлого, ибо только так она могла осуществить свои великие исторические задания, — принадлежит к лучшим произведениям, посвященным гражданской войне в СССР. Драма «Oiben und Unten» — переработка его раннего рассказа «Der toiber» (Глухой) — отображает стихийную борьбу еврейских рабочих с предпринимателем до 1905. Драма принята театром Пискатора в Берлине и Белоруским гос. Еврейским театром в Минске. За последнее время Б. опубликовал ряд рассказов, посвященных жизни рабочих в СССР («Юбиляр» и др.) и выявляющих новую идеологическую устремленность писателя. Сейчас Б. печатает два своих последних произведения: повесть «Af beide seiten» (По обоим берегам), изображающую оторванный от СССР городок, лежащий на берегу реки: на противоположном берегу СССР — там жизнь, здесь в оккупации — тень жизни. Роман «Birger Woli Brener» (Гражданин Воли Бренер) изображает старика еврея, всю жизнь проведшего в лесу в качестве служащего у лесопромышленников; сейчас он продолжает работать на государственных лесозаготовках. Революция — цепь испытаний для его народа, семьи и вековых традиций и убеждений. Но опыт народа, страны, семьи привел его к сознанию, что справедлив закон революции. Он больше не служащий, а «акционер» своих лесов, СССР, мира.Библиография:

    Литваков М., Umruh, т. I, Киев, 1918; т. II, М., 1925; Добрушин И., Unser Impressionism, «Strom», № 4, М., 1923; Ойслендер Н., Weg-ein, weg-ois, Киев, 1925.

  3. Источник: Литературная энциклопедия