Большая Советская энциклопедия

    в трудах средневековых арабоязычных авторов — название немусульманских погребальных построек. Н. были распространены в древности и в средние века у некоторых народов Средней и Передней Азии, религия которых запрещала погребение умерших в земле. В русской и советской востоковедческой и археологической литературе Н. принято называть склепы, которые зороастрийцы сооружали из глины, саманного кирпича или камня для хранения оссуариев (См. Оссуарий) или для наземных захоронений.

    Лит.: Борисов А. Я., О значении слова «наус», «Тр. Отдела Востока Гос. Эрмитажа», 1940, т. 3; Ставиский Б. Я., Большаков О. Г., Мончадская Е. А., Пянджнкентский некрополь, в кн.: Материалы и исследования по археологии СССР, № 37, М. — Л., 1953; Рапопорт Ю. А., Из истории религии древнего Хорезма, М., 1971 (Тр. Хорезмской археолого-этнографической экспедиции, т. 6).

    Наусы из Пенджикентского некрополя.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Советская историческая энциклопедия

    этим словом (заимствованным у сирийских греков) арабоязычные ср.-век. авторы называли немусульманские погребальные постройки. Н. были распространены в древности и средние века у нек-рых народов Ср. и Передней Азии, религ. обряды к-рых запрещали погребение умерших в земле. В рус. и сов. востоковедч. и археол. лит-ре Н. принято называть склепы, к-рые зороастрийцы (см. Зороастризм) сооружали из глины, саманного кирпича или камня для хранения оссуариев - урн, в к-рых находились очищенные кости умерших (их предварительно выставляли на съедение диким животным) или тела умерших.

    Лит.: Иностранцев К., О др.-иранских погребальных обычаях и постройках, "ЖМНП", 1909, No 3; Борисов А. Я., О значении слова "наус", "Тр ОВЭ", т. 3, Л., 1940; Толстов С. П., Древний Хорезм, М., 1948; Ставиский Б. Я., Большаков О. Г., Мончадская E. A., Пянджикентский некрополь, МИА, No 37, M., 1953.

  3. Источник: Советская историческая энциклопедия