Словарь Брокгауза и Ефрона

    (invenzione, начертание, набросок) — название небольших двух— и трехголосных полифонических пьес, написанных в виде имитации. И. С. Бах писал Invenzionen для своих учеников как приготовительные упражнения перед фугой для достижения полной самостоятельности пальцев и вообще развития способности к исполнению сложной полифонической музыки на клавесине.

    Н. С.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (от лат. inventio — изобретение, выдумка)

    обозначение небольшой музыкальной пьесы, указывающее на роль в ней изобретательности, выдумки — как в мелодии, так и в музыкальном развитии, форме. Первым термин «И.» применил французский композитор К. Жанекен в 1555. Широко известны И. для клавира, созданные И. С. Бахом (1720—23; трёхголосные Бах назвал «симфониями»). По мысли Баха, они должны были служить выработке техники двухголосной и трёхголосной игры, а также побуждать к музыкальным находкам и их разработке. Изредка название «И.» применялось и композиторами 20 в. (Г. Рёйтер в Германии, Б. Блахер в ФРГ, А. И. Хачатурян в СССР и др.).

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    Небольшая музыкальная пьеса, содержащая какую-либо находку в области мелодического развития.

  5. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  6. Большой энциклопедический словарь

    ИНВЕНЦИЯ (от лат. inventio - изобретение - выдумка), небольшая музыкальная пьеса, в которой существенное значение имеет какая-либо оригинальная находка в области мелодического развития, формообразования. Известны инвенции для клавира И. С. Баха.

  7. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  8. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    инве́нция "изобретение", с 1705 г.; см. Христиани 21. Через польск. inwencja из лат. inventiō.

  9. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  10. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен. invention

  11. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  12. Энциклопедия Кольера

    (лат. inventio, "находка", "изобретение"), музыкальный термин, использованный И. С. Бахом в названии его цикла, состоящего из 15 двухголосных пьес в свободном полифоническом стиле (1720). Возможно, Бах позаимствовал термин у А.Бонпорти, автора сочинения Мир: двухголосные инвенции для скрипки и континуо (La pace: invenzioni o dieci partite a violino e continuo, 1714). Бах трактовал свои инвенции как клавирные упражнения, а также как модели для полифонической импровизации. Баховский цикл из 15 трехголосных пьес в том же стиле, который в современных изданиях обычно именуется тоже "инвенциями", сам композитор по неясным причинам назвал "симфониями".

    ЛИТЕРАТУРА

    Бодки Э. Интерпретация клавирных произведений И. С. Баха. М., 1993

  13. Источник: Энциклопедия Кольера



  14. Энциклопедический словарь

    ИНВЕ́НЦИЯ -и; ж. [лат. inventio - изобретение, выдумка] Муз. Небольшая пьеса полифонического склада, в которой существенное значение имеет какая-л. оригинальная находка в области мелодического развития.

    * * *

    инве́нция

    (от лат. inventio — изобретение, выдумка), небольшая полифоническая музыкальная пьеса, в которой существенное значение имеет какая-либо определённая композиционно-техническая идея. Известны инвенции для клавира И. С. Баха.

    * * *

    ИНВЕНЦИЯ

    ИНВЕ́НЦИЯ (от лат. inventio — изобретение, выдумка), небольшая музыкальная пьеса, в которой существенное значение имеет какая-либо оригинальная находка в области мелодического развития, формообразования. Известны инвенции для клавира И. С. Баха(см. БАХ Иоганн Себастьян).

  15. Источник: Энциклопедический словарь



  16. Музыкальная энциклопедия

    (от лат. inventio - изобретение, выдумка) - обозначение небольшой пьесы, указывающее на роль в ней муз. изобретательности, выдумки - как в отношении мелодики, так и в отношении развития: тематич. ядра, построения формы. Первым термин "И." применил К. Жанекен (многогол. песни "Inventions musicales", 2 выпуска, 1555). Нередко обозначение И. использовалось в качестве подзаголовка или характеристики произв. в предисловии к ним; порой оно сочеталось с дополняющими словами ("Inventioni curiose" Дж. Б. Витали из собрания "Artificii musicali", op. 13, 1689). И. для скрипки соло ор. 10 Ф. А. Бонпорти (1713) были собственноручно переписаны И. С. Бахом и поэтому долгое время рассматривались как его сочинения. Возможно, что они послужили прообразом широко известных И. самого И. С. Баха. Это собрание двухгол. пьес из "Клавирной книжечки для В. Ф. Баха" (1720), занимающих промежуточное положение между полифонич. прелюдиями и фугами И. С. Баха; первоначально они были названы преамбулами. Трёхгол. пьесы того же типа Бах сначала назвал фантазиями, позднее переименовал их в симфонии. По мысли Баха, его И. должны были служить выработке техники двухгол. и трёхгол. игры, а также побуждать к муз. находкам и их последоват. разработке. Близки к И. нек-рые прелюдии из "Хорошо темперированного клавира" и пьесы из "Клавирных упражнений". Название И. изредка применялось и композиторами 20 в. (Э. Пеппинг, И. для малого орк., 1931; Б. Блахер, 2 И. для oрк. op. 46; M. Буттинг, 6 И. для секстета смешанного состава, 1950; Г. Рейтер, И. для фп. ор. 25; Г. Клебе, 4 И. для фп. ор. 26 и др.). А. Берг построил 3-е действие оперы "Воццек" в виде 6 И., т. е. 6 муз. форм, осн. на том или ином избранном материале (И. в виде темы с вариациями, И. с орг. пунктом, И. с единым ритмом и др.). В "Детском альбоме" для фп. А. И. Хачатуряна переложение Adagio из балета "Гаянэ" названо И. Цикл И. для органа принадлежит Б. И. Тищенко.

    Литература: Скребков М., Полифонический анализ, М., 1940, с. 115-121; Протопопов В. Л., История полифонии в ее важнейших явлениях, (вып. 2). Западно-европейская классика XVIII-XIX веков, М., 1965, с. 177-178 (об инвенциях И. С. Баха); Schering A., Geschichtliches zur "ars inveniendi" in der Musik, "JbP", Jahrg. XXXII, 1925, Lpz., 1926; Jode Fr., Die Kunst Bachs, dargestellt an seinen Inventionen, Wolfenbьttel, 1926, 1957; David J. N., Die zweistimmigen Inventionen von J. S. Bach, Gцttingen, 1957; его же, Die dreistimmigen Inventionen J. S. Bachs, Gцttingen, 1959.А. О. Гриневич.

  17. Источник: Музыкальная энциклопедия



  18. Музыкальный словарь

    Этим словом, означающим по-латыни «изобретение» (inventio), И. С. Бах назвал небольшие полифонические пьесы, которые он сочинял специально для своих учеников. Это были своего рода упражнения, необходимые для того, чтобы овладеть приемами исполнения сложных полифонических произведений, в частности -- фуг. Название для своих пьес композитор подобрал чрезвычайно точно, так как его инвенции действительно полны выдумок, остроумных сочетаний и чередований голосов. Но инвенции -- не только упражнения. Это яркие художественные произведения, в каждом из которых воплощено определенное настроение. Бах считал, что его инвенции могут помочь начинающему музыканту не только исполнять, но и сочинять музыку. Вот как он определил в предисловии к инвенции их назначение: «Чистосердечное руководство, дающее возможность любителям клавирного искусства и в особенности жаждущим его изучения не только научиться чисто играть двухголосие, но при дальнейших успехах уверенно и умело обращаться и с трехголосием... выработать певучую манеру игры и, вместе с тем, развить в себе сильное предрасположение к композиции...»

  19. Источник: Музыкальный словарь



  20. Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  21. Источник:



  22. Большой Энциклопедический словарь

  23. Источник: