Большая Советская энциклопедия

    Михаил Христофорович [12(24).9.1820, г. Поречье, ныне г. Демидов Смоленской области, — 11(23).8.1890, Царское Село, ныне г. Пушкин], русский государственный деятель, граф (1890). Родился в семье генерала. Окончил Царскосельский лицей (1839). На посту министра финансов (1862—78) осуществил ряд буржуазных финансовых реформ. Выступал за форсированное создание железных дорог и капиталистической кредитной системы, развитие новых отраслей тяжёлой промышленности. Пытался сократить хронический дефицит государственного бюджета за счёт резкого увеличения прямых и косвенных налогов, сокращения бюджета военного и особенно военно-морского ведомств, а также путём государственных торговых операций, оказавшихся неудачными (продажа Аляски США в 1867, Николаевской железной дороги — частной компании в 1868). Лишь к 1874 Р. удалось свести бюджет России без дефицита. В 1881—86 председатель Комитета министров. С 1862 член Государственного совета.

    Лит.: Министерство финансов 1802—1902, ч. 1—2, СПБ, 1902; М. Х. Рейтерн. Биографический очерк, СПБ, 1910; Погребинский А. П., Очерки истории финансов дореволюционной России (XIX—XX вв. ), М. , 1954.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Советская историческая энциклопедия

    Михаил Христофорович (12.IX.1820 - 11.VIII.1890) - рус. гос. деятель, министр финансов и фактич. руководитель всей экономич. политики России (за исключением аграрной) (1862-78), граф (с 1890). В 1882-86 - пред. К-та министров. Р. сформулировал важнейшие программные док-ты экономич. политики, к-рые выразили коренной поворот после реформы 1861 и легли в основу офиц. курса вплоть до революции 1905-07. Сущность экономич. политики Р. сводилась к тому, что сохранение и укрепление самодержавия, сохранение латифун- дий и их постепенная перестройка возможны в пореформ. условиях лишь посредством форсированного создания ж. д. и капиталистич. кредитной системы, развития новых отраслей тяжелой пром-сти. Такая политика, способствуя обогащению нек-рых слоев крупной буржуазии, не выражала ее общеклас. интересов, тем более интересов капиталистич. развития страны, совмещалась с сохранением полукрепостнич. отношений в деревне и дополнит. (налоговой) эксплуатацией крест. масс помещичьим гос-вом. При остром недостатке свободных ден. капиталов Р. делал ставку на всемерное привлечение иностр. капиталов в ж.-д. строительство посредством гос. займов, прямых или косвенных, по к-рым уплачивались высокие проценты. Но эта форма привлечения капиталов исключала хозяйничанье иностр. капиталистов в росс. ж.-д. транспорте. Пр-во же становилось участником в ж.-д. строительстве и х-ве, являвшемся тогда по форме частным. Весьма значительна была роль пр-ва в организации новых капиталистич. банков, в создании новых заводов транспортного машиностроения и сталерельсовых (см. Государственный капитализм в России). Р. является прямым предшественником С. Ю. Витте с его программой капиталистич. индустриализации страны. В отличие от Витте, Р. был "деловым" министром, не вмешивался в общеполитич. вопросы, однако категорически высказался против рус.-тур. войны 1877-78, считая, что ее последствия будут губительны для экономики России.

    Лит.: М. X. Рейтерн. Биографич. очерк, СПБ, 1910; Гиндин И. Ф., Гос. банк и экономич. политика царского пр-ва (1861-92), М., 1959.

    И. Ф. Гиндин. Москва.

  3. Источник: Советская историческая энциклопедия