Большая Советская энциклопедия

    Валентин Николаевич [р. 22.8 (4.9).1909, Москва], советский режиссёр, народный артист СССР (1974). В 1929 окончил актёрский, в 1932 режиссёрский факультет Государственной театральной экспериментальной мастерской под руководством В. Э. Мейерхольда. С 1929 участвовал как актёр в спектаклях Театра им. Мейерхольда. В 1940 один из организаторов Государственной театральной московской студии (с 1941 фронтовой театр), где в 1940 поставил спектакль «Город на заре» по пьесе, созданной А. Н. Арбузовым совместно со студийцами. В 1942—1945 возглавлял Театр Северного флота, в 1945—50 — Московский гастрольный театр. С 1950 режиссёр, с 1957 главный режиссёр Московского театра Сатиры. Особое значение в его творчестве и в истории театра Сатиры имели постановки пьес В. В. Маяковского: «Баня» (1953, совместно с Н. В. Петровым и С. И. Юткевичем; 1967), «Клоп» (1955, совместно с Юткевичем; 1974), «Мистерия-Буфф» (1957). Поставил также «Дамоклов меч» Хикмета (1959), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше (1969), «У времени в плену» Штейна (1970), «Ревизор» Гоголя (1972), «Таблетку под язык» Макаёнка (1973) и др. Спектакли, осуществленные П., отличают публицистическая острота, динамические мажорные решения, боевая сатиричность, склонность к гиперболе, гротеску. Автор книги «На сцене — Маяковский» (1962) и статей по вопросам режиссёрского искусства. Награжден 2 орденами, а также медалями.

    Лит.: Калитин Н., Вместе с Маяковским, в сборнике: Спектакли этих лет, М., 1957.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    ПЛУЧЕК Валентин Николаевич (родился в 1909), режиссер, актер. С 1929 в Театре имени Вс. Мейерхольда. С 1950 режиссер, с 1957 главный режиссер Московского театра сатиры. Для Плучека характерно стремление к четкости, выразительности сценической формы, легкости и динамичности рисунка спектакля. В постановках публицистических пьес, остросатирических комедий ("Баня", 1953, совместно с Н.В. Петровым, и 1967, "Клоп", 1955, совместно с С.И. Юткевичем, и 1974, обе - В.В. Маяковского, и др.) широко использовал приемы гротеска, гиперболы. Во многих спектаклях проявился интерес режиссера к изображению бытовой среды, к театральной стилизации: "Безумный день, или Женитьба Фигаро" П.О. Бомарше (1969), "Ревизор" Н.В. Гоголя (1972), "Самоубийца" Н.Р. Эрдмана (1981), "Вишневый сад" А.П. Чехова (1983) и др.

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.