Большая Советская энциклопедия

    Алексей Степанович [1(13).5.1804, Москва, — 23.9(5.10).1860, с. Ивановское, ныне Данковского района Липецкой области], русский религиозный философ, поэт, публицист; основатель славянофильства (см. Славянофилы). Из старинного дворянского рода. Получил домашнее образование, сдал экзамен в Московском университете на степень кандидата математических наук. Был близок московскому кружку «любомудров» (См. Любомудры). Сотрудничал в журнале «Европеец», «Москвитянин», «Русская беседа», был председателем общества любителей русской словесности при Московском университете (1858—60). Сторонник отмены крепостного права путём реформы. В самодержавии видел единственно возможную для России политическую власть, но предлагал созыв Земского собора и ряд др. либеральных реформ (свободное выражение общественного мнения, отмена смертной казни и т.п.). Статьей Х. «О старом и новом» (1839), распространявшейся в списках, датируется возникновение славянофильства.

    Творчеству Х. свойственна полемическая направленность (критика католицизма, протестантизма, западников (См. Западники), немецкого классического идеализма и др.). В центре его воззрений — учение о «соборности» («кафоличности», цельности, внутренней полноте), характеризующей природу не только христианской церкви, но также человека, общества, процессов познания и творчества. Тем самым «соборность» трактуется Х. как общий метафизический принцип устроения бытия — множество, собранное силой любви в «свободное и органическое единство» (противоположный тип — «ассоциация», формальное, внешнее соединение множества элементов). В дальнейшем это учение Х. стало одной из основ концепций всеединства и личности в русской религиозной философии (Вл. С. Соловьев (См. Соловьёв), Е. Н. Трубецкой, П. А. Флоренский, Л. П. Карсавин, С. Л. Франк). Существование человека, по Х., динамично: он наделён способностью устремляться к бытию, Богу, но для сохранения этой устремлённости необходимо особое состояние, «истинная вера», когда всё многообразие духовных и душевных сил человека собрано в живую и стройную цельность (важную роль в этом Х. отводил воле). Вера — это одновременно «познание и жизнь», «живознание».

    В социальной философии противопоставление «соборности» и «ассоциативности» выступает у Х. в виде антитезы общины и «дружины» (или «коммуны»), «истинного братства» и «условного договора» и т.д.; идеализируя русскую крестьянскую общину, он усматривает в ней наибольшее приближение к общественному идеалу. Мировая история, по Х., это история народов, каждый из которых мыслится в духе Романтизма как коллективная личность, «живое лицо», наделённое неповторимым обликом, характером и историческим призванием. Ход национальной истории определяется у Х. соотношением начал «ассоциативности» и «соборности» в духовных истоках нации; с этой же антитезой связано и возведение в «Записках о всемирной истории» всех мировых религий и культур к двум началам — «кушитскому» (покорность необходимости — вещественный или логический, религиозный магизм и т.п.) и «иранскому» (свободная стихия духа, личности, устремлённость к творчеству, нравственное самосознание и т.д.). Специфический характер русской истории Х., как и др. славянофилы, усматривал в православии как единственном источнике просвещения на Руси, в «мирном» процессе образования русской нации, в общинном начале как основе общественного устройства. Усвоение высшим сословием «чужеродных» начал западной цивилизации привело, по Х., к разрыву между «просвещённым обществом» и народом, достигшему апогея в послепетровскую эпоху; возвращение к исконным началам — единственный путь к созданию самобытной национальной культуры. В рамках этой культурно-исторической и социальной утопии славянофилов Х., в отличие от И. В. Киреевского (См. Киреевский) и К. С. Аксакова, более критически относился к ранним этапам русской истории.

    Поэтические произведения Х. — стихотворные трагедии «Ермак» и «Дмитрий Самозванец», лирические стихотворения — тесно связаны с его философскими и историческими воззрениями, проникнуты гражданским пафосом («России» и др.).

    Соч.: Полное собрание соч., т. 1—8, М., 1886—1906; Соч., кн. 1—6, П., 1915; Стихотворения и драмы, вступ. ст. Б. Ф. Егорова, Л., 1969.

    Лит.: Герцен А. И., Собр. соч., т. 9, М., 1956, с. 157: Лясковский В. Н., А. С. Хомяков. Его жизнь и сочинения, М., 1897; Завитневич В. З., А. С. Хомяков, т. 1 (кн. 1—2) — 2, К., 1902—13 (лит.); Бердяев Н. А., А. С. Хомяков, М., 1912; История философии в СССР, т. 2, М., 1968; Gratieux A., A. S. Khomiakov et le mouvernent slavophile, t. 1—2, P., 1939; Christoff P. K., An introduction to nineteenth-century Russian slavophilism, v. 1 — A. S. Xomjakov, 's-Gravenhage, 1961.

    С. С. Хоружий.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    Хомяко́в

    Алексей Степанович (1804, Москва – 1860, с. Ивановское Липецкой губ.), русский писатель, философ. Происходил из древнего дворянского рода. Получил прекрасное домашнее образование. В возрасте 17 лет экстерном сдал экзамены в Московском ун-те на степень кандидата математических наук. В начале своего литературного пути был связан с московским Обществом любомудрия, куда входили поэты и мыслители, увлечённые немецкой идеалистической философией. Стихи Хомякова этих лет («Поэт», 1827; «Вдохновение», 1828) выдержаны в духе традиционной романтической эстетики. Новым этапом стали драмы на исторические сюжеты «Ермак» (1827), «Димитрий Самозванец» (1833). В них Хомяков не стремится к достоверному изображению исторических фактов, а превращает своих персонажей в выразителей вневременных философских истин. В конце 1830-х гг. Хомяков становится одним из идеологов и духовных лидеров славянофильства. Краеугольным камнем славянофильской идеологии стали философско-исторические работы «О старом и новом» (1839), «О возможности русской художественной школы» (1847), «О современных явлениях в области философии» (1859). В 1840-е гг. поэзия Хомякова приобретает всё более тенденциозный характер, а единственный прижизненный сборник «24 стихотворения» (1844) вызвал разгромную статью В. Г. Белинского. Однако Хомяков был искренен в своих выступлениях: он боролся не только с западничеством, но и с официальной идеологией и крепостным правом. В стихотворении «России» (1854) он писал: «В судах черна неправдой чёрной/И игом рабства клеймена». Многие статьи Хомякова 1840—50 гг., посвящённые историческим и религиозным вопросам, подверглись преследованиям со стороны цензуры. Литературный и полемический талант Хомякова неизменно высоко оценивался даже его идейными противниками. В исторических и публицистических сочинениях Хомяков постоянно использовал приёмы художественных построений: «Семирамида» (1837—52), «Церковь одна» (1840-е).

  3. Источник: Литературная энциклопедия



  4. Философская энциклопедия

    ХОМЯКОВ

    Алексей Степанович (1.5.1804, Москва,— 23.9.1860, с. Ивановское, ныне Данковского р-на Липецкой обл.), рус. публицист, религ. философ, поэт; основатель славянофильства (см. Славянофилы). Был близок моск. кружку любомудров. Сторонник отмены крепостного права путём реформы. В самодержавии видел единственно возможную для России политич. власть, но предлагал созыв Земского собора и ряд др. либеральных реформ (свободное выражение обществ. мнения, отмена смертной казни и т. п.). Статьёй X. «О старом и новом»(1839), распространявшейся в списках, датируется возникновение славянофильства.

    Творчеству X. свойственна полемич. направленность (критика католицизма, протестантизма, западничества, нем. классич. идеализма и др.). В центре его воззрений — учение о начале «соборности» («кафолично-сти», цельности, внутр. полноте), характеризующем природу не только христ. церкви, но также человека, общества, процессов познания и творчества. «Соборность» трактуется X. как общий метафизич. принцип устроения бытия, описывающий множество, собранное силой любви в «свободное и органическое единство» (противоположный тип — «ассоциация», формальное, внеш. соединение множества элементов). В дальнейшем это учение X. стало одной из основ концепций всеединства и личности в рус. религ. философии (Вл. Соловьёв, E. H. Трубецкой, П. А. Флоренский, Л. П. Карсавин, С. Л. Франк). Существование человека, по X., динамично: он наделён способностью устремляться к бытию, богу, но для сохранения этой устремлённости необходимо особое состояние, «истинная вера», когда всё многообразие духовных и душевных сил человека собрано в живую и стройную цельность (важную роль в этом X. отводил воле). Вера — это одновременно «познание и жизнь», «живознание».

    В социальной философии противопоставление «соборности» и «ассоциативности» выступает у X. в виде антитезы общины и «дружины» (или «коммуны»), «истинного братства» и «условного договора» и т. д.; идеализируя рус. крест. общину, он усматривает в ней наибольшее приближение к обществ. идеалу. Мировая история, по X., это история народов, каждый из которых мыслится в духе романтизма как коллективная личность, «живое лицо», наделённое неповторимым обликом, характером и историч. призванием. Духовные истоки нац. истории объясняются у X. преобладанием в них «ассоциативности» или «соборности» (общиннос-ти); с этим же связано и возведение в «Записках о всемирной истории» всех мировых религий и культур к двум началам — «кушитскому» (покорность необходимости — вещественной или логической, религ. магизм и т. п.) и «иранскому» (свободная стихия духа, личности, устремлённость к творчеству, нравств. самосознание и т. д.). Специфич. характер рус. истории X., как и др. славянофилы, усматривал в православии как единств. источнике просвещения на Руси, в «мирном» процессе образования рус. нации, в общинном начале как основе обществ. устройства. Усвоение высшим сословием «чужеродных» начал зап. цивилизации привело, по X., к разрыву между «просвещённым обществом» и народом, достигшему апогея в послепетровскую эпоху; возвращение к исконным началам — единств. путь к созданию самобытной нац. культуры. В рамках этой консервативной культурно-историч. и социальной утопии, общей для всех славянофилов, X., в отличие от И. В. Киреевского и К. С. Аксакова, более критически относился к ранним этапам рус. истории.

    Автор стихотворных трагедий «Ермак» и «Дмитрий Самозванец», лирич. стихотворений, проникнутых гражд. пафосом («России» идр.).

    Полн. собр. соч., т. 1—8, М., 1900—04; Соч., кн. 1—6, П.,1915; Стихотворения и драмы, вступит, ст. Б. Ф. Егорова, Л., 1969.

    Герцен А. И., Собр. соч., т. 9, М.,1956, с. 157; Лясковский В. Н., А. С. X. Его жизнь и соч., М.,1897; Завитневич В. 3., А. С. X., т. 1 (кн. 1—2)—2, К., 1902—13 (лит.); История философии в СССР, т. 2, М.,1968; Gratieux?., A. S. Khomiakov. 1804—1860, t. 1—2, P.,1939; Christoff P. K., An introduction to nineteenthcentury Russian slavophilism, v. l — A. S. Homjakov, s'-Gravenhage, 1961.

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Новейший философский словарь

    ХОМЯКОВ Алексей Степанович (1804-1860) - русский религиозный философ, богослов, литературный критик, писатель и поэт. Наряду с И.В. Киреевским стоял у истоков славянофильства; его ведущий идеолог. Окончил физико-математический факультет Московского университета. Участник русско-турецкой войны за освобождение Болгарии. В России был под запретом; печатался за границей (Париж, Берлин. Лейпциг). Основные философские и богословские работы X.: «О старом и новом» (1839 - этим годом датируется возникновение славянофильства), «Опыт катехизического изложения учения о Церкви» (1840-е), «Несколько слов православного Христианина о западных вероисповеданиях» (1853), «Несколько слов православного Христианина о западных вероисповеданиях по поводу одного послания Парижского архиепископа» (1855), «Еще несколько слов православного Христианина о западных вероисповеданиях по поводу разных сочинений Латинских и Протестантских о предметах веры» (1858). Центральное понятие в философском и богословском наследии X. - «соборность», выражающая принцип любого организма: сознания, личности, Церкви, государства; соборность есть свободное объединение на основе любви, имеющее своим следствием «органическое единство» как залог истины. Сердцевиной соборности является любовь. В учении о Церкви соборность трактовалась X. как гарант обретения божественной истины и Благодати, как принцип организации и духовной жизни Церкви как единого и цельного «духовного организма». Церковь - не просто коллектив, «ассоциация», а объединение любящих людей. «Церковь не авторитет, а истина», т.к. организована на единстве, свободе и любви к Богу. Только в Церкви личность обретает подлинную свободу как свободу от внешних сил и авторитетов, как единомыслие с Церковью, в Церкви личность становиться свободной, творческой и цельной. «Живой и неразрушимый организм, разумная, взаимной любовью освященная свобода» - это, по X., признаки апостольской христианской Церкви. Католицизм и протестантизм, подвергшиеся эрозии рационализмом античного наследия, потеряли эти признаки: рассудочность в католицизме отдала истину и единство во власть авторитета папы, а в протестантизме - в жертву «субъективной искренности». В православной Церкви эти признаки сохранены: свобода, любовь, единство и истина как сущность жизни. С учением о Церкви X. связывает свою гносеологию и антропологию. Бердяев заметил, что X. утверждает «соборную, т.е. церковную гносеологию», в которой развивает идею «цельного знания», «целостного разума», целостности духа. Гносеология X. во многом была реакцией на панлогизм Гегеля, который «принял рассудок за цельность духа, за единственную основу всего мышления...». Гегель, по X., - продукт протестантской культуры, которая отделила «рассудочно-логическое мышление от целостного разума» и впала в односторонность, которая никогда не приведет к истине. Концепцию «цельного знания» X. можно свести к следующим тезисам: полной истиной обладает только Церковь, в лоно которой ложь в принципе проникнуть не может; мудрость человеку дана не лично, а как члену Церкви и не подавляет в нем полностью лжи и греха; для избежания лжи надо свой разум или «самый способ мышления возвести до сочувственного согласия с верой» на путях соединения всех внутренних способностей человека в единство, проникнутое верой; истина постигается целостным разумом, который в самом себе устроен в нравственном согласии с «цельной жизнью духа». Целостный разум познает мир в несколько этапов: «живознание» (непосредственное, интуитивное единство с объектом) - рассудочно-логическое осмысление данных «живознания» (отрыв от объекта) - «всецелый разум» (соединение рассудка с «нравственными силами духа», «со всеми законами духовного мира»). Историософия X. признает естественную закономерность исторического бытия в сочетании с Провидением (Промыслом), последнее не исключает свободы и ответственности человека. История, по X., духовный процесс, движителем которого является вера, религиозность народного духа. Соборность общественной жизни является мерилом ее истинности и соответствия христианским началам. Русская культура и общество всегда несли в себе признаки соборности: православие; самодержавие (в его допетровских формах гармоничной жизни сословий); общин-ность, основанную на хоровом начале и обеспечивающую сочетание свободы личности и общественных интересов. Соборность общества как «коллективной личности» зависит от того, под влиянием каких исторических начал общество находится - «кушитства» (магизм, подчиненность логической и вещной зависимости) или «иранства» (свобода творческого духа, обращенность к личности; православие, по X., наиболее полное ее воплощение). Тема «Россия - Запад (Европа)» пронизана у X. мессианскими мотивами, покоящимися на критике односторонности западноевропейской культуры, которая «развивалась не под влиянием христианства, а под влиянием латинства, т.е. христианства, односторонне понятого». X. видит неполноценность западной культуры в ее опоре на религию несоборного типа. Россия должна стать впереди всемирного просвещения, - история дает ей право на это «за всесторонность и полноту ее начал». Идея мессианизма России у X. лишена национализма и нетерпимости и никогда не мешала ему видеть в Европе «страну святых чудес», - культуру, у которой можно многому поучиться.

  7. Источник: Новейший философский словарь



  8. Советская историческая энциклопедия

    Алексей Степанович (1.V.1804 - 23.IX.1860) - русский писатель, публицист, философ, обществ. деятель. Один из идеологов славянофилов. Из старого дворянского рода. Получил домашнее образование и сдал экзамен в Моск. ун-те на звание кандидата математич. наук. В 1822-25, 1828-29 - на воен. службе. Участник рус.-тур. войны 1828-29. Выйдя в отставку, жил в Москве и в своих тульском и рязанском имениях. В печати выступал с нач. 20-х гг. Сотрудничал в журналах - "Европеец", "Москвитянин", "Рус. беседа", был пред. Об-ва любителей российской словесности при Моск. ун-те (1858-60). С кон. 30-х гг. X. выступал за отмену крепостного права путем реформы. Его проект (1858) предусматривал упразднение крепостного права с единовременным и обязательным выкупом крестьянами небольших зем. наделов. В самодержавии X. видел единственно возможную для России политич. власть, но предлагал созыв Земского собора с выборным представительством, свободное выражение обществ. мнения, отмену смертной казни, установление открытого гласного суда с выборными от населения заседателями, широкое развитие просвещения. Обществ.-политич. и философско-ист. воззрения X. ранее всего получили выражение в распространявшейся в списках ст. "О старом и новом" (1839), к-рой датируется возникновение славянофильства как особого направления рус. обществ. мысли.

    Много писал X. по филос. и богословским вопросам, с религ.-идеалистич. позиций критиковал материализм, доказывал превосходство православия как "истинного" христианства перед католицизмом и протестантизмом. Ист. воззрения и труды X. ("Записки о всемирной истории", ст. о Т. Н. Грановском, С. М. Соловьеве, Б. Н. Чичерине) принадлежат к романтической историографии. Историю человечества с древнейших времен до половины средних веков X. трактовал как борьбу и смену разных религ. начал, взаимодействие к-рых будто бы и определяло характер и ист. судьбы отдельных племен, народов и гос-в. Слав. мир и Россия с общиною и истинным христианством - православием явят, по мнению X., человечеству настоящее просвещение и гармоническое обществ. устройство. Отдельные ист. факты и события толковались в работах X. очень произвольно и служили только для подтверждения его идеалистич. философии истории. Общественно-политич. взгляды X. занимают важное место в истории рус. либерализма.

    Лит. произв. X. (трагедии "Ермак" и "Дмитрий Самозванец", лирич., филос. и публицистич. стихотворения) принадлежат к рус. романтич. поэзии 20-40-х гг., тесно связаны с любомудрами, с творчеством Д. В. Веневитинова, Н. М. Языкова, С. П. Шевырева. Лучшие образцы гражд. лирики X. ("Орел", "Киев", "России", "Прощание с Адрианополем") привлекали широкое внимание рус. и заруб. слав. общественности.

    Соч.: Полн. собр. соч., 4 изд., т. 1-5, М., 1900-14; в кн.: Веневитинов Д., Шевырев С., Хомяков А., Стихотворения, Л., 1937.

    Лит.: "Рус. беседа", 1860, No 2 (ст. П. Бартенева, Н. Гилярова-Платонова, А. А. Гильфердинга, К. Коссовича, М. Лонгинова, М. Погодина, Ю. Самарина); Завитневич В. З., А. С. Хомяков, т. 1 (кн. 1-2)-2, К., 1902-13; Бердяев Н. А., А. С. Хомяков, М., 1912; Щеглов Б., Ранние славянофилы как религиозные мыслители и публицисты, ч. 1 - К вопросу о сущности учения Хомякова, К., 1917; Чесноков Д. И., А. С. Хомяков, "Уч. зап. Свердловского пед. ин-та", 1939, в. 2; Gratieux А., А. S. Khomiakov et le mouvement slavophile, t. 1-2, P., 1939; Christoff P. K., An introduction to nineteenth-century Russian Slavophilism, v. 1 - A. S. Xomjakov's Gr., 1961.

    С. С. Дмитриев. Москва.

  9. Источник: Советская историческая энциклопедия