Большая Советская энциклопедия

    государственная, сосредоточение в руках государства руководства всей внешней торговлей страны. Ведение внешней торговли на основе государственой монополии является при социализме объективной необходимостью в силу социалистической собственности на средства производства и планового ведения хозяйства. Теоретическое обоснование М. в. т. дано в трудах В. И. Ленина, под руководством которого были определены организационные формы её осуществления. Установление монополии государства на внешнюю торговлю Ленин рассматривал как важную составную часть социалистических преобразований экономики страны (см. Полное собрание соч., 5 изд., т. 35, с. 123, 124; т. 36, с. 182, 183). В то же время Ленин считал введение М. в. т. совершенно необходимым для защиты от экономической и торговой экспансии извне. Ленин боролся с противниками М. в. т. Он указывал, что пролетариат «...абсолютно не в состоянии воссоздать своей промышленности, сделать Россию промышленной страной без охраны ее никоим образом не таможенной политикой, а только исключительно монополней внешней торговли» (там же, т. 45, с. 336).

    Основная функция М. в. т. — обеспечение в сфере внешних торговых связей общегосударственных интересов. М. в. т. способствует достижению максимально эффективных экспортно-импортных операций, обеспечивает единство выступлений всех сов. хозяйственных организаций на внешних рынках, а также органов управления в сфере межгосударственных отношений по вопросам внешней торговли. М. в. т. гарантирует независимое развитие народного хозяйства СССР и плановый характер его внешней торговли. Во взаимоотношениях с капиталистическими странами М. в. т. выступает в качестве действенного инструмента защиты от экономической экспансии. В отношениях с другими социалистическими странами М. в. т. — важное средство координации планового развития народного хозяйства.

    Существенные черты М. в. т.: осуществление непосредственного государственного руководства внешнеторговым обменом страны специально уполномоченными органами управления; определение органов управления или организаций, имеющих право совершения внешнеторговых сделок; планирование внешней торговли; валютное регулирование экспортных и импортных операций; установление порядка совершения таких операций и контроль за его соблюдением всеми органами управления и хозяйственными организациями, получившими право выхода на внешний рынок.

    В СССР М. в. т. была установлена декретом СНК от 22 апреля 1918 «О национализации внешней торговли» (СУ 1918, № 33, ст. 432). Согласно декрету непосредственное государственное руководство внешней торговлей поручалось Народному комиссариату торговли и промышленности, переименованному в 1920 в Народный комиссариат внешней торговли (СУ 1920, № 53, ст. 235). Внешнеторговые сделки могли совершаться впредь только органами, специально уполномоченными государством.

    В ст. 14 Конституции СССР указано, что внешняя торговля на основе М. в. т. подлежит ведению Союза ССР в лице его высших органов государственной власти и органов государственного управления. Систему органов государственного управления, осуществляющих руководство внешней торговлей, возглавляет Совет Министров СССР. В управлении внешней торговлей принимает участие Государственный плановый комитет Совета Министров СССР, в ведение которого входит планирование экспорта и импорта. Порядок внешнеторговой продажи и закупки лицензий на использование изобретений определяет Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике.

    Непосредственное государственное руководство внешнеторговым обменом осуществляет министерство внешней торговли СССР. Согласно Положению об этом министерстве (ранее наркомате) от 12 ноября 1923 (СУ 1923, № 108, ст. 1035) оно было создано «для руководства всей внешней торговой деятельностью Союза ССР на основе государственной монополии». Ему подведомственны уполномоченные министерства в союзных республиках и ряде крупных промышленных центров, а за границей — торговые представительства СССР. Определённые правомочия по управлению внешнеторговым обменом, связанным с сооружением за границей промышленных и других объектов с помощью Советского Союза, предоставлены также Государственному комитету Совета Министров СССР по внешним экономическим связям, созданному в 1957. Всесоюзные внешнеторговые объединения на основании и в пределах их уставов, внешнеторговых планов, экспортных и импортных разрешений и лицензий ведут экспортные и импортные операции по определённой номенклатуре товаров и услуг, закреплённой за каждым объединением. Внешнеторговые объединения — самостоятельные хозяйственные организации, которые пользуются правами юридических лиц. По своим обязательствам они несут обособленную имущественную ответственность.

    В современных условиях организационные формы М. в. т. изменяются как составная часть общих мероприятий по совершенствованию управления народным хозяйством. Совершенствование системы внешнеэкономических отношений рассматривается как большой резерв повышения экономической эффективности общественного производства (см. Международное экономическое сотрудничество). К участию во внешнеэкономических связях СССР стали шире привлекаться промышленные министерства и некоторые другие ведомства, производственные предприятия и объединения. Государственная М. в. т. надёжно обеспечивает экономические интересы страны, активно содействует проведению внешней политики СССР.

    Опыт СССР в осуществлении М. в. т. используется др. социалистическими странами, в которых также установлена монополия государства на внешнюю торговлю. В некоторых социалистических странах наряду с внешнеторговыми организациями право выхода на внешние рынки предоставлено производственым предприятиям и их объединениям; созданы внешнеторговые организации, находящиеся в двойном подчинении — министерству внешней торговли и соответствующему отраслевому министерству.

    Усиление роли государства во внешней торговле характерно также для развивающихся стран и особенно для стран социалистической ориентации. В одних странах эта роль ограничивается государственным регулированием и контролем экспортно-импортных операций, в других — введена монополия государства на торговлю отдельными товарами, в третьих — установлена государственная М. в. т. Государственный контроль над экспортно-импортными операциями и монополизация внешней торговли позволяют развивающимся странам использовать возможности внешних экономических связей для развития национальной экономики.

    Лит.: Ленин В. И., Записка И. В. Сталину с проектом постановления Политбюро ЦК РКП(б) по вопросу о монополии внешней торговли, 15 мая 1922 г., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45; его же, Письмо И. В. Сталину для членов ЦК РКП(б) о монополии внешней торговли, 13.X.1922, там же; его же, О монополии внешней торговли, там же; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Красин Л. Б., Вопросы внешней торговли, 2 изд., М., 1970; Поздняков В. С., Государственная монополия внешней торговли в СССР, М., 1969.

    В. С. Поздняков.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    foreign trade monopoly

  3. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  4. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение

    对外贸易垄断

  5. Источник: Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение



  6. Советская историческая энциклопедия

    сосредоточение внешнеторг. операций в руках гос-ва. В социалистич. странах М. в. т., наряду с национализацией банков, пром-сти, транспорта, - одно из осн. социалистич. преобразований в области экономики, направленное на обеспечение независимости гос-ва от иностр. капитала, на защиту внутр. рынка от стихийных колебаний конъюнктуры мирового капиталистич. рынка и развитие нар. х-ва. В Сов. гос-ве вопрос о введении М. в. т. возник сразу же после Окт. революции. Уже в нояб. 1917 В. И. Ленин указывал на М. в. т. как на одну из осн. задач экономич. политики пролет. гос-ва (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 35, с. 123). Однако осуществление ее потребовало значит. времени ввиду отсутствия централизованного гос. аппарата в этой области экономики. Поэтому 1-м этапом овладения Сов. гос-вом внеш. торговлей было введение т. н. разрешительно-запретит. системы. 29 дек. 1917 (11 янв. 1918) СНК РСФСР принял постановление, по к-рому разрешения на ввоз и вывоз товаров могли предоставляться только Наркоматом торговли и пром-сти (НКТиП). В течение последующих месяцев шла подготовка к переходу от контроля над внеш. торговлей к ее полной монополизации. 22 апр. 1918 СНК РСФСР был принят Декрет о национализации внешней торговли. Вся внеш. торговля Республики передавалась в ведение НКТиП, к-рый тем самым признавался единственным: органом осуществления гос. М. в. т. В 1918 были сделаны первые попытки выработать план товарообмена и вступить на основе М. в. т. в торг. сношения с зарубежными странами, создать представительства НКТиП за границей. Однако вооруж. интервенция и установление экономич. блокады Сов. России мешали этому. В 1920, с возобновлением торг. сношений с заграницей, НКТиП был преобразован в Наркомат внеш. торговли (НКВТ), воссозданы его представительства в иностр. гос-вах. Внеш. торговля в этот период велась в осн. только представительствами НКВТ. В 1921-22, с переходом к нэпу, нек-рые руководящие парт. и хоз. работники предлагали в интересах внутр. частного рынка и гос. пром-сти смягчить или ослабить М. в. т. путем открытия для свободной торговли ряда границ, отмены монополии для определенных категорий товаров и т. п. На такой точке зрения стояли Н. И. Бухарин, Г. Е. Зиновьев, Г. Л. Пятаков, Г. Я. Сокольников, И. В. Сталин и др. Решение, отражавшее их позицию, 6 окт. 1922 принял проходивший без Ленина (ввиду его болезни) пленум ЦК РКП(б). Ленин оценил это решение как фактич. срыв М. в. т. В письме Декабрьскому (1922) пленуму ЦК, на к-рый был перенесен этот вопрос, Ленин показал, что отказ от М. в. т. может привести к подавлению иностр. капиталом отечественной пром-сти и вывозу за бесценок сырьевых богатств за границу. Декабрьский пленум ЦК, отменивший решение предыдущего пленума, а затем и XII съезд РКП(б) подтвердили незыблемость М. в. т. и осудили колебания по этому вопросу. Вместе с тем переход к нэпу и развитие хозрасчетных начал в сов. пром-сти потребовали большей гибкости в организации форм М. в. т. Внешнеторг. операции стали осуществляться как органами НКВТ за границей, так и спец. хоз. орг-циями, гос. учреждениями, кооперативными объединениями и т. д., получившими право выхода на внеш. рынок под контролем НКВТ. М. в. т. закреплена в Конституции СССР 1936 (ст. 14). Планирование и регулирование внеш. торговли, контроль за выполнением экспортно-импортных планов, ведение переговоров и заключение торг. соглашений с иностр. гос-вами, а также руководство всесоюзными экспортно- импортными объединениями, к-рые непосредственно проводят торг. операции, находится в ведении Мин-ва внеш. торговли СССР. М. в. т. в СССР является важным средством развития экономич. сотрудничества со странами социалистич. системы, внеш. торговля к-рых организована по тому же принципу.

    Источн.: Декреты Сов. власти, т. 2, М., 1959, с. 158-60; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 7 изд., М., 1954, ч. 1, с. 681-82, 793; ч. 2, с. 174-80, 308-09; ч. 3, с. 12.

    Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 27, с. 207-46; т. 33, с. 338-41; т. 33, с. 417-20; Красин Л. Б., Вопросы внеш. торговли, М.-Л., 1928; XV лет борьбы за монополию внеш. торговли (Сб. ст.), М., 1932; Калюжная Г. П., Правовые формы монополии внеш. торговли СССР в их историч. развитии, M., 1951; Справочник по внеш. торговле СССР, М., 1958; Кукин Д. М., Борьба В. И. Ленина за незыблемость гос. монополии внеш. торговли, "ВИ КПСС", 1963, No 10.

    В. А. Шишкин. Ленинград.

  7. Источник: Советская историческая энциклопедия