(лат. Atellana, от Atella — название древнего города близ Неаполя)
вид народных импровизированных сценок в Др. Риме в 3 в. до н. э. Действующие лица А. — постоянные типы-маски: Буккон, Доссен, Макк, Папп и др. А. родственны итальянская комедия дель арте, русские представления Петрушки, немецкие Кашперля и т. п. В 1 в. до н. э. Новий и Помпоний сделали попытку превратить А. в литературный жанр с заранее написанным текстом (сохранились небольшие отрывки из их произведений). А. часто содержала намёки на политику правящих кругов римского общества, поэтому в период империи представления А. преследовались.
Лит.: Благовещенский Н. М., Ателланы, в сборнике: Пропилеи, М., 1852, отд. 1, с. 153-78.
АТЕЛЛАНА (лат. Atellana) - вид народного импровизационного театра в Др. Риме с постоянными типами-масками. Воспринят итальянской комедией дель арте. В 1 в. до н. э. также литературный жанр.
АТЕЛЛАНА (латинское atellana), вид древнеримской народной комедии. Предполагаемое место ее зарождения - город Ателла в Кампании. Ателлана предусматривала актерскую импровизацию на основе сценария, имела определенный набор постоянно действующих лиц (масок); разыгрывались в основном сюжеты из крестьянской жизни. В 1 в. до нашей эры ателлана облекалась и в литературную форму. Исполняли ателлану актеры-любители, сыновья римских граждан, а не ущемленные в правах гистрионы.
ателла́на
(лат. Atellana), вид народного импровизационного театра в Древнем Риме с постоянными типами-масками. Воспринят итальянской комедией дель арте. В I в. до н. э. также литературный жанр.
* * *
АТЕЛЛАНААТЕЛЛА́НА (лат. Atellana), вид народного импровизационного театра в Др. Риме с постоянными типами-масками. Воспринят итальянской комедией дель арте(см. КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ). В 1 в. до н. э. также литературный жанр.
• Atellānae fabŭlae,
ludi Atellani, особый род театральных представлений, получивших название от кампанского города Ателлы и изображавших первоначально жизнь маленьких городов в смешном виде. После уничтожения самостоятельности Кампании и латинизования страны они были перенесены в Рим и пользовались там большим успехом. Сюжет большей частью брался из сельской жизни в ее отличие от городской и вообще из низших слоев общества. Пьесы эти отличались веселым характером и были переполнены необузданными остротами и забавными шутками. Неизменными лицами в них были: maccus, обжорливый, сладострастный глупец; bucco, широкоуст, бесстыдно назойливый блюдолиз и болтун, pappus, старый, всеми надуваемый скряга, и dossennus, горбатый плут; были и страшилища, напр. Manducus, Pytho, Lamia. План пьес был прост и незатейлив, язык простонародный, совершенно отличный от языка образованных классов. Часто употреблялось даже оскское наречие. А. сначала, без сомнения, представлялись экспромптом, позже же, со времен Суллы, когда Л. Помпоний Бононийский и Кв. Новий придали им художественную форму и сравняли их с другими видами комедии, представления основывались на писаном тексте, хотя и тогда еще давалось довольно много простора импровизации. Актерами в А. были сыновья римских граждан, и это не вело для них к утрате гражданской чести, которой лишались актеры по профессии. Из писателей А. известны: Кв. Новий, Л. Помпоний Бононийский, лучший из них, К. Муммий и др. А. при пристрастии римлян к грубому комизму долго держались на сцене и давались еще при императорах; но мало-помалу их заменили пантомимы. Сначала они давались отдельно, затем, когда Ливий Андроник ввел греко-римскую драму, они составляли конец представления и потому назывались также exodia. От них сохранились почти только одни заглавия, собрание Munk, de fabulis Atellanis (1840) и Ribbeck, scaenicae Roman, poesis fragmenta, II (2-е изд., 1873), стр. 191 слл.