протокитайское племя, возглавившее в конце 3 — начале 2-го тысячелетия до н. э. союз племён в районе среднего течения р. Хуанхэ. Наиболее полные и систематические сведения об эпохе С. имеются в «Исторических записках» Сыма Цяня (См. Сыма Цянь). В этническом отношении племя С. стало одним из компонентов, вошедших в состав древнекитайской народности, а термин «С.» — самоназванием древних китайцев.
СЯ, частица, принимаемая за сокращенное себя, но выражающая иногда, при глаголах, совсем иное, трудно объяснимое понятие. 1. В возвратном, на себя обращенном действии, ся заменяет себя, и потому (в церк. и ·стар.) нередко ставилось впереди: ся деяти, ся утешати, вместо деяться, утешаться; он про то ся на меня (мя) злобить, злобится; он чешет себя, ся чешет, чешется; но палец, бровь чешется, свербит, зудит. 2. Близко к сему значенье, где дело делается будто само собою: крупа сыплется из мешка; веревка волочится, замазка отвалилась. 3. Также сходно значенье действия одного предмета на другой: железо куется; но куется также значит: поддается ковке. Хлеб молотится, его молотят. Солгалось, так случилось. 4. Взаимное, обоюдное действие: драться, обниматься; но гл. драться также значит бить других, говоря об одном. Рядиться, может быть взаимное: хозяин с подрядчиком рядятся; но и каждый из них порознь рядится. 5. Иной гл. вовсе не расстается с ся; улыбаться, смеяться; случаться, бояться. Иной получает вовсе другое значенье: плакать, и плакаться на кого; сбывать и сбываться; а иной почти не изменяет его: молить Бога и молиться Богу; он все бранит или бранится; скупо торгуешь, или -ся; на сердце греб тит, или -ся; дожидать и -ся кого; он на всех плюет или он все плюется. Живая подвижность русских глаголов не поддается доселе школярным путам; значенье частицы ся можно изучить не иначе, как собрав все глаголы на ся, и все примеры к ним из старины и из живой речи, отрешась притом вовсе от грамматики.
| Ся, ·сокр. сия. И как тебе ся наша грамата придет, ·стар.>
II. СЯ жен., твер. сянюшка, сестра, сестрица, сестренька.
СЯ и (сь). Частица, присоединяемая к окончанию глаголов и служащая для образования форм залога - страдательного, возвратного, взаимного, среднего, - напр. строиться, мыться, браниться, смеяться (по происхождению вин. мест. себя), см. §81.
СЯ - протокитайское племя, возглавившее в кон. 3-го - нач. 2-го тыс. до н. э. союз племен в районе среднего течения р. Хуанхэ.
I I – возвратн. местоим., цслав. ся вин. ед., укр. ся "себя", др.-русск. ся, ст.-слав. сѩ, болг. се, сербохорв. се, словен. sе, др.-чеш. sě, чеш. sе, слвц. sа, польск. się, в.-луж. sо, н.-луж. sе. Праслав. *sę родственно др.-прусск. sien "себя", происходит из и.-е. местоим. основы *sve-, *sе-, ср. себя́, себе́, лат. sē, sibī, гот. si-k "себя" (Бругман, Grdr. 2, 2, 396; Мейе, Introd. 336 и сл.; Траутман, ВSW 251; Арr. Sprd. 443). См. также свой.II II "сестра", тверск. (Даль). Сокращенная форма от сестра́ (см.).
ся
протокитайское племя, возглавившее в конце 3-го — начале 2-го тысячелетия до н. э. союз племён в районе среднего течения р. Хуанхэ.
протокитайское племя, возглавившее в кон. 3 - нач. 2-го тыс. до н. э. могущественный союз племен в районе среднего течения р. Хуанхэ. Предания о С. нашли отражение во мн. письменных и нек-рых эпиграфич. памятниках 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. Наиболее полные и систематич. сведения об эпохе С. дошли до нас в "Исторических записках" (см. "Ши цзи") Сыма Цяня.
Традиционная кит. историография рассматривала С. как первую из "трех династий" древнего Китая - Ся (23-18 вв. до н. э.), Инь и Чжоу. Сторонники гиперкритического направления, особенно в 20-х гг. 20 в. (Цянь Сюань-тун, Гу Цзе-ган, Тун Шу-е), напротив, полностью отрицали историчность С. и полагали, что "достоверная" история Китая начинается с эпохи Чжоу. Изучение эпиграфич. памятников периода Инь и раскопки в 50-60-х гг. 20 в. иньской столицы в Сяотуне (Аньян) подтвердили достоверность сообщаемых Сыма Цянем сведений об Инь и явились, по аналогии, косвенным свидетельством того, что данные "Исторических записок" о С. также не являются вымыслом.
Проблема С. имеет существенное значение для изучения как социально-экономич., так и этнич. истории древнего Китая. Нек-рые социальные институты эпохи С. (в частности, введение наследования сыном прав отца) дают большинству совр. исследователей основание рассматривать период С. как эпоху разложения первобытнообщинных отношений. В этнич. отношении племя С. явилось одним из компонентов, вошедших в состав др.-кит. народности, а термин "С." стал самоназв. древних китайцев.
Источн.: Se-ma Ts'ien, Les mémoires historiques, trad. et. annotés par E. Chavannes, v. 1, P., 1895, p. 97-171.
Лит.: Гу ши бянь (Сб. статей по древней истории), под ред. Гу Цзе-гана, т. 1, Пекин, 1926; Ван Юй-чжэ, Чжунто шангу ши ган (Очерки древней истории Китая), Шанхай, 1959; Сюй Сюэ-шэн, Люэ тень яньцзю Ся вэнь-хуа-ды вэньти (Коротко об изучении культуры Ся), "Синь цзяньшэ", 1960, No 3; Синь чжунго-ды каогу шоухо (Археология в новом Китае), Пекин, 1961.
М. В. Крюков. Москва.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.