Большая Советская энциклопедия

    Гуно (Crounod) Шарль (17.6.1818, Париж, 18.10.1893, Сен-Клу, пригород Парижа), французский композитор. Член института Франции (1866). Отец Г. был художником, мать преподавательницей музыки. Г. брал уроки теории музыки у А. Рейхи. В 183638 учился в Парижской консерватории у Ж. Ф. Галеви (контрапункт и фуга), Ж. Ф. Лесюэра и Ф. Паэра (композиция). В 1839 получил Римскую премию (за кантату «Фернан»), давшую ему возможность три года провести в Италии и недолго в Германии. С 1845 в течение нескольких лет занимал должность органиста, затем капельмейстера одной из церквей Парижа. В 185260 был директором парижского объединения хоровых обществ «Орфеон». В 187075 жил в Лондоне, где основал общество «Хор Гуно» (ныне Королевское хоровое общество). Г. виднейший представитель французской лирической оперы (см. Опера). Вершина творчества Г. опера «Фауст» (по одноименной трагедии Гёте; «Театр лирик», 1859; с речитативами вместо разговорных диалогов и балетной сценой «Вальпургиева ночь» 1869, театр «Гранд-Опера»), завоевавшая мировое признание. Лучшие оперы Г. отличают правдивость в изображении чувств и переживаний героев, психологически тонкое раскрытие их душевного мира. Искренность и задушевная простота мелодии, насыщенной оборотами городского песенно-танцевального фольклора, контрастная динамика драматургии, реалистическая обрисовка жанрово-бытовых сцен, изящество гармонии и инструментовки таковы особенности созданной Г. лирической оперы.

    Г. автор 14 опер (2 из них не окончены), в том числе «Сафо» (1850), «Лекарь поневоле» (1857), «Филемон и Бавкида» (1859), «Царица Савская» (1861), «Ромео и Джульетта» (1865); кантат, в том числе «Галлия» (1871); музыки к спектаклям («Мещанин во дворянстве» Мольера, «Улисс» Понсара, «Жанна д'Арк» Барбье и др.); многочисленных духовных произведений (месс, реквиемов); симфонических сочинений (в т. ч. 2 симфоний); романсов и песен, фортепианных пьес и др.

    Творчество Г. оказало заметное влияние на многих французских композиторов Ж. Бизе, Ж. Массне, Л. Делиба и др. Г. выступал также как музыкальный писатель.

    Соч.: «Ascanio» de Saint-Saёns, P., 1890; Le «Don Juan» de Mozart, P., 1890; Mémoires d'un artiste, 3 éd., P., 1896; рус. пер. Записки артиста, СПБ, [1904]; Воспоминания артиста, М., 1962.

    Лит.: Французская музыка второй половины XIX века. Сб. переводных работ, под ред. М. С. Друскина, М., 1938; Prod' homme J. G. et Dandelot A., Gounod (18181893),v. 12, P., 1911.

    С. М. Грищенко.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Gounod, Charles)

    ШАРЛЬ ГУНО

    ШАРЛЬ ГУНО

    (1818-1893), французский композитор. Шарль Франсуа Гуно родился 17 июня 1818 в Париже. Его отец был художником, мать - одаренной пианисткой, которая поощряла в детстве его интерес к музыке. Окончив лицей Сен-Луи, Гуно поступил в Парижскую консерваторию, где занимался контрапунктом у Галеви, а композицией у Ф. Паэра и Ж. Ф. Лесюэра. В 1839 был удостоен Римской премии. В Риме изучал великую духовную музыку итальянского Возрождения, написал две мессы, реквием и кантату. Познакомился с произведениями немецких романтиков, но в творчестве преобладало влияние итальянцев. Вернувшись в Париж, Гуно принял решение стать священником. Он служил органистом и регентом в церкви Иностранных миссий в Париже. Со временем любовь к музыке победила: отказавшись от принятия духовного сана, он полностью посвятил себя творчеству и стал профессиональным композитором. В 1851 в Лондоне была исполнена его месса соль мажор, успех которой открыл перед ним новые возможности. Парижский театр "Опера" принял к постановке первую оперу Гуно Сафо (Sapho, 1851), однако она не имела успеха. Тем не менее композитор всерьез увлекся оперным жанром. Следующая опера Гуно - Окровавленная монахиня (La Nonne sanglante, 1854), либретто которой отвергли пять композиторов, включая Г.Спонтини и Г.Берлиоза. И на этот раз премьеру ждала неудача. Лекарь поневоле (Le medcin malgr lui, 1858) привлек к себе большее внимание, к опере проявила интерес и лондонская публика, но только благодаря Фаусту (1860), композитор смог упрочить свое положение в театре. Премьера состоялась на сцене "Театр лирик" (1859), затем Гуно исключил ее из репертуара и переписал. Новая редакция Фауста, завоевавшая симпатии публики, была поставлена в 1869 в Императорской академии музыки (тогдашнее название парижской "Опера"). Относительный успех имела опера Филемон и Бавкида (Philmon et Baucis, 1860), после которой, вплоть до постановки Ромео и Джульетты (Romo et Juliette, 1867), сочинения композитора встречали в оперных театрах весьма сдержанный прием. В 1864 определенное признание получила опера Мирейль (Mireille). Наряду с операми Гуно постоянно писал и духовные сочинения, но ни одно из них не оставило заметного следа во французской музыке. Когда в 1870 началась франко-прусская война, композитор переехал в Англию, где вскоре приобрел известность. Для Международной выставки 1871 года он написал кантату Галлия (Gallia). Чтобы исполнить ее, был создан специальный хор, который существует и в наши дни как Королевское хоровое общество. Под влиянием усилившихся религиозно-мистических настроений Гуно все чаще обращается к церковной музыке; два важнейших сочинения этого времени - Искупление (La Redmption, 1882) и Смерть и жизнь (Mors et Vita, 1883) - трилогии для певцов-солистов, хора и оркестра. Позднее был создан реквием (1893); автору не довелось услышать свое творение, хотя он настойчиво просил Концертное общество исполнить хотя бы фрагмент. Несмотря на многочисленные неудачи в оперном творчестве, Гуно сыграл важнейшую роль в становлении подлинно французской оперы (в то время она только зарождалась, если не считать комической оперы и малоизвестных произведений Берлиоза). Фауст сразу одержал верх в состязании с большой оперой, внедряемой Дж.Мейербером, и способствовал развитию лирической оперы. К достоинствам Гуно можно отнести его умение создавать яркие эпизоды. Сцены в саду и в тюрьме из Фауста превосходны, а вальсы передают живость французского характера. Когда поэтический текст вдохновлял композитора, он мог отбросить присущую ему сдержанность, - так было с куплетами Мефистофеля (Фауст) или с песней Вулкана (Филемон и Бавкида). Ave Maria - вероятно, лучшее духовное сочинение Гуно - вдохновлено прелюдией до мажор И.С.Баха. Изучение музыки Палестрины и других композиторов, а также работа с большим хором, известным под названием "Орфеон" (1852-1860), позволили Гуно овладеть хоровым письмом. Он превосходно писал для хора, хотя его творческое воображение уступало его техническому мастерству. Композитор работал и в камерных жанрах: он был автором нескольких очаровательных песен, а две его маленькие симфонии доказали, что если бы не увлечение оперой и религией, он стал бы одним из лучших французских симфонистов. Потомки будут помнить Гуно как создателя одного произведения. Фауст неизменно популярен и, в сущности, занимает такое же место в парижском репертуаре, как и Кармен Ж.Бизе. Умер Гуно в Сен-Клу близ Парижа 18 октября 1893.

    ЛИТЕРАТУРА

    Гуно Ш. Воспоминания детства. М., 1962

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Гуно́ Шарль

    (Gounod) (1818—1893), композитор, один из создателей и виднейший представитель французской лирической оперы. 12 опер, в том числе «Сафо» (1850), «Фауст» (1859), «Мирейль» (1863), «Ромео и Джульетта» (1865); 4 оратории, кантаты, мессы, реквием, 2 симфонии, свыше 200 романсов и песен.

    * * *

    ГУНО Шарль

    ГУНО́ (Gounod) Шарль (1818—93), французский композитор. Один из создателей и виднейший представитель французской лирической оперы(см. ЛИРИЧЕСКАЯ ОПЕРА). Оперы «Сафо» (1850), «Фауст» (1859), «Мирейль» (1863), «Ромео и Джульетта» (1865) и др.

    * * *

    ГУНО́ (Gounod) Шарль Франсуа (17 июня 1818, Париж — 18 октября 1893, Сен-Клу, пригород Парижа), французский композитор, один из создателей и виднейший представитель французской лирической оперы.

    Жизнь и творчество

    Сын художника. Мать была одаренной пианисткой, у которой Гуно брал первые музыкальные уроки. В 1835 он окончил лицей св. Людовика, затем начал заниматься композицией у чешского музыканта А. Рейхи. После его кончины поступил в Парижскую консерваторию, где учился у Ф. Галеви(см. ГАЛЕВИ Фроманталь) и Ж. Ф. Лесюэра(см. ЛЕСЮЭР Жан Франсуа). В 1839 кантата Гуно «Фернан» была удостоена Римской премии, дававшей возможность трехлетнего пребывания в Риме на Вилле Медичи.

    В Италии Гуно уделял много внимания изучению творчества Палестрины(см. ПАЛЕСТРИНА). Из Рима он направился в Вену, где в 1842 и 1843 были исполнены его месса и реквием, созданные в Италии. На обратном пути в Париж он посетил Прагу, Дрезден и Берлин, встречался в Лейпциге с Ф. Мендельсоном(см. МЕНДЕЛЬСОН Феликс). В Париже Гуно стал органистом и хормейстером в церкви Иностранных миссий, в течение двух лет изучал теологию. В 1846 поступил в семинарию Сен-Сюльпис, но в 1847 отказался от намерения принять духовный сан. «Реквием» и «Te Deum», над которыми он начал работу годом ранее, остались незавершенными, и Гуно обратился к оперному творчеству.

    Его ранние оперы «Сафо» (1851) и «Окровавленная монахиня» (1854) были приняты без энтузиазма, несмотря на одобрительные рецензии Г. Берлиоза(см. БЕРЛИОЗ Гектор). В «Торжественной мессе» в честь св. Цецилии (1855) он пытался сочетать духовный стиль с более светскими приемами письма. «Лекарь поневоле» (1858) по комедии Мольера(см. МОЛЬЕР) явился опытом создания комической оперы. С 1852 Гуно начал работу над оперой «Фауст» на либретто М. Карре и Ж. Барбье по трагедии И. В. Гете(см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг). Ее премьера 19 марта 1859 ознаменовала новый этап в развитии французской оперы. Гуно не удалось превзойти «Фауста» в своих более поздних сценических произведениях — таких как «Филемон и Бавкида» (1860), «Голубка» (1860), «Мирей» (1864) по провансальской поэме Ф. Мистраля(см. МИСТРАЛЬ Фредерик) (опера имела невероятный успех) и «Ромео и Джульетта» (1867).

    В 1852 Гуно стал руководителем хорового объединения «Орфеон» в Париже, для которого написал ряд хоровых сочинений, в том числе две мессы. В 1870—75 жил в Лондоне, где организовал хор, которому дал свое имя (ныне Королевское хоровое общество), и почти полностью посвятил себя созданию ораторий. Траурная кантата «Галлия» («Gallia») для сопрано соло, хора и оркестра, написанная в связи с военным поражением Франции в 1870, впервые была исполнена в 1871; за ней последовали оратории «Искупление» (1882) и «Жизнь и смерть» (1885). В 1888 Гуно был удостоен высшей степени ордена Почетного легиона.

    О стиле

    Мелодика Гуно, несомненно, самобытная, иногда излишне сентиментальна. Он отлично знал возможности голоса, был мастером оркестровки, но музыкальные характеристики в его операх, при всех их привлекательности, бывают нередко легковесными, а религиозное чувство в духовных сочинениях — не слишком глубоким.

    Его «Размышления» (1859) для голоса и органа или оркестра, более известное под названием «Ave Maria» и вдохновленное прелюдией до-мажор И. С. Баха(см. БАХ Иоганн Себастьян) из «Хорошо темперированного клавира» (ч. 1), свидетельствует как об изобретательности Гуно-мелодиста, так и о его наивности в вопросах стиля. Мелодический дар Гуно в полной мере проявился в операх «Фауст», «Мирей» и «Лекарь поневоле».

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Музыкальный словарь

    ( 17 VI 1818, Париж - 18 X 1893, Сен-Клу, близ Парижа)

    Искусство - это сердце, способное мыслить.

    Ш. Гуно

    Ш. Гуно - автор всемирно известной оперы "Фауст" - занимает одно из самых почетных мест среди композиторов XIX в. Он вошел в историю музыки как один из основоположников нового направления в оперном жанре, получившего впоследствии название "лирическая опера". В каком бы жанре ни работал композитор, он всегда отдавал предпочтение мелодическому развитию. Он считал, что мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой мысли. Влияние Гуно сказалось на творчестве композиторов Ж. Бизе и Ж. Массне.

    В музыке Гуно неизменно покоряет лиризм, в оперном творчестве музыкант выступает как мастер музыкального портрета и чуткий художник, передающий правдивость жизненных ситуаций. В его манере изложения искренность и простота всегда соседствуют с высочайшим композиторским мастерством. Именно за эти качества ценил музыку французского композитора П. Чайковский, даже дирижировавший в 1892 г. оперой "Фауст" в Театре Прянишникова. По его словам, Гуно - "один из немногих, которые в наше время пишут не из предвзятых теорий, а по внушению чувства".

    Гуно больше известен как оперный композитор, ему принадлежат 12 опер, кроме этого им созданы хоровые сочинения (оратории, мессы, кантаты), 2 симфонии, инструментальные ансамбли, фортепианные пьесы, более 140 романсов и песен, дуэты, музыка для театра.

    Гуно родился в семье художника. Уже в детстве проявились его способности к рисованию и музыке. После смерти отца образованием сына (в т. ч. музыкальным) занималась мать. Теорию музыки Гуно изучал у А. Рейхи. Первое впечатление от оперного театра, в котором шла опера Дж. Россини "Отелло", определило выбор будущей карьеры. Однако мать, узнав о решении сына и реально представляя трудности на пути артиста, допыталась воспротивиться.

    Директор лицея, в котором учился Гуно, обещал ей помочь предостеречь сына от этого опрометчивого шага. В перерыве между занятиями он вызвал Гуно и дал ему лист бумаги с латинским текстом. Это был текст романса из оперы Э. Мегюля. Разумеется, Гуно этого сочинения еще не знал. "К следующей перемене романс был написан"... - вспоминал музыкант. - "Едва я пропел половину первой строфы, как лицо моего судьи прояснилось. Когда я кончил, директор сказал: "Ну, теперь пойдем к фортепиано". Я торжествовал! Теперь я буду во всеоружии. Я снова проиграл свое сочинение, и побежденный г. Пуарсон, в слезах, схватив меня за голову, расцеловал и сказал: "Дитя мое, будь музыкантом!" Учителями Гуно в Парижской консерватории были крупные музыканты Ф. Галеви, Ж. Лесюэр и Ф. Паэр. Только после третьей попытки в 1839 г. Гуно стал обладателем Большой Римской премии за кантату "Фернан".

    Ранний период творчества отмечен преобладанием духовных сочинений. В 1843-48 гг. Гуно был органистом и регентом церкви Иностранных миссий в Париже. Он даже намеревался принять духовный сан, но в конце 40-х гг. после долгих колебаний возвращается к искусству. С этого времени ведущим в творчестве Гуно становится оперный жанр.

    Первая опера "Сафо" (либр. Э. Ожье) была поставлена в Париже в Grand Opera 16 августа 1851 г. Главная партия была написана специально для Полины Виардо. Однако опера не удержалась в театральном репертуаре и после седьмого представления была снята. Г. Берлиоз дал в печати уничтожающий отзыв на это произведение.

    В последующие годы Гуно пишет оперы "Кровавая монахиня" (1854), "Лекарь поневоле" (1858), "Фауст" (1859). В "Фаусте" И. В. Гёте внимание Гуно привлек сюжет из первой части драмы.

    В первой редакции опера, предназначавшаяся для постановки в парижском Theatre Lyrique, имела разговорные речитативы и диалоги. Лишь к 1869 г. для постановки в Grand Opera они были положены на музыку, был также вставлен балет "Вальпургиева ночь". Несмотря на грандиозный успех оперы в последующие годы, критики не раз ставили в упрек композитору сужение рамок литературно-поэтического первоисточника, акцент на лирическом эпизоде из жизни Фауста и Маргариты.

    После Фауста появились "Филемон и Бавкида" (1860), сюжет которой заимствован из "Метаморфоз" Овидия; "Царица Савская" (1862) по арабской сказке Ж. де-Нерваля; "Мирейль" (1864) и не принесшая успеха композитору комическая опера "Голубка" (1860). Интересно, что Гуно скептически относился к своим творениям.

    Второй вершиной оперного творчества Гуно стала опера "Ромео и Джульетта" (1867) (по В. Шекспиру). Композитор работал над ней с большим увлечением. "Я ясно вижу перед собою их обоих: я слышу их; но достаточно ли хорошо я увидел? Так ли, верно ли я услышал обоих влюбленных?" - писал композитор своей жене. "Ромео и Джульетта" была поставлена в 1867 г. в год Всемирной выставки в Париже на сцене Theatre Lyrique. Примечательно, что в России (в Москве) она была исполнена через 3 года артистами итальянской труппы, партию Джульетты пела Дезире Арто.

    Написанные после "Ромео и Джульетты" оперы "Пятое марта, Полиевкт, Дань Заморы" (1881) не имели большого успеха. Последние годы жизни композитора вновь были отмечены клерикальными настроениями. Он обращается к жанрам хоровой музыки - создает грандиозное полотно "Искупление" (1882) и ораторию "Смерть и жизнь" (1886), в композицию которой, как составная часть, вошел Реквием.

    В наследии Гуно есть 2 работы, которые как бы расширяют наше представление о таланте композитора и свидетельствуют о его незаурядных литературных способностях. Одна из них посвящена опере В. А. Моцарта "Дон-Жуан", другая представляет собой мемуары "Воспоминания артиста", в которых открылись новые грани характера и личности Гуно.

  7. Источник: Музыкальный словарь