Большая Советская энциклопедия

    Пименов Юрий (Георгий) Иванович [родился 13(26).11.1903, Москва], советский живописец и график, народный художник СССР (1970), действительный член АХ СССР (1962). Учился в московском Вхутемасе (1920‒25) у С. В. Малютина, В. А. Фаворского, В. Д. Фалилеева. Преподавал во ВГИКе в Москве (1945‒72; профессор с 1947). Для ранних работ П. остовского периода (П. был членом-учредителем общества ОСТ) характерны монументальность композиции, пронизанной бурным движением, аскетизм цветовых решений. С начала 30-х гг. П. обращается главным образом к жанровой живописи, а также к пейзажу и натюрморту, выработав своеобразную манеру письма мелкими, полупрозрачными мазками, создающими как бы вибрирующую поверхность его картин. Показывая человека в труде и повседневных заботах, П. раскрывает поэзию и значительность будничных явлений советской действительности. Обращаясь преимущественно к образам советских женщин, П. лирически проникновенно утверждает их духовную и физическую красоту. Станковым произведениям П. близки его графика (в том числе плакаты), а также работы для театра, основанные на принципах живописной декорации.

    Произведения: Портрет Л. А. Ерёминой (1935), «Новая Москва» (1937), «Следы шин» (1944), «Маруся, пора обедать!» (акварель, 1951‒56) ‒ все Третьяковская галерея; серии «Вещи каждого дня» (натюрморты: 1959), «Новые кварталы» (1963‒67; Ленинская премия, 1967); оформление спектаклей «За тех, кто в море!» Лавренёва (1946, Малый театр, Москва; Государственная премия СССР, 1947) и «Степь широкая» Винникова (1949, Центральный театр Советской Армии; Государственная премия СССР, 1950). Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

    Соч.: Искусство жизни или «искусство ничего», 2 изд., М., 1964; Необыкновенность обыкновенного, М., 1964.

    Лит.: Бескин О. М., Ю. Пименов, М., 1960; Ю. Пименов. [Альбом. Вступ. ст. А. Д. Чегодаева], М., 1964; Ю. Пименов. [Альбом. Авт.-сост. Н. Барабанова, Л., 1972].

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ПИМЕНОВ Юрий Иванович (1903-77) - российский живописец, театральный художник, график, народный художник СССР (1970), действительный член АХ СССР (1962). Член-учредитель ОСТ. Изображение трудовых будней в лирических жанровых сценах, пейзажах, портретах ("Новая Москва", 1937, серия "Новые кварталы", 1963-1967). Ленинская премия (1967). Государственная премия СССР (1947, 1950).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    ПИМЕНОВ Юрий Иванович

    ПИ́МЕНОВ Юрий (Георгий) Иванович [13 (26) ноября 1903, Москва — 1977], российский живописец, театральный художник, график. Народный художник СССР (1970), действительный член Академии художеств СССР (1962). Член-учредитель ОСТ(см. ОСТ (общество)). Ленинская премия (1967). Государственная премия СССР (1947, 1950).

    Годы учебы

    В детстве все свободное время Пименов проводил в находившейся недалеко от дома Третьяковской галерее и внимательно изучал картины великих русских мастеров. Первые уроки рисования получил от отца — художника-любителя (юриста по профессии). В 1919 стал заниматься во Вхутемасе(см. ВХУТЕМАС). Позднее, вспоминая годы учебы, Пименов писал: «Мы, студенты Вхутемаса, шумели в аудитории Политехнического музея на чтении стихов, поддерживая Маяковского и Асеева, шумели на спектаклях Мейерхольда. Но не только шумели. Мы познавали мастерство. Я учился у Малютина(см. МАЛЮТИН Сергей Васильевич), Фалилеева и очень благодарен им. Но больше всего я учился у Фаворского(см. ФАВОРСКИЙ Владимир Андреевич) и, может быть без права, хочу считать себя его учеником». Вхутемасовцы (вместе с Пименовым учились А. Д. Гончаров(см. ГОНЧАРОВ Андрей Дмитриевич), П. В. Вильямс(см. ВИЛЬЯМС Петр Владимирович), А. А. Дейнека(см. ДЕЙНЕКА Александр Александрович), С. П. Урусевский(см. УРУСЕВСКИЙ Сергей Павлович)) искали новые пути в искусстве. Известный искусствовед А. А. Федоров-Давыдов(см. ФЕДОРОВ-ДАВЫДОВ Алексей Александрович), побывавший в 1925 на «Первой дискуссионной выставке молодых художников», писал: «Это, действительно, очень однородная группа, о членах которой можно говорить сразу обо всех. Их картины полны движения, ни одна фигура не покоится, каждая форма показана в развертывании... В своих формальных исканиях они исходят из нового понимания вещи и ее пространственных функций. Когда они пишут картины, их в первую очередь занимает задача — по-новому интерпретировать человеку окружающий его мир. И в этой интерпретации есть своя философия и большая художественная задача». Картинам Пименова этого периода присущи монументальность, динамичность композиции и аскетизм цветовых решений («Даешь тяжелую индустрию», 1927, Третьяковская галерея).

    Живописные работы художника

    В конце 1920-х годов художник завершил работу над большим полотном «Инвалиды войны», в котором отразил трагические события послереволюционной эпохи. Холодный колорит картины, преобладание зеленого тона, графическая четкость изображения персонажей помогли ему достичь необходимого эффекта. В 1930-е годы, когда стремительно менялся облик строящейся Москвы, Пименов написал одно из самых замечательных своих полотен — «Новая Москва» (1937, Третьяковская галерея). Городской пейзаж в картине передан через восприятие сидящей за рулем женщины, которая словно любуется панорамой проспекта.

    Тема Москвы в творчестве художника, не покидавшего город даже во время Великой Отечественной войны («картины пускай едут, я остаюсь»), стала для него одной из главных («Следы шин», 1944; серия «Новые кварталы», 1962—67, в том числе «Свадьба на завтрашней улице», 1962; Третьяковская галерея). С начала 1930-х годов художник выработал своеобразную манеру письма — мелкими, полупрозрачными мазками, создающими эффект как бы вибрирующей живописной поверхности. В этот период он пишет не только жанровые композиции, но и натюрморты (серия «Вещи каждого дня», 1959), пейзажи и портреты.

    Работа в театре

    За 50 лет работы в театре Пименов оформил множество классических и современных спектаклей («За тех, кто в море!» Б. А. Лавренева, 1946, Малый театр; «Степь широкая» Винникова, 1949, Центральный театр Советской Армии). Стремясь создать единый образ спектакля, он планировал сценическое пространство, создавал декорации, сочинял эскизы костюмов, писал афиши, оформлял театральные программы, иллюстрировал книги о театре. Характеризуя его как театрального художника, М. О. Кнебель(см. КНЕБЕЛЬ Мария Осиповна) рассказывает: «Он работал в театре как-то шутя. Ему, привыкшему к кропотливому труду станковиста, было весело придумывать декоративный образ спектакля... Художественный образ пименовских декораций был синтезом наших совместных исканий и всегда обогащал режиссерский замысел».

    Работая в театре, Пименов принимал активное участие в творческом процессе: присутствовал на репетициях, следил, чтобы декорации соответствовали эскизам и т.п. Интересны актерские портреты Пименова, например Татьяны Самойловой в образе Анны Карениной (1968).

    Книжная графика

    Графикой художник занимался всю жизнь. Одна из его последних работ — рисунки к роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Работая над ними, Пименов стремился не только передать сюжетные ситуации ромата, но и найти соответствующую прозе Булгакова стилевую манеру. Например, в рисунке «Маргарита, летящая на щетке» фантастический полет Маргариты над ночной Москвой передан художником удивительно близко к авторскому замыслу.

    Все творчество Пименова говорит о его неразравной связи с судьбой своего поколения. Художник, показывая человека в труде и повседневных заботах, раскрывает поэзию и значительность будней.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Энциклопедия кино

    ПИМЕНОВ Юрий Иванович (26 ноября 1903 — 6 сентября 1977), российский художник, народный художник СССР (1970), лауреат Ленинской премии (1967), лауреат Сталинской премии СССР (1947, 1950 — за театральные работы), член Академии художеств (1962).

    Юрий Пименов учился во ВХУТЕМАСе (1920—1925) у С. В. Малютина и В. А. Фаворского. В театре он работал с 1927 года, оформлял спектакли в театрах МОСПС, театре-студии Ермоловой, театре Революции, театре имени Ленинского комсомола, Малом театре, ЦТСА, Московском театре имени Пушкина, Ленинградском театре имени Пушкина. Как художник-постановщик работал в кино («Кубанские казаки»). С 1945 года преподавал во ВГИКе. Как живописец Пименов известен полотнами «Новая Москва» (1937), «Новые кварталы» (1963—1967).

    1949 КУБАНСКИЕ КАЗАКИ

    1971 ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ (см. ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ (1971))

  7. Источник: Энциклопедия кино



  8. Москва (энциклопедия)

  9. Источник:



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: