Большая Советская энциклопедия

    I

    Казбе́ги

    Александр [8(20).1.1848, с. Степанцминда, ныне Казбеги, — 10(22).12.1893, Тбилиси], грузинский писатель. Родился в семье правителя Горского округа. После смерти отца вёл огромное помещичье хозяйство. К. освободил крестьян от податей, но вскоре, отказавшись от положения властительного феодала, ушёл в горы, пастушествовал 7 лет, вёл жизнь, полную лишений, глубоко узнал обычаи и законы общины. В 1879 поселился в Тбилиси, стал сотрудником газеты «Дроеба». В 1881 в газете появился роман К. «Элгуджа», в котором созданы полные драматизма образы мужественных горских крестьян, борцов за свою честь и свободу. Роман имел большой успех. Тираж отдельного издания романа «Элгуджа» был конфискован полицией и сожжён. Вслед за ним были опубликованы повести: «Элисо» (1882), «Отцеубийца» (1882), «Цико» (1883), «Отверженная» (1884), «Хевисбери Гоча» (1884), «Пастырь» (1885) и др. Все произведения К. написаны с 1880 по 1886. К. разоблачал беззакония царских чиновников и феодалов, создавал героические образы благородных и мужественных крестьян. Лишения и преследования привели К. к тяжёлой душевной болезни. Умер в одиночестве и нищете.

    Любовь к родине нерасторжима у К. с идеями справедливости, гуманности, с готовностью к борьбе с притеснителями народа. Почти все герои К. гибнут в неравной борьбе, и тем не менее его произведения проникнуты верой в неиссякаемые силы народа.

    К. изобразил пленительные ландшафты горной Грузии. Некоторая идеализация прошлого, законов родового общества сочетается в произведениях К. с отрицанием жестоких норм общинного строя. Обострённое чувство современности, сила правдивого изображения действительности ставят К. в ряд крупнейших мастеров груз. прозы 19 в.

    К. перевёл на грузинский язык «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Ромео и Джульетту» У. Шекспира, стихи М. Ю. Лермонтова и др.

    Соч.: В рус. пер. — Избранное, т. 1—2, Тб., 1948—49; Избр. Произведения, т. 1—2, 1957; Элисо. Повести и рассказы. [Вступ. ст. Е. Лундберга], М., 1964.

    Лит.: Барамидзе А., Радиани Ш., Жгенти Б., История грузинской литературы, Тб., 1958; Джибладзе Г., Романтики и реалисты в грузинской литературе 19 в., Тб., 1963.

    А. Казбеги.

    II

    Казбе́ги (до 1921 — Степанцминда)

    посёлок городского типа, центр Казбегского района Грузинской ССР. Расположен у подножия г. Казбек, в верхнем течении р. Терек (на высоте 1750 м), на Военно-Грузинской дороге, в 46 км к Ю. от г. Орджоникидзе. завод по розливу минеральной воды «Казбеги» (типа нарзана). Краеведческий музей им. А. Казбеги. Из К. начинаются восхождения на вершину Казбека; построена канатная дорога от К. до Самеба. Близ К. — туристская база.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    Казбеги

    КАЗБЕГИ Александр (1848—1893) — выдающийся грузинский беллетрист. Происходил из состоятельной дворянской семьи. Воспитывался среди грузинских горцев и обстоятельно изучил нравы и обычаи горских племен. Высшее образование получил в Московской Разумовской сельскохозяйственной (ныне Тимирязевской) академии. Но городская жизнь не привлекала К., и он вскоре после окончания образования вернулся обратно в горы и стал заниматься скотоводством. Только в 1879 переселился он в Тифлис. Здесь он сперва вступил в драматическую труппу и играл на сцене грузинского театра, а потом приступил к лит-ой деятельности. Долголетнее пребывание в горах и внимательное наблюдение за жизнью местного населения дали К. огромный материал для его художественного творчества. К. с большим искусством изображает общинную жизнь горских племен в период их завоевания русским капиталом и установления в горах полицейской власти. Писатель-народник, К. проникнут глубокой любовью к нравственным нормам и обычаям «теми» (общины), и, сознавая, что с укреплением царского режима в горах отомрут «славные вековые традиции свободного народа», он — представитель консервативно-народнического мировоззрения, стремится своим изящным, образным яз. закрепить в лит-ре уходящие патриархальные формы и каноны общественной жизни горских племен. Большая часть произведений К. посвящена изображению того социального механизма людских отношений, на к-ром держался примитивный общественный строй. Описывая существующие житейские нормы горцев, К. затрагивает проблему взаимоотношений между личностью и родом, показывая, насколько противоречат «священные правила» «теми» запросам пробуждающейся индивидуальности. Но, констатируя эту коллизию, писатель утверждает, что правила «теми» должны стоять выше всяких личных интересов, что все, не подчиняющиеся им, подлежат «проклятию» и немедленному изгнанию из «теми». Так К. приходит к проповеди идей темского коллективизма. При этом одной из больших заслуг К. является то, что он, изучая культуру горцев и выступая против таких вредных пережитков, как жестокие обычаи кровной мести, сумел убедительно показать, что горцы вовсе не являются дикими зверями и «головорезами», как их склонны были изображать апологеты колонизационной политики царизма.

    Не менее важное место в творчестве К. занимают национальные мотивы. В 60-х — 70-х гг. XIX в. жители кавказских гор были окончательно и жестоко разгромлены русской монархической властью, и местные обычаи стали регулироваться полицейскими законами. К. дал яркую характеристику той борьбы, к-рую вели горцы против русских солдат и полицейских. Он призывает горцев продолжать героическую защиту своей земли и никому не дать «осквернить» адаты общины. Но К. не мог не видеть, что «русский царь сильнее теми» и что все усилия горцев защитить свою независимость — бесполезны. Он принимает эту горькую истину, но вместе с тем высказывает глубокую уверенность в том, что в будущем общинный строй опять возродится, ибо «истоки нашей жизни исходят только из него». Необходимо кроме того отметить, что К., изображая жизнь грузин-горцев, большое внимание уделяет также негрузинским племенам, населяющим Кавказские горы. В повести «Элисо» он нарисовал трагедию Чечни, находящейся под жестоким игом русского самодержавия, представители к-рого беспощадно выселяли целые чеченские аулы в Турцию. В последние годы своей деятельности К. написал также пьесу из жизни крепостных крестьян («Арсена»), где он разрабатывал идею экономического и правового освобождения крестьян от ига помещиков.

    К. в грузинской лит-ре считают представителем неоромантического направления. Но это мнение можно оспаривать. Для творчества К. прежде всего характерен бытовой реализм в романтической окраске, а в отношении социальной характеристики лит-ого стиля К. его можно считать представителем мелкобуржуазной народнической идеологии.

    Для современности произведения К., кроме своей эстетической ценности, имеют большое историческое значение, ибо по ним достаточно полно можно изучать отдельные отжившие и отживающие стороны общественной жизни племен Грузии и Кавказа.Библиография:

    I. Произведения К. в русск. перев. печатались в журнале «Кавказский вестник» за 1899—1902; в новом переводе имеется «Елгуджа», «ЗИФ», М., 1926.

    II. Хаханов А., История грузинской словесности, вып. V, М., 1906; Котатишвили В., История грузинской литературы, ч. 3, Кутаис, 1927.

  3. Источник: Литературная энциклопедия