Словарь Брокгауза и Ефрона

    ( род. в 1856 г.) — известный панист-виртуоз и композитор. Изучал в Московской консерватории игру на фортепиано у Н. Рубинштейна, теорию у Чайковского. Окончив курс, концертировал во многих городах России. Был профессором (по кафедре специальной теории композиции), потом некоторое время директором Моск. консерватории. Написал квартеты, увертюру, оперу "Орестейя", поставленную в Петербурге в 1895 г., и пр. Наибольшей популярностью пользуется его камерная музыка.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Танеев Сергей Иванович [13(25).11.1856, Владимир, — 6(19).6.1915, Дюдьково, ныне Звенигородского района Московской области, похоронен в Москве], русский композитор, пианист, педагог, учёный, музыкально-общественный деятель. С раннего возраста занимался музыкой. В 1866 поступил в Московскую консерваторию, которую окончил в 1875 (с золотой медалью). Наибольшее влияние на Т. оказали занятия в классах Н. Г. Рубинштейна (фортепьяно) и П. И. Чайковского (инструментовка, сочинение). Занимался концертной деятельностью (первый исполнитель большинства фортепьянных произведений Чайковского, выступал со скрипачом Л. С. Ауэром, участвовал в исполнении собственных камерных сочинений в России, Германии, Чехии). С 1878 преподаватель Московской консерватории (фортепьяно, специальные музыкально-теоретические предметы), с 1881 профессор, в 1885—89 директор. Среди его учеников — С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер, а также деятели советской музыкальной культуры — З. П. Палиашвили,Р. М. Глиэр, С. Н. Василенко, А. Н. Александров, А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, С. И. Танеев. Г. Э. Конюс, Б. Л. Яворский. Как директор сыграл значительную роль в углублении профессионального музыкального образования. Человек передовых убеждений, Т. в 1905 году встал на защиту прав бастовавших учащихся. В результате конфликта с реакционной дирекцией вышел из состава профессоров, но остался в центре музыкальной жизни Москвы. Был одним из основателей и активных деятелей Народной консерватории (с 1906), музыкального научного общества (с 1908 — «Музыкально-теоретическая библиотека»), многих концертных организаций и коллективов. Сотрудничал в Московской музыкально-этнографической комиссии (ещё в 80-х гг. осуществил многочисленные записи песен народов Кавказа, украинских песен, а также исследование северокавказского фольклора). Выдающееся значение имеют музыкально-теоретические труды Т., посвященные проблемам полифонии.

    Композиторское наследие Т. разнообразно в жанровом отношении. В своих сочинениях тяготел к нравственно-философской проблематике. Таковы его единственная опера «Орестея» (1895, Мариинский театр, Петербург), трактующая античные сюжеты трагедий Эсхила («Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды») как закономерную победу сил разума и света; кантаты «Иоанн Дамаскин» (слова А. К. Толстого, 1884; посвящена памяти Н. Г. Рубинштейна) — одно из проникновенных и лирических созданий Т., и «По прочтении псалма» (слова А. С. Хомякова, 1915). Из четырёх симфоний выделяется 4-я (1898). Хоры (по использованию средств полифонии) явились новым словом в русской музыке. Многие хоры и романсы написаны на слова Я. П. Полонского, К. Д. Бальмонта. Наиболее важное место в творчестве Т. занимают камерные ансамбли — струнные квартеты (в том числе 5-й, 1903; 6-й, 1905), трио (в том числе фортепьянное трио, 1903), квинтеты (в том числе фортепьянный квинтет, 1911).

    В творчестве Т. органически сочетаются традиции классики — западноевропейской и русской (прежде всего воздействие Чайковского), и новые явления, характерные для музыки 20 в. (например, роль полифонии как метода развития). Музыка Т., не отличающаяся открытой эмоциональностью, характеризуется глубиной мысли, серьёзностью чувства, высоким мастерством. Она неотрывна от этических проблем и этим представляет одну из коренных традиций отечественной культуры. Творческие принципы Т. плодотворно развиваются советскими композиторами.

    Соч.: Подвижной контрапункт строгого письма, М., 1959. Учение о каноне, М., 1929.

    Лит.: Памяти С. И. Танеева, 1856—1946. Сб. ст. и материалов, под ред. В. Протопопова, М.— Л., 1947; Бернандт Г. Б., С. И. Танеев, М.— Л., 1951; П. И. Чайковский. С. И. Танеев. Письма, М., 1951; С. И. Танеев. Материалы и документы, т. 1 — Переписка и воспоминания, М., 1952; С. Танеев. Из научно-педагогического наследия, М., 1967; Корабельникова Л., С. И. Танеев в Московской консерватории, М., 1974.

    Л. З. Корабельникова.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    Тане́ев Сергей Иванович (1856—1915), композитор, пианист, музыкальный теоретик. Ученик Н. Г. Рубинштейна, П. И. Чайковского. Творчество Танеева отмечено философской направленностью, сдержанностью высказывания, уникальным полифоническим мастерством. Опера-трилогия «Орестея» (по Эсхилу, 1894), кантаты «Иоанн Дамаскин» (1884), «По прочтении псалма» (1915), 4 симфонии, фортепианные трио (1908), фортепианный квинтет (1911), хоры а капелла (свыше 40; возродил жанр), романсы. Теоретические труды посвящены проблемам полифонии, в том числе «Подвижной контрапункт строгого письма» (Лейпциг, 1909). Историческое значение имела педагогическая деятельность Танеева (его ученики — С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин). Профессор Московской консерватории (с 1881; в 1885—89 директор). Один из основателей Народной консерватории в Москве (1906).

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    Тане́ев Сергей Иванович

    (1856—1915), композитор, пианист, музыкальный теоретик. Брат В. И. Танеева. Ученик Н. Г. Рубинштейна, П. И. Чайковского. Его творчество отмечено философской направленностью, сдержанностью высказывания, уникальным полифоническим мастерством. Опера «Орестея» (1894), кантаты «Иоанн Дамаскин» (1884), «По прочтении псалма» (1915), симфонии, фортепианное трио (1908), фортепианный квинтет (1911), хоры а капелла (свыше 40; возродил жанр), романсы. Музыкально-теоретические труды посвященные проблемам полифонии, в том числе «Подвижной контрапункт строгого письма» (Лейпциг, 1909). Профессор Московской консерватории (с 1881; в 1885—89 директор). Один из основателей Народной консерватории в Москве (1906).

    * * *

    ТАНЕЕВ Сергей Иванович

    ТАНЕ́ЕВ Сергей Иванович (1856—1915), русский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель. Брат В. И. Танеева(см. ТАНЕЕВ Владимир Иванович). Его творчество отмечено философской направленностью, сдержанностью высказывания, полифоническим мастерством. Опера «Орестея» (1894), кантаты «Иоанн Дамаскин» (1884), «По прочтении псалма» (1915), симфонии, фортепианные трио (1908), фортепианный квинтет (1911), хоры а капелла, романсы. Музыкально-теоретические труды посвящены проблемам полифонии, в т. ч. «Подвижной контрапункт строгого письма» (Лейпциг, 1909). Профессор Московской консерватории (с 1881; в 1885—89 директор). Один из основателей Народной консерватории в Москве (1906).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Музыкальный словарь

    ( 25 XI 1856, Владимир - 19 VI 1915, Дюдьково, близ Звенигорода Московской обл.; похоронен в Москве)

    Танеев был велик и гениален своей нравственной личностью и своим исключительно священным отношением к искусству.

    Л. Сабанеев

    В русской музыке рубежа веков С. Танеев занимает совершенно особое место. Выдающийся музыкально-общественный деятель, педагог, пианист, первый в России крупный ученый-музыковед, человек редких нравственных достоинств, Танеев был признанным авторитетом в культурной жизни своего времени. Однако главное дело его жизни, композиторское творчество, далеко не сразу нашло подлинное признание. Причина не в том, что Танеев - новатор-радикал, заметно опередивший свою эпоху. Напротив, многое в его музыке воспринималось современниками как устаревшее, как плод "профессорской учености", сухой кабинетной работы. Странным и несвоевременным казался интерес Танеева к старым мастерам, к И. С. Баху, В. А. Моцарту, удивляла приверженность классическим формам и жанрам. Лишь позднее пришло понимание исторической правоты Танеева, искавшего для русской музыки прочной опоры в общеевропейском наследии, стремившегося к универсальной широте творческих задач.

    Среди представителей старинного дворянского рода Танеевых встречались музыкально одаренные любители искусств - таким был и Иван Ильич, отец будущего композитора. В семье поддерживали рано обнаружившийся талант мальчика, и в 1866 г. он был определен в только что открывшуюся Московскую консерваторию. В ее стенах Такеов становится учеником П. Чайковского и Н. Рубинштейна - двух крупнейших деятелей музыкальной России. Блестящее окончание консерватории в 1875 г. (Танеев первым в ее истории был удостоен Большой золотой медали) открывает перед молодым музыкантом широкие перспективы. Это и разнообразная концертная деятельность, и преподавание, и углубленная композиторская работа. Но прежде Танеев совершает поездку за рубеж.

    Пребывание в Париже, соприкосновение с европейской культурной средой оказало сильнейшее воздействие на восприимчивого двадцатилетнего художника. Танеев предпринимает суровую переоценку достигнутого им на родине и приходит к выводу о недостаточности своего образования, как музыкального, так и обще- гуманитарного. Наметив твердый план, он начинает упорную работу над расширением кругозора. Работа эта продолжалась всю жизнь, благодаря чему Танеев смог стать вровень с образованнейшими людьми своего времени.

    Та же планомерная целеустремленность присуща и композиторской деятельности Танеева. Он желал практически овладеть сокровищами европейской музыкальной традиции, переосмыслить ее на родной русской почве. Вообще, как полагал молодой композитор, русской музыке недостает исторической укорененности, она должна усвоить опыт классических европейских форм - прежде всего полифонических. Ученик и последователь Чайковского, Танеев находит свой собственный путь, синтезирующий романтический лиризм и классицистскую строгость выражения. Это сочетание очень существенно для стиля Танеева, начиная с самых ранних опытов композитора. Первой вершиной здесь стало одно из лучших его произведений - кантата "Иоанн Дамаскин" (1884), положившая начало светской разновидности этого жанра в русской музыке.

    Хоровая музыка - важная часть наследия Танеева. Композитор понимал хоровой жанр как сферу высокого обобщения, эпоса, философского размышления. Отсюда крупный штрих, монументальность его хоровых композиций. Естествен и выбор поэтов: Ф. Тютчев, Я. Полонский, К. Бальмонт, в стихах которых Танеев подчеркивает образы стихийности, грандиозности картины мира. И есть некая символичность в том, что творческий путь Танеева обрамлен двумя кантатами - лирически-проникновенным "Иоанном Дамаскином" по поэме А. К. Толстого и монументальной фреской "По прочтении псалма" на ст. А. Хомякова, итоговым произведением композитора.

    Ораториальность присуща и самому масштабному созданию Танеева - оперной трилогии "Орестея" (по Эсхилу, 1894). В своем отношении к опере Танеев идет как бы против течения: при всех несомненных связях с русской эпической традицией ("Руслан и Людмила" М. Глинки, "Юдифь" А. Серова) "Орестея" находится вне ведущих тенденций оперного театра своего времени. Индивидуальное интересует Танеева как проявление всеобщего, в древнегреческой трагедии он ищет то, что он вообще искал в искусстве - вечное и идеальное, нравственную идею в классически совершенном воплощении. Тьме преступлений противостоит разум и свет - центральная идея классического искусства по-новому утверждается в "Орестее".

    Тот же смысл несет и Симфония до минор - одна из верший русской инструментальной музыки. Танеев достиг в симфонии подлинного синтеза русской и европейской, прежде всего бетховенской традиции. Концепция симфонии утверждает победу ясного гармонического начала, в котором разрешается суровый драматизм 1 части. Циклическое четырехчастное строение произведения, композиция отдельных частей опираются на классические принципы, трактованные весьма своеобразно. Так, идея интонационного единства превращается у Танеева в метод разветвленных лейтмотивных связей, обеспечивающих особую спаянность циклического развития. В этом ощущается несомненное влияние романтизма, опыта Ф. Листа и Р. Вагнера, интерпретированного, однако, в условиях классически ясных форм. Очень существен вклад Танеева в области камерно-инструментальной музыки. Русский камерный ансамбль обязан ему своим расцветом, во многом обусловившим дальнейшее развитие жанра в советское время в творчестве Н. Мясковского, Д. Шостаковича, В. Шебалина. Дарование Танеева как нельзя лучше отвечало строю камерного музицирования, которому присущ, по словам Б. Асафьева, "свой уклон содержания, особенно в сферу возвышенно-интеллектуальную, в область созерцания и размышления". Строгий отбор, экономия выразительных средств, отточенность письма, необходимые в камерных жанрах, всегда оставались идеалом для Танеева. Полифония, органичная для стиля композитора, находит широчайшее применение в его струнных квартетах, в ансамблях с участием фортепиано - Трио, Квартете и Квинтете, одном из совершеннейших созданий композитора. Исключительно мелодическое богатство ансамблей, особенно их медленных частей, гибкость и широта развития тематизма, близкие свободным, текучим формам народной песни. Мелодическое разнообразие свойственно романсам Танеева, многие из которых завоевали широкую популярность. И традиционно-лирический, и картинный, повествовательно-балладный типы романса равно близки индивидуальности композитора. Требовательно относясь к картину поэтического текста, Танеев полагал слово определяющим художественным элементом целого. Примечательно, что он одним из первых начал называть романсы "стихотворениями для голоса и фортепиано".

    Высокий интеллектуализм, присущий натуре Танеева, наиболее непосредственно выразился в его музыковедческих трудах, а также в широкой, истинно подвижнической педагогической деятельности. Научные интересы Танеева вытекали из его композиторских представлений. Так, по свидетельству Б. Яворского, он "живо интересовался, каким образом такие мастера, как Бах, Моцарт, Бетховен, добивались своей техники". И естественно, что крупнейшее теоретическое исследование Танеева "Подвижной контрапункт строгого письма" посвящено полифонии.

    Танеев был прирожденным педагогом. Прежде всего потому, что собственный творческий метод он выработал совершенно сознательно и мог научить других тому, чему научился сам. Центром тяжести при этом становилась не индивидуальная стилистика, а общие, универсальные принципы музыкальной композиции. Поэтому столь различен творческий облик композиторов, прошедших через класс Танеева. С. Рахманинов, А. Скрябин, Н. Метнер, Ан. Александров, С. Василенко, Р. Глиэр, А. Гречанинов, С. Ляпунов, З. Палиашвили, А. Станчинский и многие другие - каждому из них Танеев сумел дать ту общую основу, на которой расцвела индивидуальность ученика.

    Многообразная творческая деятельность Танеева, безвременно прервавшаяся в 1915 г., имела огромное значение для отечественного искусства. По словам Асафьева, "Танеев... был источником великой культурной революции в русской музыке, последнее слово которой еще далеко не сказано"...

  9. Источник: Музыкальный словарь



  10. Лермонтовская энциклопедия

    ТАН́́ЕЕВ Сергей Иванович (1856—1915), рус. композитор. Первое соч. на стихи Л. — хор для четырех голосов без сопровождения «Сосна» («На севере диком») написан в 1877 для рукописного журн. «Захолустье» (опубл. 1940). Два других романса Т. — «Молитва» («В минуту жизни трудную») (соч. 1896; рукопись — в ГЦММК) и «Из Гёте» («Горные вершины») (М., 1902).Лит.: С. И. Танеев. Личность, творчество и документы его жизни, М. — Л., 1925, с. 124, 127, 160, 181; Неопубл. произв. С. И. Танеева, «СМ», 1940, № 7; Бернандт Г. Б., С. И. Танеев, М. — Л., 1950, с. 13, 51.

  11. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  12. Москва (энциклопедия)

  13. Источник:



  14. Большой Энциклопедический словарь

    Танеев Сергей Иванович

    Тане́ев Сергей Иванович (1856—1915), композитор, пианист, музыкальный теоретик. Ученик Н. Г. Рубинштейна, П. И. Чайковского. Творчество Танеева отмечено философской направленностью, сдержанностью высказывания, уникальным полифоническим мастерством. Опера-трилогия «Орестея» (по Эсхилу, 1894), кантаты «Иоанн Дамаскин» (1884), «По прочтении псалма» (1915), 4 симфонии, фортепианные трио (1908), фортепианный квинтет (1911), хоры а капелла (свыше 40; возродил жанр), романсы. Теоретические труды посвящены проблемам полифонии, в том числе «Подвижной контрапункт строгого письма» (Лейпциг, 1909). Историческое значение имела педагогическая деятельность Танеева (его ученики — С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин). Профессор Московской консерватории (с 1881; в 1885—89 директор). Один из основателей Народной консерватории в Москве (1906).


    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  15. Источник: