Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Cn. Marcius Coriolanus) — знаменитый римский патриций; в 493 г. до Р. Хр., за отличие при осаде вольского города Кориол, получил прозвание Кориолан. Два года спустя он стал во главе патрицианской партии, желавшей отмены плебейских трибунов, и сделал попытку воспользоваться голодом, чтобы заставить плебеев покориться. В заседании сената он предложил, чтобы была возвышена цена хлеба, собранного в государственных житницах. Трибуны, однако, приняли под свою защиту плебеев и призвали К. к ответу. Это был первый случай вызова патриция на суд плебеев: К. не явился в назначенный день и отправился к вольскам, с радостью принявшим своего победителя. Во время новой войны, завязавшейся между Римом и вольсками, К. опустошил римскую область, не трогая, однако, патрицианских владений; в пяти милях от Рима он поставил свой лагерь (486 г. до Р. Хр.). Послов от сената и жрецов, желавших его умилостивить, он отказался принять. Более успешно было посольство римских женщин, в числе которых были мать К. Ветурия, жена его Волумния и его дети. Он склонился на просьбы матери и отступил со своей армией. Оставшиеся дома вольски были недовольны таким исходом войны, и, когда К. пожелал оправдаться в народном собрании, они напали на него с камнями в руках и убили. Большинство, однако, не одобрило этого поступка и тело его было блестящим образом похоронено. В Риме патрицианские женщины носили о нем траур в течение года. В память счастливого исхода войны там же был основан храм Fortunae muliebri. По словам Дионисия и Плутарха, К. был типичным древним римлянином-патрицием, в котором ярко были представлены все достоинства и недостатки его народа и сословия; отличительной чертой его, по рассказам, является безмерная любовь к матери. Нибур, подвергший рассказ о К. строгой критике, нашел, что в общем он не лишен исторической достоверности, но римскими летописцами ставится слишком рано, лет на 20.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Гней Марций (Gnaeus Marcius Coriolanus), по древнеримской легенде, патриций и полководец, командовавший войсками при взятии города вольсков Кориол в 493 до н. э. (отсюда его прозвище). Преследуемый трибунами за попытку лишить плебеев их политических прав, перебежал к вольскам. Возглавил их войско, осаждавшее Рим, но затем снял осаду города, уступив мольбам матери и жены. По одной версии, вольски убили его, по другой — К. дожил до глубокой старости, оставаясь изгнанником. Легенда о К. послужила сюжетом драмы У. Шекспира «Кориолан» и одноимённой увертюры Л. Бетховена.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедия Кольера

    ГНЕЙ МАРЦИЙ

    (Gnaeus Marcius Coriolanus)

    или Гай Марций, легендарный герой Рима. Прославился взятием города вольсков Кориолы, благодаря чему и получил свое прозвище. Встал во главе аристократической партии, пытался упразднить должность плебейских трибунов, во время голода грозил прекратить поставки хлеба. Осужденный на изгнание, Кориолан удалился к вольскам, врагам Рима, встал во главе их армии и в 491 до н.э. вторгся на римскую территорию. Повернул назад в 8 км от Рима, у Клелиева рва, уступив увещеваниям своей матери Ветурии и жены Волумнии. После этого вольски умертвили Кориолана (по сообщению же Фабия Пиктора, он умер стариком в изгнании). Во всем этом повествовании, помимо того, что разные его версии противоречат друг другу, имеются и другие несообразности: судя по родовому имени, Кориолан скорее плебей; когномены (прозвища) еще не использовались в этот ранний период; Кориолы были латинским городом; римлянин вряд ли мог возглавить армию вольсков. Тем не менее Кориолан известен уже самому раннему римскому историку, Фабию Пиктору. Возможно, этот рассказ донес до нас глухие воспоминания о смутах в Риме и набеге вольсков на Лаций.

    ЛИТЕРАТУРА

    Плутарх. Гай Марций. - В кн.: Плутарх. Сравнительные жизнеописания, т. 1. М., 1964 Тит Ливий. История Рима от основания города, т. 1. М., 1989

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    Кориола́н

    (Coriolanus), по древнеримской легенде, патриций и полководец V в. до н. э., перебежавший на сторону врагов Рима — вольсков. Возглавлял войско вольсков, осаждавшее Рим, но затем, уступив мольбам матери и жены, снял осаду. Кориолану посвящена одноименная драма У. Шекспира и увертюра Л. ван Бетховена.

    * * *

    КОРИОЛАН

    КОРИОЛА́Н (Coriolanus), по древнеримской легенде, патриций и полководец 5 в. до н. э., перебежавший на сторону врагов Рима — вольсков(см. ВОЛЬСКИ). Возглавлял войско вольсков, осаждавшее Рим, но затем, уступив мольбам матери и жены, снял осаду. Кориолану посвящена одноименная драма Шекспира и увертюра Бетховена.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Советская историческая энциклопедия

    Гней Марций (Gnaeus Marcius Coriolanus) - легендарный представитель плебейского рода Марциев, изображавшийся старшими анналистами в виде патриция и консула, командовавшего рим. войсками при взятии Кориол в 493 до н. э. Преследуемый трибунами за несправедливый раздел добычи, перебежал к вольскам и возглавил их войско, осаждавшее Рим. Согласно легенде, уступая мольбам матери и жены, снял осаду города. После этого К. был убит вольсками как изменник. Сюжет о К. использован Шекспиром ("Кориолан").

  9. Источник: Советская историческая энциклопедия



  10. Литературные герои

    КОРИОЛАН (англ. Coriolanus) - герой трагедии У.Шекспира «Кориолан» (1608). Историческим прототипом является Кай Марций Кориолан - римский полководец, о жизни которого сохранились полулегендарные предания. В 493 г. до н.э. он, еще будучи юношей, отличился при взятии Кориол, после чего и стал называться К. В 491 г. был изгнан из Рима за то, что предложил во время голода повысить цены на казенный хлеб. Попытался отомстить Риму, но в последний момент принял решение пощадить город. После этого, по одной версии, его убили пришедшие с ним разгневанные вольски, по другой - он дожил в изгнании до глубокой старости. Его биография содержится в «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарха (110-115), которые явились источником для шекспировского сюжета.

    Во многом следуя за Плутархом в создании образа К., Шекспир тем не менее придал ему ряд характерных черт. Если у Плутарха К.- грубый воин, нелюдим, то К. Шекспира окружен друзьями, любим близкими, пользуется уважением сограждан, за исключением своих политических соперников - народных трибунов. Шекспир показывает его храбрость, способность на добрый поступок. Образ К. стал воплощением человека, стремящегося во что бы то ни стало следовать своим собственным представлениям о жизни. Будучи великолеп- 211 ным воином и полководцем, он начисто лишен способности участвовать в борьбе за политическую власть, когда необходимо поступаться своей гордостью, играть роль перед толпой, плебсом. И это губит его - римляне изгоняют К., обвинив в высокомерии и презрении к народу. Тете по этому поводу отметил, что Шекспир противопоставляет К. низшие классы, отказывающиеся признавать превосходство лучших представителей своего народа.

    Изгнанный К. в жажде мщения обращается к своим недавним врагам, вольскам, и идет с ними на Рим. Однако его семье удается уговорить К. отказаться от задуманного - он отступает и гибнет от мечей разгневанных воль-сков. Шекспир оправдывает героя тем, что он совершил измену в страстном порыве оскорбленной гордости. К. искупает эту измену ценой жизни. По мнению Томаса Элиота, в образе К. Шекспир доводит до апогея свое трагическое вдохновение, выводя трагедию за пределы просто человеческой жалости. Трагичен не столько сам К., сколько его взаимоотношения с людьми. Это трагедия личности и социума.

    Художественная особенность образа К., в отличие от других трагических героев Шекспира, заключается в том, что драматург раскрывает его характер не путем показа внутренних переживаний, а через взаимодействие с окружающими персонажами. К. у Шекспира во многом схож с образом Юлия Цезаря. Знаменательно, что одному из народных трибунов, непримиримых врагов К., драматург присваивает имя Брута. Но если Цезарю противостоят республикански настроенные патриции, то К.- римский народ, плебс. По меткому выражению Дж.Гольдберга, Юлий Цезарь и К. демонстрируют парадоксальную связь между «демонстрацией силы и силой демонстрации».

    Такая заостренность проблемы «героя и социума» породила множество противоречивых толкований образа К., особенно в XX веке. Литературоведы-психоаналитики считают, что К.- образ мужчины, психологически полностью подчиненного влиянию матери и, вследствие этого, никак не могущего обрести «нормальную» мужественность. Это, по их мнению, толкает К. на воинские подвиги и лишает его возможности каких-либо компромиссов. К. предстает человеком, жаждущим освободиться от чужих влияний и воль, стать самим собой. Однако большинство шекспироведов считают, что такая трактовка образа К. расходится с собственными шекспировскими представлениями о классических героях.

    В русской литературе XIX века поэт А.И.Полежаев (1805-1838) образу К. посвятил романтическую поэму «Кориолан» (1838). При создании поэмы Полежаев, видимо, в качестве источников использовал и биографию Плутарха, и трагедию Шекспира. Вся поэма построена как романтическое воспоминание о былом и невозвратимом величии древнего Рима и его героев. В трактовке образа К. Полежаев практически целиком следует за Шекспиром, однако его отношение к К., как к романтическому герою, более сочувственное.

    В литературе середины XX века образ К. трактуется резко отрицательно - он предстает в качестве своего рода фашиствующего (в духе Муссолини) диктатора. Напр., Т.С. Элиот пишет стихотворение «Кориолан» (1931-1932), в котором рисует гротескную картину толпы, застывшей в метафизическом ожидании вождя, у которого «нет вопросительности в глазах», но который украдкой молит Господа: «Возвести, что мне возвещать!» Б.Брехт и К.Ирд даже вносили изменения в текст театральных постановок, чтобы подчеркнуть отрицательные черты К. Ю.Гинзбург упрекал К. за то, что его действия определяются прежде всего кодексом славы ради славы, чести ради чести, что он совершает подвиги не во имя Рима, а во имя своей всепожирающей гордости.

    Начиная с 70-х годов (театр «новой волны») происходит «реабилитация» образа К.- в нем видят трагедию человека, чужого людям, среди которых он находится, чужого времени и пространству, в которых он живет. Ответственным за трагедию признается не только сам К., но и социум, который ответствен за судьбу индивида, за то, в какой мере он может реализовать свои «божественные потенции» (М.А.Барг).

    Лит.: Мельникова С. «Кориолан» на советской сцене

    //Шекспировские чтения. М., 1990; «Coriolanus» (Shakespeare). Ed. by C.J.Partridge. Oxford, 1970; The Twentieth Century Interpretations of «Coriolanus». Ed. by James E. Phillips. New Jersey, 1970; Coppelia Kahn. Man's Estate: Masculine identity in Shakespeare. 1981; Janet Adelman. Ager's My Meat: Feeding, Dependency and Aggression in Coriolanus

    //The Design Within: Psychoanalytic Approaches to Shakespeare. Ed. by M.D.Faber. 1970.

    А.Л.Цуканов

  11. Источник: Литературные герои



  12. Реальный словарь классических древностей


    • Coriolānus,

    см. Marcii, Марции, 4.

  13. Источник: Реальный словарь классических древностей