чувственная ступень познания (см. Отражение,Теория познания). В идеалистической философской традиции можно выделить два основных понимания С., причём оба они непосредственно связаны с понятием интуиции (См. Интуиция). Первое из этих пониманий восходит к Платону, у которого С. выступало как внечувственное познание идей и составляло основу познания «по истине». Второе понимание развивалось И. Кантом, который противопоставлял С. как мышлению, так и ощущению и трактовал его как представление о единичном предмете, которое должно подвергаться в познании категориальной переработке. В феноменологии Э. Гуссерля (См. Гуссерль)рассматриваются оба вида С. — «эмпирическое» (сознание об индивидуальном предмете) и «эйдетическое», предметом которого является сущность («эйдос»).
Домарксистский материализм истолковывал познание как С., пассивный процесс восприятия внешнего мира, действующего на органы чувств человека. «Главный недостаток всего предшествующего материализма — включая и фейербаховский — заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берётся только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 1). Марксизм показал, что познание есть не пассивное С., а активная деятельность, неразрывно связанная с преобразованием мира.
Лит. см. при ст. Теория познания.
СОЗЕРЦА́НИЕ, -я, ср.
1. см. созерцать.
2. В философии: процесс непосредственного восприятия действительности, начальная, чувственная ступень познания. От живого созерцания к абстрактному мышлению.
-я, ср.
1.
Действие по знач. глаг. созерцать.
Я так увлекся созерцанием звездного неба, что совершенно забыл о том, где я нахожусь. Арсеньев, Дерсу Узала.
В часы углубленного созерцания своих деяний Прохор много передумал. Шишков, Угрюм-река.
2.
Углубление в свой внутренний духовный мир.
Как ни тяжело было княжне Марье выйти из того мира уединенного созерцания, в котором она жила до сих пор , заботы жизни требовали ее участия. Л. Толстой, Война и мир.
3. филос.
Процесс непосредственного восприятия действительности.
От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности. Ленин, Философские тетради.
СОЗЕРЦА́НИЕ, созерцания, мн. нет, ср.
1. Действие по гл. созерцать (книжн.). Созерцание природы. Погрузиться в созерцание чего-нибудь.
2. Мечтательное, самоуглубленное настроение (книжн.). Человек, склонный к созерцанию.
3. То же, что интуиция в 1 знач. (филос.).
I
ср.Начальная ступень познания, чувственная форма отражения действительности в сознании человека (в философии).
II
ср.1.
процесс действия по гл. созерцать
2.
Пассивная самоуглубленность в свой внутренний мир; мечтательность.
СОЗЕРЦАНИЕ - в философии - процесс непосредственного восприятия действительности. В истории философии понятие созерцания нередко связывалось с интуицией.
ср. contemplationсозерца|ние - с. contemplation;
~тельный contemplative.
n.contemplation
созерцание с Betrachtung f; рел., филос. Anschauung f, Kontemplation f
с
Betrachtung f; рел., филос. Anschauung f, Kontemplation f
с. книжн.
contemplation f, méditation f
с. книжн.
contemplación f; intuición f
с. книжн.
contemplazione f(самоуглубленность); meditazione f(размышление)
чувственная ступень познания (см. Отражение, Теория познания). В идеалистич. филос. традиции можно выделить два осн. понимания С., причём оба они непосредственно связаны с понятием интуиции. Первое из них восходит к Платону, у которого С. выступало как внечувственное познание идей и составляло основу познания «по истине». Второе развивалось Кантом, который противопоставлял С. как мышлению, так и ощущению и трактовал его как представление о единичном предмете, которое должно подвергаться в познании категориальной переработке. В феноменологии Гуссерля рассматриваются оба вида С.— «эмпирическое» (сознание об индивидуальном предмете) и «эйдетическое», предметом которого является сущность («эйдос»).
Домарксистский материализм истолковывал познание как С., пассивный процесс восприятия внеш. мира, действующего на органы чувств человека. «Главный недостаток всего предшествующего материализма — включая и фейербаховский — заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берётся только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 1). Марксизм показал, что познание есть не пассивное С., а активная деятельность, неразрывно связанная с преобразованием мира.
см. к ст. Теория познания.
СОЗЕРЦАНИЕ - способ познавательной деятельности, реализующийся как непосредственное отношение сознания к предмету. В западно-европейской философской традиции выделяют два основных понимания С. Первое из них восходит к Платону. У него С. представляет собой сверхчувственное познание идей, открывающее перед человеком мир истины. У ряда представителей немецкой классической философии (Фихте, Шеллинг) С. становится интеллектуальным. Оно рассматривается как источник философского познания и представляет собой интеллектуально-мыслительное проникновение через видимость явлений к их сущности. Второе понимание С. связано с именем Канта. Отрицая возможность интеллектуального С, он противопоставлял С. как мышлению, так и ощущению и трактовал его как способ данности предмета, организуемый формами «чистого С.» - пространством и временем. Шопенгауэр приписывал С. неосознаваемое, интеллектуальное содержание и полагал С. «первичным» представлением, а понятие - «вторичным». В рамках марксистской теории познания С. рассматривалось как целостное восприятие предмета, предшествующее понятийно-логическому мышлению. В феноменологии Гуссерля признаются оба вида С. - «эмпирическое» С. (С. предметов чувственного опыта) и «эйдетическое» С, предметом которого является сущность, «эйдос».
СОЗЕРЦА́НИЕ -я; ср.
1. к Созерца́ть.
2. Филос. Процесс непосредственного восприятия действительности. Так увлёкся созерцанием звёздного неба, что забыл обо всём.
* * *
созерца́ние(филос.), непосредственное восприятие предмета, прежде всего зрительное; чувственное восприятие вообще; непосредственное постижение действительности посредством интуиции, усмотрения духовных сущностей (см. Умозрение), в отличие от опосредствованного познания через умозаключения дискурсивного рассудка.
* * *
СОЗЕРЦАНИЕСОЗЕРЦА́НИЕ, в философии — процесс непосредственного восприятия действительности. В истории философии понятие созерцания нередко связывалось с интуицией.
непосредственное, зрительное восприятие предметов, сам процесс созерцания и его результат, созерцаемое; созерцание как восприятие вообще; эмпирическое, непонятийное, нерациональное постижение действительности.
- англ. contemplation/meditation; нем. Kontemplation. 1. Эмпирическая ступень познания, основу к-рой составляет непосредственное чувственное отражение объекта. 2. Вдумчивое наблюдение, внимательное рассмотрение и изучение; медитация. 3. Духовный акт, с помощью к-рого человек постигает идею вещи, значение ее сущности.
- англ. contemplation/meditation; нем. Kontemplation. 1. Эмпирическая ступень познания, основу к-рой составляет непосредственное чувственное отражение объекта. 2. Вдумчивое наблюдение, внимательное рассмотрение и изучение; медитация. 3. Духовный акт, с помощью к-рого человек постигает идею вещи, значение ее сущности.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.