Большая Советская энциклопедия

    механизм для ступенчатого изменения передаточного числа, т. е. скорости вращения или величины подачи. К. п. состоит из переключаемых зубчатых передач (См. Зубчатая передача), размещенных в отдельном корпусе (коробке) или в общем корпусе с др. механизмами.

    К. п., применяемая для изменения скорости главного движения резания металлорежущих станков, называется также коробкой скоростей (См. Коробка скоростей). К. п., предназначенная для изменения подачи в металлорежущих станках и имеющая некоторые кинематические особенности, называется коробкой подач (См. Коробка подач). К. п. широко применяются в приводах ведущих колёс автомобилей и др. транспортных средств, работающих от двигателя внутреннего сгорания, который при небольшой частоте вращения не может развивать большого вращающего момента и большой мощности, а также не допускает изменения направления вращения вала (реверсирования). Использование К. п. позволяет получить достаточный момент на колёсах, рациональные режимы работы двигателя при различных скоростях движения, а также обеспечивает задний ход.

    Передаточные числа uК. п. обычно соответствуют геометрическому ряду (u1; u2 =φu1; u3 =φ2u1,...), что обеспечивает одинаковое относительное увеличение uпри переключении с любой скорости на следующую. Значения uв СССР стандартизованы: 1,06; 1,12; 1,26; 1,41; 1,58; 2,00. Иногда применяют ступенчатый геометрический ряд с разным φна определенных участках регулирования или арифметический ряд (например, в коробке подач).

    Конструкция К. п. зависит от её назначения, способа переключения передачи и технической характеристики машины или станка — передаваемой мощности, быстроходности, числа скоростей (до 48), диапазона регулирования. Для ускорительных передач К. п. обычно принимают uне менее 1/2, для замедляющих — не более 4, число передач между двумя валами не более 6—8.

    По способу переключения передач различают: К. п. со скользящими зубчатыми блоками (с кулачковыми и зубчатыми муфтами); К. п., имеющие зубчатые муфты с синхронизаторами; К. п. с фрикционными муфтами и тормозами; К. п. с муфтами свободного хода. К. п. со скользящими блоками (рис. 1) допускают переключение только при остановках или на малой скорости холостого хода; имеют простую и компактную конструкцию, широко применяются в металлорежущих станках с большим числом скоростей. При малом φ конструкцию К. тможно упростить и сократить по длине, применив Корригирование зубчатых колёс, позволяющее одно и то же зубчатое колесо сцеплять с разными колёсами на др. валах. К. п., имеющие зубчатые муфты с синхронизаторами (рис. 2), позволяют сначала вводить в соприкосновение небольшие фрикционные поверхности, выравнивающие угловые скорости вала и включаемого зубчатого колеса, а затем вводить в зацепление зубчатую муфту. Эти К. п. обеспечивают безударное переключение на холостом ходу; применяются преимущественно в автомобилях. К. п. с фрикционными муфтами и тормозами допускают переключение на ходу под нагрузкой, а при использовании муфт и тормозов с электромагнитным, гидравлическим или пневматическим управлением обеспечивают дистанционное переключение и возможность автоматизации. Ввиду сложности конструкции и больших габаритов такие К. п. применяют при малом числе скоростей; переключение тормозами используют в планетарных К. п. (рис. 3). К. п. с муфтами свободного хода (рис. 4) осуществляют переключение передач при изменении направления вращения ведущего вала при неизменном направлении вращения ведомого; применяются редко.

    Переключение скоростей в К. п. осуществляется: механизмами индивидуального управления, в которых каждый зубчатый блок или муфта переключается отдельной рукояткой; механизмами централизованного управления (последовательного и выборочного включения и с предварительным выбором, или преселективные), в которых все зубчатые блоки и муфты переключаются одной общей рукояткой; электрическими и др. устройствами дистанционного управления; устройствами автоматического управления, переключающим скорости в зависимости от изменяющихся условий работы.

    Недостатки К. п. по сравнению с механическими Вариаторами: ступенчатое изменение передаточного числа и менее удобное управление; преимущества — жёсткая кинематическая связь, т. е. строгое постоянство передаточных чисел между ведущим и ведомым валами, высокая надёжность и долговечность, компактность и простота конструкции, что обеспечило их широкое применение в современных машинах.

    Лит.: Машиностроение. Энциклопедический справочник, т. 11, М., 1948.

    Н. Я. Ниберг.

    Рис. 1. Схема коробки передач со скользящим зубчатым блоком: а — двухвенцовым; б — трехвенцовым; в — одновенцовым, входящим в зацепление с тремя разными шестернями (u=1,06).

    Рис. 2. Схема автомобильной четырёхступенной (I—IV) коробки передач: 1 — первичный вал; 2, 3 — муфты с синхронизаторами; 4 — выходной вал; 5 — шестерни, входящие в зацепление с зубчатыми колёсами; 6 — вторичный вал.

    Рис. 3. Схема трёхскоростной планетарной коробки передач.

    Рис. 4. Схема двухскоростной коробки передач с муфтами свободного хода.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    КОРОБКА ПЕРЕДАЧ - многозвенный механизм, в котором ступенчатое изменение передаточного отношения осуществляется при переключении зубчатых передач, размещенных, напр., в отдельном корпусе (коробке). Применяется в силовых передачах транспортных машин.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    transmissiongearbox

  5. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  6. Англо-русский словарь технических терминов

    gear cluster, gearset

  7. Источник: Англо-русский словарь технических терминов



  8. Энциклопедический словарь

    коро́бка переда́ч

    многозвенный механизм, в котором ступенчатое изменение передаточного отношения осуществляется при переключении зубчатых передач, размещённых, например, в отдельном корпусе (коробке). Применяется в силовых передачах транспортных машин. Коробка передач позволяет получить достаточный вращающий момент на колёсах, рациональные режимы работы двигателя при различных скоростях движения, а также обеспечивает задний ход.Схема трёхступенчатой коробки передач.

    * * *

    КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

    КОРО́БКА ПЕРЕДА́Ч, механизм для ступенчатого изменения передаточного числа, т. е. скорости вращения или величины подачи. Состоит из переключаемых зубчатых передач(см. ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА), размещенных в отдельном корпусе (коробке) или в общем корпусе с другими механизмами.

    Коробка передач, применяемая для изменения скорости главного движения резания металлорежущих станков, называется также коробкой скоростей(см. КОРОБКА СКОРОСТЕЙ). Коробка передач, предназначенная для изменения подачи в металлорежущих станках и имеющая некоторые кинематические особенности, называется коробкой подач(см. КОРОБКА ПОДАЧ). Коробки передач широко применяются в приводах ведущих колес автомобилей и других транспортных средств, работающих от двигателя внутреннего сгорания, который при небольшой частоте вращения не может развивать большого вращающего момента и большой мощности, а также не допускает изменения направления вращения вала (реверсирования). Использование коробок передач позволяет получить достаточный момент на колесах, рациональные режимы работы двигателя при различных скоростях движения, а также обеспечивает задний ход.

    По способу переключения передач различают: коробки передач со скользящими зубчатыми блоками (с кулачковыми и зубчатыми муфтами); коробки передач, имеющие зубчатые муфты с синхронизаторами; с фрикционными муфтами и тормозами; с муфтами свободного хода. Коробки передач со скользящими блоками допускают переключение только при остановках или на малой скорости холостого хода; имеют простую и компактную конструкцию, широко применяются в металлорежущих станках с большим числом скоростей. Коробки передач, имеющие зубчатые муфты с синхронизаторами, позволяют сначала вводить в соприкосновение небольшие фрикционные поверхности, выравнивающие угловые скорости вала и включаемого зубчатого колеса, а затем вводить в зацепление зубчатую муфту. Эти коробки передач обеспечивают безударное переключение на холостом ходу; применяются преимущественно в автомобилях. Коробки передач с фрикционными муфтами и тормозами допускают переключение на ходу под нагрузкой, а при использовании муфт и тормозов с электромагнитным, гидравлическим или пневматическим управлением обеспечивают дистанционное переключение и возможность автоматизации. Ввиду сложности конструкции и больших габаритов такие коробки передач применяют при малом числе скоростей; переключение тормозами используют в планетарных коробках передач. Коробки передач с муфтами свободного хода осуществляют переключение передач при изменении направления вращения ведущего вала при неизменном направлении вращения ведомого; применяются редко.

    Переключение скоростей в коробках передач осуществляется: механизмами индивидуального управления, в которых каждый зубчатый блок или муфта переключается отдельной рукояткой; механизмами централизованного управления (последовательного и выборочного включения и с предварительным выбором, или преселективные), в которых все зубчатые блоки и муфты переключаются одной общей рукояткой; электрическими и другими устройствами дистанционного управления; устройствами автоматического управления, переключающим скорости в зависимости от изменяющихся условий работы.

    Недостатки коробок передач по сравнению с механическими вариаторами(см. ВАРИАТОР): ступенчатое изменение передаточного числа и менее удобное управление; преимущества — жесткая кинематическая связь, т. е. строгое постоянство передаточных чисел между ведущим и ведомым валами, высокая надежность и долговечность, компактность и простота конструкции, что обеспечило их широкое применение в современных машинах.

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Большой энциклопедический политехнический словарь

    многозвенный механизм, в к-ром ступенчатое изменение передаточного отношения осуществляется при переключении зубчатых передач, размещ. в отд. корпусе (коробке) или в общем корпусе с др. механизмами. К. п., предназ-нач. для изменения частоты вращения ведомого вала при пост. частоте вращения ведущего, наз. также коробкой скоростей, напр. в приводе гл. движения резания металлореж. станков. К. п., предназнач. для изменения подачи в металлореж. станках, наз. коробкой подач. К. п. широко применяются в приводах ведущих колёс автомобилей и др. трансп. средств, работающих от двигателей внутр. сгорания. Конструкция К. п. зависит от её назначения, способа переключения передач и технич. хар-ки машины или станка: передаваемой мощности, быстроходности, числа передач (до 48), диапазона регулирования. Для ускорит. передач передаточное отношение обычно принимают не менее 1/2, для замедляющих - не более 4; число передач между двумя валами не более 6 - 8. По способу переключения передач различают: К. п. со скользящими зубчатыми блоками (с кулачковыми и зубчатыми муфтами); К. п., имеющие зубчатые муфты с синхронизаторами; К. п. с фрикц. муфтами и тормозами; К. п. с муфтами свободного хода. См. рис.

    Схема трёхступенчатой коробки передач: 1 - ведущий вал; 2 - ведущая шестерня постоянного зацепления; 3 - кулачковая муфта; 4 - шестерня второй передачи; 5 - шестерня первой передачи и заднего хода; 6 - ведомый вал; 7 - промежуточная шестерня заднего хода; 8, 9, 10 - ведущие шестерни заднего хода, первой передачи и второй передачи; 11 - промежуточный вал; 12 - ведомая шестерня постоянного зацепления

    Схема трёхступенчатой коробки передач: 1 - ведущий вал; 2 - ведущая шестерня постоянного зацепления; 3 - кулачковая муфта; 4 - шестерня второй передачи; 5 - шестерня первой передачи и заднего хода; 6 - ведомый вал; 7 - промежуточная шестерня заднего хода; 8, 9, 10 - ведущие шестерни заднего хода, первой передачи и второй передачи; 11 - промежуточный вал; 12 - ведомая шестерня постоянного зацепления

  11. Источник: Большой энциклопедический политехнический словарь



  12. Русско-английский политехнический словарь

    gear cluster, gearset

    * * *

    gear box

  13. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  14. Dictionnaire technique russo-italien

    scatola del cambio (di velocità), cambio m

  15. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  16. Русско-украинский политехнический словарь

    коро́бка переда́ч

  17. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  18. Русско-украинский политехнический словарь

    коро́бка переда́ч

  19. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  20. Українсько-російський політехнічний словник

    коро́бка переда́ч

  21. Источник: Українсько-російський політехнічний словник



  22. Автомобильный словарь

    многозвенный механизм, в котором ступенчатое изменение передаточного отношения осуществляется при переключении зубчатых передач, размещенных, напр., в отдельном корпусе (коробке). Применяется в силовых передачах транспортных машин.

  23. Источник: Автомобильный словарь



  24. Юридическая энциклопедия

    КОРОБКА ПЕРЕДАЧ - многозвенный механизм, в котором ступенчатое изменение передаточного отношения осуществляется при переключении зубчатых передач, размещенных, например, в отдельном корпусе (коробке). Применяется в силовых передачах транспортных машин

    Источник: "Методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО (N 001МР/СЭ)" (утв. НИИАТ Минтранса России 12.10.2004, РФЦСЭ при Минюсте России 20.10.2004, ЭКЦ МВД России 18.10.2004, НПСО "ОТЭК" 20.10.2004)

  25. Источник: Юридическая энциклопедия



  26. Большой Энциклопедический словарь

  27. Источник: