Большая Советская энциклопедия

    привод, состоящий из электродвигателя и ионного преобразователя, управляющего режимами работы двигателя. Изменяя подводимое к двигателю напряжение, можно менять частоту его вращения и тем самым регулировать режим работы электропривода. Напряжение может изменяться дискретно (ступенчатое регулирование) при переключении отводов согласующего трансформатора Т (рис.) или плавно при изменении угла регулирования вентилей преобразователя, пропускающих ток от сети U1 к электродвигателю Д. Управляющее напряжение на вентили подаётся устройством управления СУ. В качестве вентилей в И. э. малой и средней мощности обычно применяют Тиратроны, а в мощных — Игнитроны и Экситроны.

    Различают И. э. постоянного и переменного тока. В первом случае ток через преобразователь подаётся в обмотки якоря или возбуждения двигателя постоянного тока; во втором — обмотки статора или ротора асинхронного или синхронного электродвигателя. Преобразователь И. э. постоянного тока выполняется в виде выпрямителя по мостовой схеме или с нулевым выводом. Преобразователь И. э. переменного тока представляет собой преобразователь частоты, собранный по схеме «выпрямитель — инвертор» или по схеме с непосредственной связью. И. э. бывает реверсивным, т. е. допускающим изменение направления вращения двигателя, и нереверсивным. Для реверсирования обычно применяют переключающее устройство, которым в И. э. постоянного тока могут быть, например, силовой механический реверсор или дополнительный комплект вентилей; в И. э. переменного тока — изменением чередования фаз в СУ. И. э. применяется в прокатных станах, подъёмниках, мощных вентиляторах, станках, на ж.-д. подвижном составе. С 1960 в устройствах средней мощности И. э. заменяются электроприводами с полупроводниковыми преобразователями.

    Лит.: Бутаев Ф. И., Эттингер Е. Л., Вентильный электропривод, М.—Л.,1951; Чиликин М. Г., Общий курс электропривода, 4 изд., М.—Л., 1965.

    Ю. М. Иньков.

    Схема ионного электропривода с двигателем постоянного тока: U1 — напряжение питающей сети; Т — трансформатор; ИП — ионный преобразователь; Д — двигатель; БЗ — блок защиты; СУ — система управления.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    gas-tube drive

  3. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  4. Большой энциклопедический политехнический словарь

    привод, состоящий из электродвигателя и ионного преобразователя, управляющего режимами работы двигателя. Различают И. э. пост. и перем. тока. В первом случае к преобразователю подключают обмотки якоря или возбуждения двигателя пост. тока, во втором - обмотки статора или ротора асинхронного или синхронного электродвигателя. Преобразователь И. э. пост. тока выполняется в виде выпрямителя по мостовой схеме или с нулевым выводом, перем. тока - в виде преобразователя частоты, собранного по схеме "выпрямитель - инвертор" или по схеме с непосредств. связью. И. э. применяют в мощных прокатных станах, подъёмниках, вентиляторах, станках, на ж.-д. электрич. подвижном составе и т. п. при мощности двигателя от неск. сотен до неск. тыс. кВт. Заменяются приводами с ПП преобразователями.

  5. Источник: Большой энциклопедический политехнический словарь



  6. Русско-английский политехнический словарь

    gas-tube drive

  7. Источник: Русско-английский политехнический словарь