Большая Советская энциклопедия

    (исп. tonadilla, буквально— песенка)

    испанская музыкальная комедия 18—начале 19 вв. Первоначально — песенка с припевом, позднее — небольшая сценка с музыкой и танцами, исполнявшаяся между актами комедийно-лирического спектакля. Около 1750 появились Т. как самостоятельные сценические произведения, часто сатирического характера на злободневные темы. В 70—90-х гг. 18 в. Т. пользовались большой популярностью. В числе их авторов — Л. Мисон, А. Герреро, Х. Паломино, Б. де Ласерна, В. Гальбан, П. Эстеве, П. де Мораль. К 1850 Т. утратила прежнее значение, что было связано с выдвижением на первый план жанра сарсуэлы (См. Сарсуэла). Последним из авторов Т. считается певец, гитарист и композитор М. П. В. Гарсиа. Песня из его Т. «Мнимый слуга» (1804) использована Ж. Бизе в опере «Кармен». Э. Гранадосу принадлежат песни для голоса и фортепьяно, изданные под заглавием «Тонадильи в старинном стиле».

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ТОНАДИЛЬЯ (исп. tonadilla - букв. - песенка), испанская музыкальная комедия 18 - нач. 19 вв., часто сатирического характера, отражавшая злободневные события.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    тонади́лья

    (исп. tonadilla, буквально — песенка), испанская музыкальная комедия XVIII — начале XIX вв., часто сатирического характера, отражавшая злободневные события.

    * * *

    ТОНАДИЛЬЯ

    ТОНАДИ́ЛЬЯ (исп. tonadilla, букв. — песенка), испанская музыкальная комедия 18 — нач. 19 вв., часто сатирического характера, отражавшая злободневные события.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Музыкальная энциклопедия

    (испан. tonadilla, букв. - песенка, уменьшит. от tonada - песня) - испан. муз. комедия сер. 18 - нач. 19 вв. Как правило, исполнялась в виде интермедии, острохарактерной сценки с пением и плясками в антракте между актами комич. оперы. Известно ок. 2000 Т., предназначенных для разл. исполнит. составов (для соло, дуэта, трио, обычно - не более чем для 12 участников, а также оркестра, иногда и хора). Для многих Т. характерно трёхчастное строение: интрада, coplas и финал с использованием жанров сегидильи и тираны. Т. отличают динамизм и стремительность развития действия, связь с нар. муз. жанрами, песенность мелодий, простота и доступность муз. языка.

    Т. восходит к первым опытам испан. лирич. театра, инстр. прологи к пьесам к-рого иногда назывались "тоно". Позднее появились вок. интермедии (entremes cantado), состоявшие из неск. куплетов, предназначенных первоначально для сольного исполнения, а затем для дуэта, трио и т. д. с включением разговорной речи. Этот жанр впоследствии получил название тонады или baile de bajo (аккомпанировали обычно гитара, виолончель и контрабас). Приблизительно к 1740 в Т. стали включать куплеты с припевом. Одним из первых создателей Т. был Л. Мисон, к-рый написал ок. 180 произв. этого жанра (сохранились только 4 из них). Большое количество Т. создали А. Герреро, П. Эстеве (ок. 340 Т.), Б. де Ласерна (ок. 800 Т.); Т. писали также М. Пла, М. Феррейра, П. де Мораль. Певец, гитарист и композитор М. дель Пополо Висенте Гарсия считается последним из "тонадильерос". Он написал ок. 70 Т.; песня (поло) из его Т. "Мнимый слуга" ("El criado fingido", 1804) использована в антракте к 4-му д. оперы "Кармен" Бизе. Т. достигла расцвета в 70-90-х гг. 18 в. Впоследствии в Т. сказалось влияние итал. оперы и франц. опера комик. Художеств. опыт Т. был развит нек-рыми из испан. композиторов кон. 19 - нач. 20 вв. Особый интерес представляет "Собрание тонадилий, написанных в старинном стиле" ("Colection de Tonadillas escritas en estilo antiguo") Гранадоса для голоса и фп.; несмотря на камерность замысла в них сохранились черты сценич. действия.

    Литература: Грубер Р., История музыкальной культуры, т. 2, ч. 1, М., 1953; Розеншильд К., Энрике Гранадос. Из истории испанской музыки, М., 1971; Мартынов И., Музыка Испании, М., 1977; Pedrel1 F., Teatro lirico-espaсol anterior al siglo XIX, v. 1-5, La Coruсa, 1897-98; Subirб J., La tonadilla escйnica, t. 1-3, Madrid, 1928-30; eго жe, Historia de la mъsica teatral en Espaсa, Barcelona, 1945; его же, La musique espagnole, P., 1959; Chase G., The music of Spain, N. Y., 1959.И. Э. Манукян.

  7. Источник: Музыкальная энциклопедия



  8. Большой Энциклопедический словарь

    ТОНАДИЛЬЯ
    ТОНАДИЛЬЯ (исп. tonadilla - букв. - песенка), испанская музыкальная комедия 18 - нач. 19 вв., часто сатирического характера, отражавшая злободневные события.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  9. Источник: