Большая Советская энциклопедия

    Кольцов Алексей Васильевич [3(15).10.1809, Воронеж, ‒ 29.10(10.11).1842, там же], русский поэт. Родился в семье воронежского мещанина, торговца скотом. С детских лет принимал участие в делах отца ‒ перегонял стада в степях, покупал и продавал скот на деревенских базарах. Учился в уездном приходском училище менее полутора лет. В 16 лет начал писать стихи, подражая популярным поэтам того времени. Первым наставником К. был воронежский семинарист А. П. Серебрянский. В 1830 К. встретился с приезжавшим в Воронеж Н. В. Станкевичем, который познакомил со стихами безвестного юноши московских литераторов, в том числе В. Г. Белинского, вскоре ставшего для К. близким другом, учителем жизни. Влияние Белинского на судьбу К. как поэта было решающим: он способствовал формированию его мировоззрения, освобождению от элементов религиозности.

    В 1835 Станкевич и Белинский на средства, собранные по подписке, издали 1-ю книжку стихов К. Талант поэта-самоучки горячо поддержали А. С. Пушкин, И. А. Крылов, П. А. Вяземский, В. Ф. Одоевский. Передовых современников привлекла глубокая народность стихотворений К., резко отличавшая их от многочисленных подделок под народную поэзию. К. воспевал радостный труд человека на земле, слитность его с природой («Песня пахаря», «Урожай», «Косарь»). Реалистические картины сочетаются в некоторых его стихах с известной идеализацией народной жизни. Однако передовая русская критика (Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, М. Е. Салтыков-Щедрин) ценила, прежде всего, демократическое содержание творчества К., открывшего для поэзии новые жизненные пласты, рассматривала его талант как свидетельство творческих сил, таящихся в народе. Белинский писал, что вместе с напевной лирикой К. в литературу «... смело вошли и лапти, и рваные кафтаны, и всклокоченные бороды, и старые онучи, ‒ и вся эта грязь превратилась у него в чистое золото поэзии» (Полн. собр. соч., т. 9, 1955, с. 534). Называя К. «великим народным поэтом», Добролюбов отмечал, что его песни «... составили у нас совершенно особый, новый род поэзии... Кольцов первый стал представлять в своих песнях настоящего русского человека, настоящую жизнь наших простолюдинов так, как она есть, ничего не выдумывая» (Собр. соч., т. 1, 1961, с. 440).

    Суждения К. о литературе, высказанные в письмах к друзьям, показывают, что поэт, несмотря на трагические обстоятельства его личной жизни, на невыносимую узость мещанского мира, в котором он задыхался, продолжал развиваться в направлении, предуказанном Белинским. Об этом же говорит и стихотворение К. «Лес» (1837), в котором с эпической силой воспет только что погибший Пушкин и отдано должное его гению. Подлинная народность образов, свежесть и яркость языка, вобравшего богатства народно-песенного творчества, соединялись в зрелых стихах К. с большой социальной мыслью. Многие песни и стихи К. положены на музыку А. С. Даргомыжским, Н. А. Римским-Корсаковым, М. П. Мусоргским, М. А. Балакиревым и другими композиторами.

    Соч.: Полн. собр. стихотворений, Л., 1958; Соч., т. 1-2, М., 1961; Соч., М., 1966.

    Лит.: Белинский В. Г., О жизни и сочинениях Кольцова, Полн. собр. соч., т. 9, М., 1955; Тонков В. А., А. В. Кольцов. Жизнь и творчество, 2 изд., Воронеж, 1958; Чичеров В., Русская песня и песни-стихи А. В. Кольцова, в его кн.: Вопросы теории и истории народного творчества, М., 1959.

    В. В. Жданов.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    КОЛЬЦОВ Алексей Васильевич (1809-42) - русский поэт. Стихи о деревенской жизни, радости труда и общения с природой ("Не шуми ты, рожь", 1831; "Песня пахаря", 1831; "Косарь", 1836) близки по своей поэтике народным песням; многие положены на музыку. Стихотворение "Лес" (1837) посвящено памяти А. С. Пушкина.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Кольцо́в Алексей Васильевич

    (1809—1842), русский поэт. Стихи о деревенской жизни, радости труда и общения с природой («Не шуми ты, рожь», 1831; «Песня пахаря», 1831; «Косарь», 1836) близки по своей поэтике народным песням; многие положены на музыку. Стихотворение «Лес» (1837) посвящено памяти А. С. Пушкина.

    * * *

    КОЛЬЦОВ Алексей Васильевич

    КОЛЬЦО́В Алексей Васильевич (1809—42), русский поэт. Стихи о деревенской жизни, радости труда и общения с природой («Не шуми ты, рожь», 1831; «Песня пахаря», 1831; «Косарь», 1836) близки по своей поэтике народным песням; многие положены на музыку. Стихотворение «Лес» (1837) посвящено памяти А. С. Пушкина(см. ПУШКИН Александр Сергеевич).

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Лермонтовская энциклопедия

    КОЛЬЦ́́ОВ Алексей Васильевич (1809—42), рус. поэт. С кон. 30-х гг., наряду с Л., один из осн. авторов «ОЗ». По свидетельству современников, К. и Л. не встречались, хотя имели обширный круг общих знакомых (В. Г. Белинский, А. А. Краевский, В. Ф. Одоевский, П. А. Вяземский, В. А. Жуковский, П. А. Плетнёв, И. И. Панаев и др.). Стихи К. были известны Л.; по воспоминаниям Краевского, он «всегда слышал от Лермонтова большие похвалы непосредственному таланту Кольцова». В свою очередь, К. «с жадностью» читал стихи Л., особенно выделяя произв., связанные с фольклорной традицией, — «Казачью колыбельную песню», «Песню про... купца Калашникова», к-рую К. заучивал наизусть, заявляя, что «таких сильных стихов еще не было в нашей литературе». В 1839, восторгаясь нар. песнями, помещенными в «ОЗ», К. осведомлялся, не Л. ли они принадлежат. В письмах К. содержится высокая оценка «Героя нашего времени» и «Демона»; в б-ке К. в Воронеже был список поэмы Л., копию с к-рого Белинский просил К. прислать ему, намереваясь использовать при напечатании «Демона» в «ОЗ» (список не был выслан, поскольку цензура запретила публикацию поэмы). В письме Белинскому от 23 окт. 1841 К. выражает скорбь по поводу гибели Л. Следы непосредств. воздействия Л. на К. можно видеть, напр., в «Разлуке» (1840), где неск. строк, по-видимому, являются парафразой из «Песни про... купца Калашникова».Л. и К. сближало самобытное использование народно-песенного творчества, глубокое постижение рус. нац. характера, напряженный лиризм и драматизм их поэзии. Весьма различные по своему социально-духовному облику, лирич. герои Л. и К. едины в отстаивании своего права на счастье, в утверждении перед лицом враждебной действительности своего человеческого достоинства. С осн. пафосом поэзии Л., выраженным в «нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности» (Белинский, VII, 36), перекликается «жгучее чувство личности» в поэзии К. (см. Салтыков-Щедрин М. Е., Собр. соч., т. 5, 1966, с. 27). Героям К., как и Л., присуще страстное стремление к широкой, вольной жизни («Удалец», 1833; «Стенька Разин», 1838; «Последняя борьба», 1838; «Путь», 1839; «Тоска по воле», 1839; «Дума сокола», 1840, и др.). К мотивам, характерным для обоих поэтов-современников, нужно отнести мотив «обманутых надежд», чувство одиночества и бесприютности их героев, хотя социальному и нравственно-духовному отчуждению у Л. чаще всего соответствует у К. зависимость от нужды и патриарх. бытовых условий («Разуверение», «Раздумье селянина», 1837, «Не на радость, не на счастье», «Расчет с жизнью», 1840, и др.). Порождением «века сознания, философствующего духа, «рефлексии»» (Белинский, IV, 518) явились «думы» К. — важная часть его поэтич. наследия; уступая по худож. силе его песням, «думы» тем не менее перекликались с лермонт. «поэзией мысли». К., как и Л., отозвался на смерть Пушкина стихами, исполненными глубокой скорби, большой поэтич. силы («Лес», 1837).В критике имена К. и Л. часто сближались, чему способствовало их участие в «ОЗ», а также статьи Белинского, где они нередко ставились рядом. Противники журнала (С. П. Шевырев и др.) включали Л. и К. в число гл. сторонников «партии» «ОЗ», объявляя общие мотивы их творчества плодом журнальных лжеучений. С др. стороны, А. И. Герцен, отмечая у Л. и К. идейную общность, рассматривал их творчество как «новую эпоху русской поэзии», как «два мощных голоса, доносившихся с противоположных сторон». Сближал Л. с К. и Н. П. Огарев. Н. А. Добролюбов призывал к синтезу между «силой» Л. и положит. жизненным идеалом, к-рый он усматривал в поэзии К., замечая, что ей недостает лермонт. «всесторонности взгляда». «Энергию лиризма», к-рой К. и Л. превосходят др. рус. поэтов, отмечал и Н. Г. Чернышевский.Соч. Соч., М., 1966 (письма — см. по указат.).Лит.: Герцен, т. 7, с. 224, 226—27; Добролюбов Н. А., Собр. соч., т. 2, М. — Л., 1961, с. 263—64; Огарев Н. П., Предисл. к сб. «Русская потаенная литература», в его кн.: Избр. произв., т. 2, М., 1956, с. 489—90; Чернышевский, т. 3, с. 515; Успенский Г. И., Собр. соч., т. 5, М., 1956, с. 35—36; Де-Пуле М., А. В. Кольцов в его житейских и лит. делах..., СПБ, [1878], с. 86—87; Пыпин А., Л. и Кольцов, «ВЕ», 1896, т. 1, № 1, с. 291—341; Станкевич А. В., [Письма] М. Ф. Де-Пуле, ЛН, т. 56, с. 284, 286; Краевский А. А., [Письмо] М. Ф. Де-Пуле, ЛН, т. 58, с. 125—26; Тонков В., А. В. Кольцов. Жизнь и творчество, Воронеж, 1958 (по указат.); Удодов (1), с. 121—33; Коровин (3), с. 333—40.

  7. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: