Большая Советская энциклопедия

    теории исторического круговорота, социально-философской концепции, кладущие в основу периодизации истории принцип повторения, кругооборота общественных процессов. Возникнув в глубокой древности, такие представления, первоначально в мифологической и религиозной форме, пытались внести определенный порядок и смысл в историю (по аналогии с циклическими процессами, происходящими в природе: смена времён года, развитие биологических организмов и т.п.). Эти взгляды имели известное практическое значение (способствуя, например, созданию календарей), в то же время они, как правило, выражались в установлении космически и божественных периодов, длящихся сотни и даже тысячи лет, сочетались с мистическим учением о переселении душ, многократном сотворении и гибели мира и т.п. Ц. т. имели также определенное познавательное значение. Они позволили упорядочить хронологию (списки 30 династий Древнего, Среднего и Нового царств в Египте), выявить отдельные тенденции в смене политических форм правления (изучение Аристотелем истории 158 греческих полисов), провести интересные параллели между историей разных народов и эпох (Полибий и Сыма Цянь) и т.д. Тем самым Ц. т. способствовали становлению сравнительно-исторического метода в обществоведении. Идеи кругооборота получили широкое распространение в Древнем Китае, Древнем Египте, Вавилоне, а также у античных философов и историков, что было связано с крайне медленным поступательным развитием общества.

    Вклад в разработку Ц. т. внёс арабский мыслитель 14—15 вв. Ибн Хальдун, выделивший во всемирной истории четыре эпохи, связанные с деятельностью различных народов. В каждой из этих эпох он пытался выявить закономерности развития и упадка культуры, смены династий и т.п.

    Особую популярность Ц. т. приобрели в 17—18 вв. в западноевропейской общественной мысли, многие представители которой восприняли экономический и культурный подъём той эпохи как возрождение античности после средневекового упадка. Ц. т. имели прогрессивное значение, ибо противопоставляли естественный порядок и определенную закономерность в истории различным теологическим, провиденциальным (см. Провиденциализм) концепциям, а также изображению истории как сферы господства случайности и произвола великих людей. Наиболее видный представитель Ц. т. того времени — Дж. Вико, выдвинувший идею круговорота — развития всех народов по циклам, состоящим из трёх эпох: божественной, героической и человеческой. Взгляды Ибн Хальдуна и Вико оказали влияние на последующее развитие философии истории (См. Философия истории). Представления о циклическом характере общественного развития разделялись многими социалистами-утопистами, в частности Ш. Фурье, разработавшим концепцию о четырёх фазах человеческой истории («райская» первобытность, дикость, варварство и цивилизация).

    После открытия материалистического понимания истории Ц. т. приобретают всё более реакционный характер. Идея исторического круговорота противопоставляется идее общественного прогресса. Сторонники Ц. т. отрицают поступательный характер всемирной истории (Э. Мейер), изображают её как разорванные во времени и пространстве циклы развития и упадка локальных цивилизаций, не связанных друг с другом (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Д. Тойнби и др.). Ц. т. получили широкое распространение на Западе, особенно после 1-й мировой войны 1914—18. Некоторые буржуазные философы и социологи (П. Сорокин), будучи не в состоянии разрешить противоречие между циклическим и линейным развитием, пытаются эклектически сочетать их в своих концепциях. Историческая обречённость капитализма воспринимается буржуазными исследователями как гибель «христианской цивилизации Запада» со всеми её культурными и технологическими достижениями.

    Марксизм-ленинизм противопоставляет всем ненаучным концепциям общественного развития, в том числе Ц. т., Исторический материализм, диалектико-материалистическую теорию поступательного развития общества (см. Прогресс).

    Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; Ленин В. И., К вопросу о диалектике, Полное собрание соч., 5 изд., т. 29; его же, Философские тетради, там же; Араб-Оглы Э. А., Концепция исторического круговорота, в кн.: Исторический материализм и социальная философия современной буржуазии, М., 1960; Маркарян Э. С., О концепции локальных цивилизаций, Ер., 1962; Конрад Н. И., Запад и Восток, 2 изд., М., 1972; Чесноков Г. Д., Современная буржуазная философия истории, Г., 1972. См. также лит. при ст. Философия истории, Цивилизация.

    Э. А. Араб-Оглы.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    ЦИКЛИЧНОСТИ ТЕОРИИ

    ЦИКЛИЧНОСТИ ТЕОРИИ — концепции, описывающие развитие общества или отдельных его подсистем (экономики, социальной политики, культуры и т. д.) как последовательность повторяющихся циклов; при этом под циклом понимается совокупность процессов и явлений, составляющих кругооборот в течение определенного промежутка времени и приводящих социальную систему в исходное или подобное исходному состояние. Эти теории возникли уже в глубокой древности. Представления о циклическом развитии общества, как и Космоса в целом, характерны для философии Гераклита, Эмпедокяа, Платона, Аристотеля, Марка Аврелия, ими пронизана индийская философия. Так, согласно Платону, Космос существует как вечное чередование катастроф и рождений, свои циклы присущи развитию любого общества, напр. истории эллинов.

    Позднее сходные представления о цикличности и закономерной повторяемости исторического развития легли в основу философских и общеисторических концепций общественного развития, в разное время разрабатывавшихся Дж. Вико, Г. Рюккертом, Я. Я. Данилевским, О. Шченглером, А. Тойнби, К. Кунгли, Л. Н. Гумилевым, М. Одеоном и др. В этих концепциях циклы развития общества, как правило, представляют собой “жизненные циклы” тех или иных социальных систем со своими рождением, взрослением и умиранием (“век варварства”, “век героев”, “век городов, законов и разума” у Дж. Вико; “весна”, “лето”, “осень” и “зима” культур у О. Шпенглера; “генезис”, “рост”, “надлом” и “распад” цивилизаций у А. Тойнби, фазы этногенеза и развития этносов у Л. Н. Гумилева). Эти концепции не отрицают наличия периодов поступательного, восходящего движения данной социальной системы, но рассматривают их как определенные, ограниченные во времени фазы развития, на смену которым неизбежно приходят фазы стагнации и упадка. Общая черта этих теорий состоит в том, что “жизненные циклы” являются более или менее универсальными схемами, которые, по замыслу их авторов, описывают развитие любой культуры, цивилизации или этноса. В то же время подобные теории, улавливая некоторые общие закономерности в развитии различных этнических, национальных или цивилизационных образований, часто не учитывают уникальные черты и особенности, присущие каждой конкретной социальной системе.

    Наряду с “жизненными циклами” большой протяженности (от нескольких сотен до нескольких тысяч лет) в ряде теорий цикличности используются циклы “смены поколений”, имеющие протяженность от нескольких десятков (обычно 25—35) до сотни лет. При этом в большинстве концепций имеются в виду не чисто биологические, а “социальные” поколения, смена которых связана прежде всего с изменениями культурных и политических условий. Проблемы социальных поколений и их смены как механизма общественного развития представлены в трудах таких мыслителей, как Н. Макиавелли, Ж. Боден, Т. Кампанелла, Б. Паскаль, Д. Юм, Ж.-Ж. Руссо, А. Фергюсон, К. А. Сен-Симон, Ф. М. Фурье, О. Кант, Дж. С. Милль, Г. Спенсер, В. Дилыпей, Л. фон Ранке, В. Парето, К. Мангейм, X. Ортега-и-Гассет. Из современных авторов идея смены социальных поколений как основы формирования циклов истории представлена, напр., у американского историка и политического философа А. Шлезингера (мл.).

    Кроме того, существуют концепции, в которых делаются попытки напрямую связать природные (прежде всего космические) циклы с историческими циклами и колебаниями. Так, У. Джевонс связывал циклы солнечной активности с экономическими циклами, А. Д. Чижевский — с подъемами и спадами массовых социальных движений, революциями и т. п. Идеи русских “космистов” (В. И. Вернадского, Н. А. Морозова, К. Э. Циолковского и др.) в определенной мере послужили методологической основой для подобных концепций.

    Теории цикличности раскрывают те стороны развития общества, на которые не обращают внимания теоретики социальной эволюции как чисто поступательного процесса. Сюда относятся, в частности, определенная повторяемость или подобие событий и явлений, наблюдаемых в развитии разных обществ или в развитии одного общества на разных этапах, а также периодическое изменение направления, вектора социальных процессов. Однако представления о цикле исторического развития как о замкнутом круге, присущее многим теориям цикличности, в целом не являются адекватными и подвергаются справедливой критике. Социум, проходя цикл или период в своем развитии, не может вернуться в исходную точку: в истории, как и в природе, нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Поэтому более плодотворными и в настоящее время распространенными являются теории, рассматривающие исторические циклы как открытые, т. е. приводящие социальную систему не в исходное, а в новое состояние, хотя частично подобное исходному.

    Наличие незамкнутых циклов (длинных волн) исторического развития было показано в работах русского экономиста и социолога Н. Д. Кондратьева. Среди наиболее известных авторов, разрабатывавших или продолжающих разрабатывать различные аспекты теории длинных волн в развитии общества, можно назвать И. Шумпетера, Ф. Симиана, Э. Лабрусса, Ф. Броделя, И. Уоллерстайна, Э. Манделя, Дж. Голдстайна. Фактически волновой подход к исследованию развития общества в настоящее время представляет собой самостоятельное направление научной и философской мысли, отличающееся от классических теорий цикличности.

    Лит.: ВикоДж. Основания новой науки об общей природе наций. Киев, 1994; Данилевский Н. Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к 1ермано—Романскому. М., 1991; Кондратьев Н. Д. Проблемы экономической динамики. М., 1989; ТойнбиА. Постижение истории. М., 1991; ТойнбиА. Цивилизация перед судом истории. М., 1995; Гречко П. К. Концептуальные модели истории. М., 1995, с. 26—49; Савельева И. M., Полетаев А. В. История и время. В поисках утраченного. М., 1997, с. 355—432; Шпенглер О. Закат Европы, т. 1. Образ и действительность. Новосибирск, 1993; Шлезингер А. (мл.}. Циклы американской истории. М., 1992; ЧижевскийА. Л. Физические факторы исторического процесса.— “Сибирские огни”, 1990, № 9, с. 136—156.

    В. И. Пантин

  3. Источник: Философская энциклопедия



  4. Советская историческая энциклопедия

    круговорота исторического теории, - концепции обществ. развития, определяющим признаком к-рых является идея о постоянном и периодич. прохождении различными сосуществующими в пространстве и сменяющимися во времени обществ. образованиями аналогичных замкнутых циклов зарождения, подъема, упадка и гибели. Ц. т. были многообразны. Это многообразие относится к установлению как субъектов обществ. развития (гос-во, локальная культура) и их общего числа, так и стадий ист. цикла.

    Представление о жизни как вечном круговом движении было обычным и характерным для древности. У древних земледельческих народов оно было тесно связано с наблюдением за жизнью природы (повторяющиеся циклы смены времен года и др.). В антич. обществах были распространены представления о цикличной смене веков в связи с повторяющейся сменой положения небесных светил, якобы регулирующих земные события. Этот взгляд о циклическом развитии всего существующего в мире был перенесен и на смену политич. форм (в Др. Греции - Платон, Аристотель и особенно Полибий). Одной из важных предпосылок возникновения таких теорий была частая смена форм гос. власти в жизни антич. обществ. В Др. Китае (у Сима Цяня) Ц. т. приняла другую форму - учения о циклической смене "принципов", на к-рых покоится гос. власть. Ц. т. были чужды идее прогресса (хотя в нек-рых из них уже намечалась мысль о том, что круговорот приносит с собой новое содержание, а не означает лишь простого повторения пройденного пути). Но они несли в себе зародыши научно-плодотворных мыслей, получивших развитие и обоснование лишь впоследствии (попытка рассмотрения обществ. изменений как необходимого, не зависящего от воли отд. человека процесса, догадка о единстве ист. процесса в смысле повторения различными народами аналогичных ступеней развития).

    В средние века господствовал теологич. провиденциалистский (см. Провиденциализм) взгляд на историю, несовместимый с Ц. т. Вновь эти теории получили распространение в эпоху Возрождения в Италии (Макиавелли, использовавший, подобно антич. мыслителям, идею ист. круговорота для обоснования своего учения о закономерной и последовательной смене форм правления; Кампанелла). Развернутая концепция ист. круговорота принадлежит итал. мыслителю кон. 17 - 1-й пол. 18 в. Дж. Вико, согласно к-рой народы в своем развитии проходят 3 постоянно воспроизводящихся этапа - эпоху богов (детство), героев (юность), людей (зрелость, высш. точка цивилизации). После Вико и вплоть до кон. 19 в. Ц. т. не получили сколько-нибудь заметного распространения. Господствующими в бурж. обществоведении стали идеи однолинейного и прямолинейного прогресса (просветители, позитивизм). Однако с нач. 20 в. Ц. т. выдвигаются в число влият. филос.-ист. бурж. концепций. Факт возрождения Ц. т. связан, с одной стороны, со сменой ист. оптимизма, присущего восходящей буржуазии, настроениями глубокого пессимизма, наступившего в связи с общим кризисом капиталистич. системы, а с другой - с науч. несостоятельностью трактовки ист. процесса как плавной поступат. эволюции человечества, опровергавшейся успехами ист. науки и самим ходом всемирной истории, а также реакцией на европоцентризм прежних теорий. В этих условиях концепции поступательного эволюц. развития общества заменяются в буржуазной науке теориями, отрицающими всемирно-историческое прогрессивное развитие человечества, в т. ч. теориями циклизма.

    Наиболее полно Ц. т. 20 в., рассматривающие историю человечества в качестве сменяющихся во времени локальных, глубоко специфичных цивилизаций, к-рым в то же время присуща идентичная формальная структура, представлены в философско-ист. построениях О. Шпенглера и А. Тойнби. В них выдвигаются на первый план индивидуально-неповторимые стороны действительности и игнорируются общие закономерности развития. Последние подменяются произвольным конструированием идентичного "жизненного цикла" зарождения, развития и гибели культурно-ист. систем. Это достигается с помощью релятивистского тезиса "эквивалентности" локальных цивилизаций, при к-ром в единый "параллельный ряд" могут ставиться зап.-европ. общество и культура майя, Др. Рим и совр. капиталистич. общество. Если Шпенглер, Тойнби исходят из конкретных, локализованных во времени культур (цивилизаций), проходящих определенные циклы, то представители другой разновидности циклизма - П. Сорокин, Ф. Нортроп, X. Ортега-и-Гасет исходят из смены типа культур в пределах одного и того же общества, различающихся по их ориентации, системе ценностей и т. п. Для собственно историков возрождение Ц. т. связано с тенденцией модернизации истории (наиболее крупный представитель циклизма среди историков - Э. Мейер). Ц. т. 20 в. глубоко реакционны. Ист. пессимизм, отрицание единства человеческой цивилизации и ист. прогресса, принятие в качестве критерия выделения культур (цивилизаций) только (или преим.) факторов духовной жизни - характерные их черты.

    Марксистская наука отвергает как концепцию движения всемирной истории по замкнутым кругам, так и теории ее непрерывного механически-прогрессивного развития по прямой линии. Ист. материализм представляет ход всемирной истории как единый закономерный прогрессивный процесс смены общественно-экономич. формаций (см. Формация общественно-экономическая), в к-ром, однако, движение происходит не по прямой, а по спирали, т. е. нек-рые присущие прежним ступеням ист. развития элементы повторяются, но уже на новой, более высокой его стадии.

    Лит.: Маркарян Э. С., Концепция общественного круговорота в философии истории, "ВИМК", 1957, No 2; его же, О концепции локальных цивилизаций, Ер., 1962; (Араб-Оглы Э. A.), Концепция историч. круговорота, в кн.: Историч. материализм и социальная философия совр. буржуазии, М., 1960; Штаерман Е. М., О повторяемости в истории, "ВИ", 1965, No 7; Конрад Н. И., Полибий и Сыма Цянь, в его кн.: Запад и Восток, (2 изд.), М., 1972; Cairns G., Philosophies of history. Meeting of East and West in cycle-pattern theories of history, N. Y., 1962; Widgery A., Interpretations of history. Confucius to Toynbee, L., 1961.

    Э. С. Маркарян. Ереван.

  5. Источник: Советская историческая энциклопедия