Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Семен Николаевич, род. около 1784 г., умер в 1840-х гг.) — известный гитарист. Писал фантазии, вариации и попурри на русские песни. Ввел в технику гитарной игры так называемый "певучий стиль" (legato) и открыл способ играть флажолетом на всех нотах. Изданы из сочинений А. 9 пьес, в том числе "Тема и вариации из Септета Бетховена", переложенная для 2-х гитар, и "Новый журнал" — сборник 12 песен с вариациями. А. перевел с французского "Школу для 7-струнной гитары" Игнатия де Гельда и дополнил ее (1819).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    I

    Василий Павлович (р. 20.8.1932, Казань), русский советский писатель. В 1956 окончил Ленинградский медицинский институт. Первые рассказы опубликовал в 1959. Основная тема А. — жизнь современной молодёжи: повесть «Коллеги» (1960; одноименная пьеса совместно с Ю. Стабовым, 1961; одноименный фильм, 1963), романы «Звёздный билет» (1961), «Пора, мой друг, пора» (1964), повесть «Апельсины из Марокко» (1963), сборники «Катапульта» (1964), «На полпути к Луне» (1966), пьеса «Всегда в продаже» (постановка театра «Современник», 1965); в 1968 опубликована сатирико-фантастическая повесть «Затоваренная бочкотара». Многие его произведения справедливо критиковались в печати за известную односторонность в изображении современной молодёжи, злоупотребление «жаргонизмами».

    Лит.: Рассадин Ст., Шестидесятники, «Юность», 1960, № 12; его же, Шестеро в кузове, не считая бочкотары, «Вопросы литературы», 1968, № 10; Белаш Ю., На Сашу Зеленина они не похожи, «Молодая Гвардия», 1961, № 4; Гейдеко В., Перед следующим шагом, «Лит. газета», 1964, 6 июня.

    II

    Владимир Викторович (р. 1.2.1935, с. Гиблицы Касимовского района Рязанской области), лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза (1976). Член КПСС с 1959. В 1953 окончил машиностроительный техникум. Учился в военно-авиационной школе и Чугуевском военно-авиационном училище. С 1957 работал в КБ. В 1963 окончил Всесоюзный заочный политехнический институт. С 1973 в отряде космонавтов. 15—23 сентября 1976 совершил (совместно с В. Ф. Быковским (См. Быковский))полёт на космическом корабле «Союз-22» в качестве бортинженера. Время полёта 7 сут 21 ч 54 мин. Награжден орденом Ленина и медалями.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Современная энциклопедия

    АКСЁНОВ Василий Павлович (родился в 1932), русский писатель. Сын Е.С. Гинзбург. С 1980 в США. Один из лидеров так называемой исповедальной прозы, использующей жаргон городской молодежи: повесть "Коллеги" (1960), романы "Звездный билет" (1961). Ирония и сатира в повести "Затоваренная бочкотара" (1968). Романах "Ожог" (1980), "Остров Крым" (1981), "Московская сага" (Книга 1, 1991) - фарсовое претворение социально-политической реальности и быта Советской России, построены на стереотипах массовой культуры. Книга об Америке "В поисках грустного бэби" (1986). Роман "Желток яйца" (1991).

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Литературная энциклопедия

    Аксёнов

    Василий Павлович (р. 1932, Казань), русский прозаик и драматург. Родители писателя были репрессированы, и Аксёнов воспитывался в детском доме для детей «врагов народа». С 16 лет жил в Магадане, где на поселении находилась мать – писательница Е. С. Гинзбург. В 1960 г. окончил Ленинградский медицинский ин-т. Писательская биография Аксёнова началась с опубликования в 1959 г. в журнале «Юность» рассказов «Наша Вера Ивановна» и «Асфальтовые дороги». Но настоящая популярность к писателю пришла в начале 1960-х гг., когда со страниц его повестей и романов – «Коллеги» (1960), «Звёздный билет» (1961), «Апельсины из Марокко» (1963), «Затоваренная бочкотара» (1968), «Пора, мой друг, пора» (1965) – «шагнули» подростки и юноши из городских кварталов и заговорили на своём взъерошенном языке, шокируя тех, кто давно привык к пережёванной литературе» (Е. Сидоров). Все эти произведения посвящены вопросам самоопределения молодёжи, бунтующей против официально насаждаемой идеологии и морали.

    В. П. Аксёнов

    В. П. Аксёнов

    Аксёнов пришёл в литературу с молодыми прозаиками и поэтами, ставшими позже знаменитыми: А. Т. Гладилиным, А. В. Кузнецовым, В. И. Амлинским. Проза этих писателей характеризовалась как исповедальная. Повествование велось чаще всего от первого лица, что сближало внутренний мир автора и героя; герои выступали против стандартизации жизни, мелочной регламентации, условностей. Аксёнов стал выразителем настроений молодого поколения, поколения романтиков, максималистов, его устремления к свободе личности, отказу от унылого стандарта в жизни и в литературе.

    Писатель работает во многих жанрах: пишет романы, повести, киносценарии, пьесы, рассказы. Почти все доэмигрантские произведения Аксёнова напечатаны в журнале «Юность». После участия в литературном альманахе «Метрополь», запрещённом в Советском Союзе и изданном за рубежом, Аксёнова перестали печатать. Писателя активно вынуждали к эмиграции, и в 1980 г. он переехал в США. За границей были изданы книги «Остров Крым» (1979), «Золотая наша железка» (1980), «Ожог» (1981), «Бумажный пейзаж» (1982), «Поиски жанра» (1986), «Желток яйца» (1989), «Рандеву» (1991), «Свияжск» (1991).

    Роман «Ожог» был написан на Родине, рукопись писатель увёз с собой за границу. В романе есть биографические мотивы, связанные с судьбой родителей героя, безвинно репрессированных коммунистов; писатель расстался с романтическими иллюзиями, трезво взглянул на прошлое, в т. ч. и на 1960-е годы. В романе «Желток яйца», написанном на английском языке и впоследствии переведённом на рус., так же как и в написанной ранее книге эссе «В поисках грустного бэби» (1987), авторские впечатления об Америке сочетаются с дорогими для писателя воспоминаниями о России. «Остров Крым», по определению Аксёнова, фантастический по замыслу, а по манере письма «строго реалистический, консервативный, традиционный роман». В романе много живых, ярких зарисовок, много парадоксального. Остров Крым, населённый «врэвакуантами», «временными эвакуантами», откололся от России и отнесён к западному миру. Устами персонажей романа развенчиваются штампы, шаблоны, шпиономания, бессмыслица запретов, уставов, показано внутреннее сопротивление человека насилию.

  7. Источник: Литературная энциклопедия