Большая Советская энциклопедия

    Легар (Lehár) Ференц (Франц) (30.4.1870, Комаром, Венгрия, — 24.10.1948, Бад-Ишль, Австрия), венгерский композитор и дирижёр. Сын музыканта. Учился музыке у отца, с 12 лет — в консерватории в Праге (1882—88). С 1888 работал скрипачом, капельмейстером военных оркестров в разных городах Австро-Венгрии. С 1899 жил в Вене. С 1902 2-й дирижёр «Театра ан дер Вин». Л. — крупнейший представитель т. н. новой венской оперетты. Написал свыше 30 оперетт. Наиболее известны — «Весёлая вдова» (1905), «Граф Люксембург» (1909), «Цыганская любовь» (1910), «Ева» (1911), «Там, где жаворонок поёт» (1918), «Жёлтая кофта» (1923). Для оперетт Л. характерно сочетание сентиментальной мелодрамы, каскадных приёмов и буффонады с напряжённым драматизмом, однако социальный конфликт (часто «мезальянс») не отличается глубиной. В лучших произведениях Л. использованы венгерские, славянские, румынские народные мелодии и танцевальные ритмы (особенно вальс); эти сочинения эффектно инструментованы (придавал большое значение оркестру, в который ввёл народные национальные инструменты ).

    Лит.: Peteani М., Franz Lehár. Seine Musik, sein Leben, W. — L., 1950; Czech St., Schön ist die Welt. Franz Lehárs Leben und Werk, B., 1957.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ЛЕГАР Ференц (Франц) (1870-1948) - венгерский композитор, дирижер. Представитель т. н. новой венской оперетты. "Веселая вдова" (1905), "Граф Люксембург" (1909), "Цыганская любовь" (1910) и др.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедия Кольера

    ЛЕГАР, ФЕРЕНЦ (ФРАНЦ) (Lehar, Ferenc или Franz)

    ФЕРЕНЦ ЛЕГАР.

    ФЕРЕНЦ ЛЕГАР.

    (1870-1948), композитор, выдающийся мастер венской оперетты. Родился 30 апреля 1870 в словацком городке Комаром (ныне Венгрия) в семье военного капельмейстера. В 1882 Легар поступил в Пражскую консерваторию, где учился у А.Бенневица (скрипка), Й. Б. Ферстера (гармония) и А. Дворжака (композиция). Некоторое время работал скрипачом-концертмейстером в театральном оркестре Бармен-Эльберфельда, затем в течение 10 лет находился на службе в австро-венгерской армии, став одним из самых популярных капельмейстеров военных оркестров. В это время выходят в свет первые сочинения Легара: пьесы для скрипки, песни, марши, вальсы (в том числе неувядаемый вальс Золото и серебро, 1899) и опера Кукушка (поставлена в Лейпциге в 1896). Час Легара пробил, когда В.Леон, в то время лучший венский либреттист, предложил композитору написать музыку на его либретто (Лудильщик). Поставленная в 1902, эта оперетта послужила хорошей заявкой на будущее. Через три года Легар прославился на весь мир опереттой Веселая вдова (Die lustige Witwe) - произведением, которое благодаря своей свежести, изобретательности и великолепию оркестровой партитуры открыло новую эпоху в истории венской оперетты. В "Театре ан дер Вин" Веселая вдова выдержала 483 представления; по некоторым данным число спектаклей во всем мире достигало 60 000 за первые 50 лет сценической жизни произведения. За три десятилетия после Веселой вдовы Легар сочинил 19 оперетт, в том числе Граф Люксембург (Der Graf von Luxemburg, 1909), Цыганская любовь (Zigeuner Liebe, 1910), Ева (1911), Там, где жаворонок поет (Wo die Lerche singt, 1918) и Фраскита (Frasquita, 1922; восхитительная Серенада из этой оперетты приобрела широкую известность в обработке Ф.Крейслера). Легару было уже за пятьдесят, когда началось его сотрудничество с Р.Таубером, лучшим тенором Германии. В результате появились такие удачные оперетты, как Паганини (1925), Царевич (1927), Фридерика (1928), Страна улыбок (Das Land des Lchelns, 1929), Как прекрасен мир! (Schn ist die Welt, 1931) и, наконец, последний опус Легара - Джудитта, поставленный в 1934 в Венской опере. Из четырех мастеров поздней венской оперетты (наряду с О.Штраусом, Л.Фалем и И.Кальманом) Легар был самым ярким: его мелодическое дарование поистине неисчерпаемо, ритмический и гармонический язык отличается разнообразием, а оркестровое письмо - эффектностью. Кроме венского и венгерского колорита Легар использует парижские, русские, испанские, польские и даже китайские элементы. Хотя его критиковали за подмену настоящей музыкальной комедии мелодрамой, т.е. отходом от традиций основоположников жанра Ж.Оффенбаха и И.Штрауса, не вызывает сомнений, что именно творчество Легара принесло венской оперетте широкую международную известность. Годы Второй мировой войны Легар провел в Австрии, затем переехал в Швейцарию (1946). Через два года он вернулся в свой австрийский дом в Бад-Ишле.

    Умер Легар в Бад-Ишле 24 октября 1948.

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    ЛЕГАР Ференц

    ЛЕГА́Р Ференц (Франц) (1870—1948), венгерский композитор, дирижер. Представитель т. н. новой венской оперетты. «Веселая вдова» (1905), «Граф Люксембург» (1909), «Цыганская любовь» (1910) и др.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: