Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Cousin) — французский философ и ученый (1792-1867), происходил из простой рабочей семьи и попал в лицей Charlemagne благодаря богатой даме, воспитавшей его на свой счет из признательности за то, что К. спас ее сына. 20-ти лет от роду К. был уже назначен преподавателем греческого языка, а через год — философии. После двух лет преподавания в Нормальной школе К. избран был адъюнктом Ройе-Коллара по университетской кафедре философии и стал читать публичный курс, следуя главным образом школе шотландских философов непосредственного чувства. В тоже время он усердно изучал Канта, в варварском латинском переводе. В 1817 г. он посетил Германию, сошелся с Якоби, Шеллингом и более всего с Гегелем. Курс, читанный К. по возвращении в Париж, носит сильное влияние Гегелевского идеализма. Впрочем, его понимание германской философии довольно поверхностно. Основываясь на психологическом анализе, он усматривает в каждом учении долю истины, как и долю заблуждений, и дает своей системе заимствованное у александрийцев и у Лейбница название эклектизма. Когда, в 1820 г. наступила реакция, кафедра философии в Сорбонне была упразднена и в течение целых восьми лет К. находился вдали от излюбленных им занятий. Он вынужден был принять должность наставника у герцога Монтебелло, редактировал критические издания Декарта и Прокла, подготовил первые томы своего перевода Платона, который считается его главнейшим трудом. В 1824 г. он совершил новое путешествие по Германии, закончившееся печальным инцидентом: заподозренный в принадлежности к партии карбонариев, он был арестован прусским правительством, просидел в тюрьме полгода и был освобожден только благодаря ходатайству Гегеля. В 1826 г. К. вновь получил кафедру философии в Сорбонне и читал в течение двух лет лекции, возбуждавшие энтузиазм аудитории. После революции 1830 г. К. примкнул к правительственной партии, в 40 лет был членом двух академий, получил звание пэра, назначен был директором нормальной школы, членом совета народного просв., в котором играл первенствующую роль; был (в 1840 г.) министром народного просвещения. Роль К. в развитии среднего и высшего образования во Франции была вообще плодотворной. После революции 1848 г. влияние К. сделалось более ограниченным, а после 1851 г. он вышел в отставку. Значение К. основано главным образом на его философской системе, давшей Франции знакомство с германской метафизикой. Учение К., преподанное им главным образом в лекциях, изложено в целом ряде сочинений: "Fragments philosophiques", "Cours d'histoire de la philosophie" (1827), "Cours d'histoire de la philosophie moderne" (1841), "Cours d'histoire de la philosophie morale au XVIII s." (1841), "Histoire générale de la philosophie" (1864); "Du Vrai, du Bon et du Bien" (1854), "Leçons sur Kant"; "Réfutation de Locke" и др. Учение К. (эклектизм) составляет свод разных доктрин, согласуемых между собой вводимыми им дополнениями. Так, соглашаясь с учением Канта о взаимодействии априорного и опытного знания в образовании понятий, он опровергает невозможность познания, "Ding an sich"; он доказывает существование в человеке "spontanéité", т. е. состояния, предшествующего рассуждению и дающего непосредственное понимание абсолютных истин; отсюда присущая людям вера в Бога. Категории Канта К. сводит к двум — бытию и причинности; существование внешнего мира (не — я) он доказывает теорией "безличности разума", т. е. существования первопричин, познаваемых нами абсолютно, вне категорий разума. Учение о нравственности К. основывает на свободе, главным ее принципом считает долг, а санкцией — бессмертие души. Из исторических и историко-литературных трудов К. особенно замечательны посвященные XVII в. во Франции. "La société française au XVII s.", "La jeunesse de Mazarin", "La jeunesse de m-me de Longueville", "M-me Longueville pendant la Fronde", "La Marquise de Sablé", "La dachesse de Chevreuse et m-me de Hautefort"; "Etudes sur les femmes de la société du XVII s." свидетельствуют о громадной эрудиции, также как его очерк о Паскале и др. См. о К.: Тате, "Les philosophes classiques du XIX s."; Jules Simon, "Cousin" (в "Grands écrivains français"); Paul Janet, "Victor Cousin et son Oeuvre" (1885); Alaux, "La philosophie de C." (1864); Mignet, "Victor C." (1869).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Кузен (Cousin) Виктор (28.11.1792, Париж, 14.1.1867, Канн), французский философ-идеалист и политический деятель. Преподавал философию (181420) в Высшей нормальной школе, позднее её директор. В 181718 и 1824 посетил Германию, лично познакомился с Г. Гегелем и Ф. В. Шеллингом. В 182851 профессор философии в Сорбонне. Сторонник конституционной монархии, К. состоял при Луи Филиппе членом Государственного совета; пэр Франции; с 1830 член Французской академии, с 1832 Академии моральных и политических наук. В 1840 министр просвещения. Проведённые им реформы преследовали цель сближения университетов с церковью.

    Философские взгляды К. формировались под непосредственным влиянием П. П. Руайе-Коллара и М. Ф. Мен де Бирана и в целом носят эклектический характер. К. утверждал, что все философские истины уже высказаны, поэтому задача философии заключается лишь в критическом отборе истин из прежних философских систем на основе «здравого смысла». К. боролся против материализма, особенно французского материализма 18 в., основой которого он считал сенсуализм Э. Кондильяка. К. способствовал популяризации истории философии и развитию интереса к ней. Ему принадлежат переводы Платона на французский язык; он издавал сочинения Платона, Прокла, П. Абеляра, Б. Паскаля, Р. Декарта и др. мыслителей. К. познакомил французских читателей с философией И. Канта, Шеллинга, Гегеля. Маркс относил К. к числу «истинных истолкователей» «трезво-практического буржуазного общества» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 8, с. 120) и называл его «слабым эклектиком» (там же, т. 27, с. 376).

    Соч.: Œuvres complètes, v. 116, P., 185155; Histoire de la philosophie du XVIII siècle, v. 12, P., 1826; Cours de l'histoire de la philosophie moderne, deuxième sér., t. 12, nouv. éd., P., 184647; Histoire générale de la philosophie..., nouv. éd., P., 1863; Du vrai, du beau et du bien, 29 éd., P., 1904.

    Лит.: Тэн И., Французская философия первой половины XIX-го века, пер. с франц., СПБ, 1896, гл. 48; Janet P., V. Cousin et son oeuvre, P., 1885; Simon J., V. Cousin, 3 éd., P., 1891; Barthélemy-Saint-Hilaire J., V. Cousin, sa vie et sa correspondance, v. 13, P., 1895; Ody Н. J., V. Cousin, Saarbücken, 1933; Cornelius A., Die Geschichtslehre V. Cousins unter besonderer Berücksichtigung des hegelschen Einflusses, Gen. P., 1958.

    Г. Л. Зельманова.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедия Кольера

    (Cousin, Victor)

    (1792-1867), французский философ, деятель образования и историк, родился в Париже 28 ноября 1792 в семье ремесленника. Благодаря случаю получил образование в лицее Карла Великого, а затем в Высшем педагогическом институте. Начал преподавательскую деятельность в Высшем педагогическом институте в 1815 с лекций о философии здравого смысла. Испытал влияние И.Канта. Путешествовал по Германии, где встречался с Г.В.Ф.Гегелем, Ф.Шеллингом и Ф.Якоби. Защита Кузеном конституционного правления привела к его увольнению в 1820. В 1828 был восстановлен в должности, а с 1830, после возведения на престол Луи Филиппа, пользовался всемерной поддержкой правительства, стал пэром Франции и членом Государственного совета, членом Французской академии и с 1834 - ректором Высшего педагогического института. Кузен разработал философскую систему, которой он сам дал (по-видимому, неудачное) наименование эклектизма, а его критики (с большим основанием) - спиритуализма. Он разделял всю философию на следующие четыре типа систем: сенсуализм, идеализм, скептицизм и мистицизм, видя в каждой из них элементы истины. Философия эклектизма - кульминация исторического процесса; она возникает из элементов, составляющих ту или иную историческую эпоху. Кузен был во всех отношениях человеком умеренным и склонным к компромиссам. Благодаря своей осторожности, направленной против крайностей, с одной стороны, сенсуализма Кондильяка и атеизма и детерминизма, к которым тот приводил, а с другой стороны - католицизма и традиций схоластики, он завоевал широкое общественное признание. Редкий ораторский талант сделал философа популярным у нескольких поколений студентов. В 1840, после того как Гизо стал премьер-министром, Кузен был назначен министром просвещения. Вопреки пожеланиям католиков он сохранил преподавание философии в средней школе, однако заставил учителей подчиниться его представлениям о том, какую именно философию преподавать. В 1848 был вынужден уйти в отставку. Кузен плодотворно работал в области истории философии, благодаря ему этот предмет вошел в моду. Издавал работы Прокла, Абеляра, Декарта и Мен де Бирана, переводил Платона. В противоположность скептицизму Дэвида Юма и других мыслителей 18 в., Кузен придерживался психологического подхода, который пробивал себе путь благодаря деятельности Ф.Мен де Бирана во Франции и Томаса Рида в Шотландии. В поздний период творчества под влиянием Шеллинга Кузен добавил к этому подходу идеи романтико-космологического рода. Философия должна всегда начинать с анализа сознания. Этот анализ обнаруживает три основных типа фактов: ощущение дает нам первое знакомство с окружающим миром (как учила шотландская школа здравого смысла); наша собственная деятельность обнаруживает факт человеческой свободы; и разум позволяет нам постичь определенные фундаментальные и объективно значимые принципы. Главных принципов разума два: субстанция и причинность. Благодаря им мы понимаем, каким образом Я и мир (Я и не-Я, в терминологии Фихте) связаны в последней субстанции, Боге, причинная креативная деятельность которого придает Вселенной рациональную структуру. Психология тем самым завершается онтологией и дает санкцию моральным и эстетическим принципам. Среди работ Кузена - Философия сенсуализма в 18 веке (Philosophie sensualiste au 18e siecle, 1819); предисловия к Философским фрагментам (Fragments philosophique, 1826) и Новым философским фрагментам (Nouveaux fragments philosophique, 1828); Метафизика Аристотеля (De la mtaphysique d'Aristote, 1835); Об истине, красоте и добре (Du vrai, du beau et du bien, 1836); Курс истории новой философии (Cours d'histoire de la philosophie moderne, 1841-1846); Этюды о Паскале (Etudes sur Pascal, 1842); ряд исследований о выдающихся женщинах 17 в. Умер Кузен в Каннах (Франция) 13 января 1867.

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    Кузе́н Виктор

    (Cousin) (1792—1867), французский философ. Видел задачу философии в критическом отборе истин из прошлых систем на основе «здравого смысла». Пропагандировал во Франции философию И. Канта, Ф. В. Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля.

    * * *

    КУЗЕН Виктор

    КУЗЕ́Н (Cousin) Виктор (1792—1867), французский философ. Видел задачу философии в критическом отборе истин из прошлых систем на основе «здравого смысла». Пропагандировал во Франции философию И. Канта, Ф. В. Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля.

  7. Источник: Энциклопедический словарь