Словарь Брокгауза и Ефрона

    Александр Дмитриевич (1835-90) — историч. живописец. Сын очень бедных родителей, он не получил почти никакого общего образования, но с детства чувствовал сильное влечение к искусству. Это влечение привело из его родины, Кременчуга, в СПб. и заставило вступить в ученики акд. художеств, в которой вскоре выказалась редкая способность к рисованию и живописи. Получив за успехи свои в том и другой 4 серебр. медали (две малые в 1855 и 1857 гг. и две большие в 1857 и 1858 гг.), он был удостоен в 1861 г. мал. зол. медали за написанную по программе картину "Харон перевозит души умерших через Стикс". Затем, участвуя в конкурсах на получение большой золотой медали, Л. исполнил программы "Олимпийские игры" в 1860 г. и "Стрелецкий бунт" в 1862 г., но не приобрел этой награды и, наконец, отказался от дальнейшего ее соискания в 1863 г. вместе с несколькими своими товарищами, недовольными заданною им для этой цели темою. Подобно им, он вышел из акд. с званием художника 2-ой степени и сделался одним из основателей сиб. артели художников. В 1868 г. картина: "Сокольничий" — прекрасный этюд мужской полуфигуры в русском костюме XVII стол. — доставила ему титул академика. После того, произведения Л. являлись довольно часто сперва на академич. выставках, а потом, с 1878 г., на выставках товарищества передвижных выставок, деятельным членом которого он оставался до конца своей жизни. Лучшие из этих произведений: "Иоанн Грозный показывает свои богатства английскому послу Горсею" (1875) и "Царь Алексй Михайлович и архиепископ (впоследствии патриарх) Никон у гроба св. Филиппа, митрополита московского", а также несколько портретов, особенно же рисованные черным карандашом и карандашным соусом портреты С. С.

    Андреевского, В. В. Вельяминова-Зернова и др. Из работ Л. по части религиозной живописи заслуживают внимания образа, написанные для црк. св. Николая на Севастопольском военном кладбище и семь стенных картин в московском храме Христа Спасителя. Вообще, это был замечательный рисовальщик и превосходный техник, но не отличался богатством и находчивостью фантазии, вследствие чего его картины более или менее слабы в отношении композиции.

    Н. С-в

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Александр Дмитриевич [1835, Кременчуг, — 16(28).6.1890, Петербург], русский живописец. Учился в петербургской АХ [с 1855 (?)]. Участник «бунта четырнадцати» (см. Артель художников), Л. в 1863 покинул АХ. Избран академиком в 1868. С 1876 член Товарищества передвижных художественных выставок (см. Передвижники). Писал преимущественно историко-бытовые картины на русские темы («Царь Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Герсею», 1875, Русский музей, Ленинград).

    Лит.: Верещагина А. Г., А. Д. Литовченко, в кн.: Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Вторая половина девятнадцатого века, [т.] 1, М., 1962.

    А. Д. Литовченко. «Итальянский посланник Кальвуччи срисовывает любимых соколов царя Алексея Михайловича». 1889. Харьковский художественный музей.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.