Большая Советская энциклопедия

    (Murger)

    Анри (24 или 27.3 1822, Париж, — 28.1.1861, там же), французский писатель. Сын привратника. В 1851 свёл свои журнальные зарисовки быта артистической богемы в книге «Сцены из жизни богемы» (рус. пер. 1963), где трагическая правда о художниках, «блудных детях» мещанской добропорядочности, претворена в легенду то юмористической, то чувствительно меланхолической окраски; в 1896 Дж. Пуччини написал по мотивам этой книги оперу «Богема». Впоследствии М. сочинял бытописательные романы из крестьянской жизни («Аделина Прота», 1853; «Красный башмак», 1860).

    Лит.: Montorgueil G., Н. Murger, romancier de la Bohéme, [P., 1929]; Baldick R., The first bohemian. The life of Н. Murger, L., [1961].

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    Мюрже

    МЮРЖЕ Анри (Henry Murger, 1822—1861) — французский писатель. Р. в семье портного. Рано попадает в среду так наз. богемы (см.), пополнявшейся в то время гл. обр. выходцами из кругов городского мещанства. Популярность М. создали его очерки «Scenes de la vie de boheme» (Сцены из жизни богемы), переделанные им совместно с драматургом Баррьером в пьесу того же названия; они послужили сюжетом для оперы Пуччини «Богема». Трудная, полная лишений жизнь молодежи, пробующей свои силы в области искусства, дана здесь в плане остроумной буффонады, преображающей трагическое в смешное и, несмотря на драматизм некоторых сцен (Смерть Мими), соблазняющей неискушенных своим кажущимся весельем. Содержание первых очерков варьируется в следующих произведениях М.: «Scenes de la vie de jeunesse» (Сцены из жизни молодежи, 1851), «Le pays latin» (Латинский квартал, 1851), «Les buveurs d’eau» (Водопийцы, 1855).

    Несмотря на связь с трудовой средой, дружбу с Потье (см.), М. занимает примирительную позицию по отношению к буржуазному обществу. Слова героя «Сцен из жизни богемы»: «Нам невозможно долее вести жизнь в разладе с обществом», выражают взгляды автора. Политически М. реакционен; он идеолог той группы мелкой буржуазии, к-рая после революционных бурь 1830 отшатнулась от пролетариата в сторону капитала. Эти примиренческие и соглашательские настроения приводят М. к прямому предательству и службе реакции в ее борьбе с революционным движением. Одно время он работает осведомителем о настроениях французской интеллигенции у агента русского правительства графа Толстого.

    Как художник М. не является новатором. На творчестве М. первого периода отразилось влияние романтической школы. К концу жизни, став на путь реализма, М. пишет романы из жизни зажиточной деревенской верхушки «Adeline Protat» (1853), «Le sabot rouge» (Красный башмак, 1856), в которых заметно влияние Бальзака.Библиография:

    I. Любовные вопросы решаются при лунном свете, или Муфта Франсини, СПБ, 1863; Сцены из цыганской жизни, СПБ, 1875; Потребители воды. Очерки из жизни художников, «Вестник Европы», 1894, №№ 1—2; На русск. яз. роман «Богема» переводился неоднократно (М., 1911; СПБ, 1913; Л., 1926, и др.). Последнее изд.: Богема, Роман, перев. с французского А. Н. Горлина, М. — Л., 1927; на франц. яз. кроме перечисленных в тексте: Le bonhomme jadis, P., 1852; Le dernier rendez-vous, P., 1856; Les vacances de Camille, P., 1857; Le serment d’Horace, P., 1861.

    II. Смерть Мюрже — последователя натуральной школы, «Современная летопись», 1861, № 6; Анри Мюрже и его типы, «Вестник иностранной литературы», 1893, № 12; Delvan, Murger et la boheme, P., 1866; Maillard F., Les derniers bohemes, Henri Murger et son temps, 1874; Gautier Th., Portrait contemporain, P., 1874; Histoire de Murger pour servir a l’histoire de la vraie boheme, Par trois buveurs d’eau, P., s. a.; Lemaitre, Impression de theatre, 1888; Montorgueuil G., Henri Murger romancier de la boheme, P., 1929.

  3. Источник: Литературная энциклопедия