Большая Советская энциклопедия

    Хлебников Велимир (Виктор Владимирович) [28.10(9.11).1885, с. Малые Дербсты бывшей Астраханской губернии, ‒ 28.6.1922, деревня Санталово бывшей Новгородской губернии], русский советский поэт. Родился в семье учёного-биолога. В 1903‒11 учился на физико-математическом факультете Казанского, затем на физико-математическом и историко-филологическом факультетах Петербургского университета. В 1905 начал печатать естественнонаучные сочинения, литературные ‒ в 1908. В 1910-х гг. входил в литературное объединение «Гилея», участвовал в футуристических изданиях (см. Футуризм). Художественные произведения вышли отдельными книгами: «Изборник», «Творения» (обе ‒ 1914). После Октябрьской революции 1917 работал в РОСТА, Главполитпросвете, печатался в периодике. Большая часть литературного наследия Х. не была опубликована при его жизни.

    Многие малые произведения Х. имели в ранний период чисто экспериментальный характер. Его литературная эволюция шла от романтизма (гротескные, апокалипсические, фольклорно-мифологические образы действительности в произведениях «Журавль», «Маркиза Дезес», «Шаман и Венера») к реалистическим завоеваниям зрелой прозы («Октябрь на Неве», «Разин»), монументальных поэм о

    1-й мировой войне 1914‒18 и Октябрьской революции («Война в мышеловке», 1915‒1919; «Ладомир» и «Ночь в окопе», обе ‒ 1921; «Ночной обыск» и «Ночь перед Советами», обе ‒ 1921). Мечту о всемирном братстве людей, собственном поэтическом предчувствия «нового космического сознания» Х. пытался проверить математическими расчётами и выяснением «законов времени» (книга «Учитель и ученик», 1912; «Время ‒ мера мира», 1916; «Доски судьбы», 1922). Стремясь к синтетическому знанию, к сближению методов науки и искусства, Х. утопически полагал открыть на этом пути возможность создания «новой мифологии» и «сверхъязыка» грядущего свободного человечества.

    В. В. Маяковский называл Х. «мастером стиха» и говорил о большом значении его опыта для создания нового поэтического языка.

    Соч.: Собр. произв., т. 1‒5. [Вступ. ст. Ю. Тынянова и Н. Степанова], Л., 1928‒33; Неизданные произведения. [Ред. и коммент. Н. Харджиева и Т. Грица], М., 1940.

    Лит.: Перцов В., О Велимире Хлебникове, «Вопросы литературы», 1966, № 7; Харджиев Н., Маяковский и Хлебников, в кн.: Харджиев Н. и Тренин В., Поэтическая культура Маяковского, М., 1970: Степанов Н., Велимир Хлебников. Жизнь и творчество, М., 1975; Дуганов Р. В., Краткое «искусство поэзии» Хлебникова, «Изв. АН СССР. ОЛЯ», 1974, т. 33, № 5; его же. Проблема эпического в эстетике и поэтике Хлебникова, там же, 1976, т. 35, № 5.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ХЛЕБНИКОВ Велимир (Виктор Владимирович) (1885-1922) - русский поэт и прозаик. Родоначальник русского футуризма (группа "будетлян"). Создатель утопического общества Председателей Земного Шара (1916). Реформатор поэтического языка (эксперименты в области словотворчества, зауми, "звездного языка"). Пацифистская поэма о 1-й мировой войне "Война в мышеловке" (1919), монументальные революционные поэмы (1920-22) - "Ладомир", "Ночной обыск", "Зангези", "Ночь перед Советами". Цикл историко-математических статей, посвященных природе времени "Доски судьбы" (1922). Рассказы. Драмы. Оказал воздействие на русский и европейский авангард, в т. ч. в области живописи и музыки.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    ХЛЕБНИКОВ Велимир

    ХЛЕ́БНИКОВ Велимир (наст. имя Виктор Владимирович) (1885—1922), русский поэт, одна из ключевых фигур авангарда.

    Родился в семье ученого-биолога. В 1903—1911 учился на физико-математическом факультете Казанского университета, затем на физико-математическом и историко-филологическом факультетах Петербургского университета. Печататься начал в 1910-е гг., входил в литературное объединение «Гилея». В начале пути разделял панславистские иллюзии, был и под влиянием Вл. Соловьева(см. СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич), Вяч. Иванова(см. ИВАНОВ Вячеслав Иванович)и М. Кузмина(см. КУЗМИН Михаил Алексеевич). Практически избавил свой язык от греколатинского корнеслова. Примыкая к кубофутуристам, называл себя Будетлянином. Мировоззренчески оставался непонятым соратниками (это они составили и издали его книги «Ряв!», 1913; «Творения», т. 1, и «Изборник стихов», оба 1914). Всю жизнь занимался «осадами» времени, слова и социальных проблем человечества (сборники «Битвы 1915—1917 гг. Новое учение о войне», 1914, и «Время—мера мира», 1916; «сверхповесть» «Зангези», 1920—22; итоговые «Доски судьбы», 1920—22, лишь часть их опубликована посмертно). В духе Лобачевского(см. ЛОБАЧЕВСКИЙ Николай Иванович)создал учение о «воображаемой филологии», «самовитом слове» и словотворчестве, чем стал в ряд таких ученых, как В. Гумбольдт(см. ГУМБОЛЬДТ Вильгельм), А. А. Потебня(см. ПОТЕБНЯ Александр Афанасьевич)и Ф. де Соссюр(см. СОССЮР Фердинанд де).

    От преобразования фольклорно-мифологических традиций (не только славянских; «сверхповесть» «Дети Выдры», 1911—13) пришел к идеям единого «звездного языка» для всех землян, «государства времени», общественных «Предземшаров», противопоставляемых «государствам пространств», и к полемике с Лениным «вплотную и вровень» (поэма «Ночь в окопе», отд. изд., заботами С. А. Есенина, 1921). Уникальная судьба поэта-ученого-мыслителя, бессребреника и подвижника, «одинокого лицедея», не увидевшего в печати ни одного самостоятельно составленного сборника своих стихов. Еще слабо освоен культурой 20 века.

    Творческая полемика с поэтическими традициями Пушкина и Блока в борьбе за новый язык художественной литературы и «свободный стих». Опыты неклассического сплава искусства и науки. Пафос единства Востока и Запада, Севера и Юга. Экологическое мировидение единства человека и природы. Жизненная и публицистическая антибуржуазность. Страстное желание «стать звонким вестником добра» (стихотворение «Гонимый — кем, почем я знаю?..», 1912). Особое «богоборчество» во имя новой меры как «сверхверы» (важное стихотворение «Единая книга», 1920; опубликовано 1928). Принципы нового внерыночного обустройства — всеобщего «Ладомира» (одноименная поэма, 1920; тогда же литографирована в Харькове; с 1923 многократно издавалась, но все еще составляет трудную текстологическую проблему). Разнообразные картины накала Гражданской войны. Десятки поэм, проза, пьесы, отрывки, фрагменты. Статьи по этологии, биологии, историософии, литературной критике. Публицистика. Часть архива до сих пор недоступна для исследователей.

    * * *

    ХЛЕ́БНИКОВ Велимир (наст. имя Виктор Владимирович) [28 октября (9 ноября) 1885, гл. ставка Малодербетовского улуса Астраханской губернии (ныне с. Малые Дербеты, Калмыкия) — 28 июня 1922, д. Санталово, Крестецкий уезд Новгородской губернии; похоронен там же на погосте д. Ручьи; в 1960 останки захоронены на Новодевичьем кладбище в Москве], русский поэт, ученый, мыслитель.

    Семья. Детство. Учеба

    В поэме «Хаджи-Тархан» (1913) Хлебников писал о прошлом Астрахани как колыбели своих предков по отцовской линии (русских хлеботорговцев). В его жилах была также армянская кровь и кровь запорожцев. Отцу, орнитологу и лесоводу, в будущем одному из основателей Астраханского заповедника, он обязан интересом к естествознанию. Мать, двоюродная сестра народовольца А. Д. Михайлова, историк по образованию, способствовала общегуманитарным увлечениям сына. В детстве несколько лет провел на Украине и в Среднем Поволжье. Окончил гимназию в Казани, там же как естественник учился в университете, увлекаясь идеями Лобачевского(см. ЛОБАЧЕВСКИЙ Николай Иванович). Участвовал в студенческих волнениях, побывал в тюрьме. Перевелся в Петербург, где ряд лет проучился и как студент-филолог. Не окончил курса, предпочитая путь самообразования. В 1903 был в экспедиции в Дагестане, в 1905 — на Северном Урале. С началом войны с Японией, под влиянием гибели броненосца «Петропавловск» (1904), клянется найти «основной закон времени», который управляет историческими катаклизмами, судьбами людей и всем мирозданием.

    Пробы пера. Ранние публикации. Поиск учителей

    Первые творческие опыты — не столько стихи, сочинявшиеся еще с 11 лет, сколько «снимки» — записи фенологических и орнитологических наблюдений, перемежаемых размышлениями на темы биологии, психологии, философии, этики и набросками автобиографической прозы («Еня Воейков»). Студентом напечатал несколько статей по орнитологии. Событием явился «Опыт построения одного естественнонаучного понятия» (1910; о понятии «метабиоз», парном к «симбиозу») — попытка синтеза естественнонаучного знания с гуманитарным. Видимо, еще из Казани какую-то рукопись посылал на отзыв М. Горькому(см. ГОРЬКИЙ Максим). В 1908 в Крыму знакомится с Вяч. Ивановым(см. ИВАНОВ Вячеслав Иванович), переписывается с ним, входит в круг его «Академии»; их пути быстро разошлись, но добрые отношения остались. Журнал «Весы», стихи Ф. Сологуба(см. СОЛОГУБ Федор Кузьмич)и С. М. Городецкого(см. ГОРОДЕЦКИЙ Сергей Митрофанович), стихи и проза Кузмина(см. КУЗМИН Михаил Алексеевич), «Серебряный голубь» А. Белого(см. БЕЛЫЙ Андрей), творчество А. А. Блока(см. БЛОК Александр Александрович), А. М. Ремизова(см. РЕМИЗОВ Алексей Михайлович), М. Метерлинка(см. МЕТЕРЛИНК Морис), У. Уитмена(см. УИТМЕН Уолт), французских художников — среда, в которой живет Хлебников в Петербурге в 1908—1910. Литературный дебют — публикация переполненного неологизмами стихотворения в прозе «Искушение грешника» (журнал «Весна», 1908, № 9) — прошел незамеченным, но приводит к дружбе с В. В. Каменским(см. КАМЕНСКИЙ Василий Васильевич), который позже знакомит Хлебникова с братьями Бурлюками, Е. Г. Гуро(см. ГУРО Елена Генриховна)и М. В. Матюшиным(см. МАТЮШИН Михаил Васильевич). «Аполлон» отказывается печатать поддержанный Ивановым и Кузминым «Зверинец» Хлебникова, и настоящий его дебют знаменуют «Заклятие смехом», помещенное Н. И. Кульбиным в «Студии импрессионистов», и публикация «Зверинца» в первом «Садке судей» (1910). Кубофутуризм пытается использовать «великого гения современности» как знамя в своей борьбе с символистами и акмеистами. Хлебников же ищет «собеседников» во всей мировой культуре — от Эхнатона(см. ЭХНАТОН), Пифагора(см. ПИФАГОР Самосский), Лао-цзы(см. ЛАО-ЦЗЫ), Иисуса(см. ИИСУС ХРИСТОС)и Ариабхаты(см. АРИАБХАТА (индийский астроном)) до новейшей физики, от Низами(см. НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф), Леонардо(см. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ), Пушкина(см. ПУШКИН Александр Сергеевич)и Воронихина(см. ВОРОНИХИН Андрей Никифорович)до Уэллса(см. УЭЛЛС Герберт), Скрябина(см. СКРЯБИН Александр Николаевич), Пикассо(см. ПИКАССО Пабло)и Татлина(см. ТАТЛИН Владимир Евграфович).

    «Гилея»

    Углубленный в свои «осады», не преуспевавший в публичных выступлениях, Будетлянин сближается с широким кругом молодых поэтов и художников авангарда, много печатается в их изданиях. Часто посещает любимую им Москву и родных в Астрахани. Вместе с Бурлюками, Каменским, Б. Лившицем(см. ЛИВШИЦ Бенедикт Константинович)и А. Крученых(см. КРУЧЕНЫХ Алексей Елисеевич)входит в группу «Гилея». В 1912 знакомится с В. Маяковским(см. МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович), участвует в подготовке манифеста для сборника «Пощечина общественному вкусу», затем — и других подобных деклараций 1913—1914 годов. Иждивением Д. Бурлюка(см. БУРЛЮК Давид Давидович) издает в Херсоне статью-брошюру «Учитель и ученик». Читателю уже известны многие тексты Хлебникова (часто с искажениями), в том числе пьесы «Маркиза Дэзес» и «Чертик», поэмы «Журавль», «Шаман и Венера», «Гибель Атлантиды», «Сельская дружба», стихотворения «Сегодня снова я пойду...», «Кузнечик», «Времыши-камыши...», «Там, где жили свиристели...», «Когда умирают кони, дышат...», «Семеро», «Числа», рассказы «Закаленное сердце» и «Николай», статья «О расширении пределов русской словесности». Но почти для всех он остается в тени своих товарищей.

    Война. Солдатчина. Революции

    К началу мировой войны «Гилея» уже распадается. Вскоре будет закрыта и «Бродячая собака» — место, где нередко бывал Хлебников (ей посвящены ряд строф в неоконченной поэме «Олег Трупов», 1915). Контакты с товарищами не прекращаются, манифесты «Короля времени Велимира I» в листовке «Труба марсиан», 1916, подписывают Н. Н. Асеев, Г. Н. Петников и М. М. Синякова. У сестер Синяковых, в Красной Поляне, дачной местности под Харьковом, поэт неоднократно находит приют в 1916—1920 годах (до этого он часто бывал гостем у дачников в Куоккала). С апреля 1916 по май 1917 Хлебников — рядовой «под ружьем» в запасных полках Поволжья, в казармах и разных больницах «на обследовании». И в этих тяжелых условиях он пишет и публикует несколько, в основном, антивоенных стихотворений, которые позднее войдут в «сверхпоэму» «Война в мышеловке» (1915—1919—1922; опубликована в конце 1920-х). Весной 1917 в Харькове крошечным тиражом публикуется «Воззвание Председателей Земного шара» и популярное ныне стихотворение «Свобода приходит нагая...» — отклики на Февральскую революцию(см. ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917). С не меньшими надеждами встречен им и Октябрьский переворот(см. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917). Предчувствуя события, Хлебников становится свидетелем-«репортером» борьбы и боев в Петрограде, Москве и Астрахани, где живет до весны 1919. Еще в конце 1916 предсказывает время начала Гражданской войны(см. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА в России). Ее он непосредственно переживает в Харькове, взятом Деникиным. Переносит два тифа, осенью 1919, избегая мобилизации, проходит обследование в психиатрической больнице, где пишет поэмы «Лесная тоска», «Поэт» и «Гаршин». Он испытывает в 1919—20 в голодном Харькове огромный творческий подъем. Здесь написаны и поэмы «Ночь в окопе», «Три сестры» и «Ладомир», и такие «сверхпоэмы», как «Азы из Узы» и «Царапина по небу», заполняется десятками стихотворений и разными набросками подаренный ему так называемый «Гроссбух». В конце 1920, перебравшись в Баку, Хлебников находит, наконец, и «основной закон времени» (он видит в нем главнейшее из всех своих достижений, более важное, чем стихи).

    Баку. Персия. Пятигорск

    Активно сотрудничая как литератор с Советской властью, он клеймит и расстрел царской семьи, и ужасы Чека. Его нисколько не увлекает белое движение, и к плакату РОСТА он пишет агитку «От зари и до ночи / Вяжет Врангель онучи...» В апреле 1921 с частями Красной Армии отправляется в Персию. С ней связаны стихотворения «Иранская песня», «Ночь в Персии», поэма «Труба Гуль-муллы» — своего рода дневник его путешествия. Прощанию с Закавказьем посвящено стихотворение «Ручей с холодною водой...». Октябрь Хлебников проводит в Железноводске, пополняя «Гроссбух», часть ноября и декабря, в Пятигорске. Творческий подъем не ослабевает, вопреки предельно тяжелому быту, голоду и болезням. Здесь завершены поэмы «Ночной обыск», «Председатель Чеки», «Ночь перед Советами», «Настоящее», «Горячее поле» («Прачка»), «Переворот в<о> Владивостоке», «Берег невольников», «Шествие осеней Пятигорска», стихотворения о голоде в Поволжье, о Лермонтове, о 1905 годе и Москве, о Бурлюке и Крученых и др., рождается строка «Русь, ты вся поцелуй на морозе!», продолжается работа над «Досками судьбы» и «Зангези».

    Москва. Кончина. Послебытие

    После двух с половиной лет, под новый 1922 год, Хлебников возвращается в Москву. Он уже знает, что Маяковский не выполнил обещания и не издал том его произведений, но еще надеется на возвращение оставленных рукописей, однако «другу» — не до этой заботы. В апреле происходит разрыв отношений с былым «гилейцем», становящимся «лефовцем». Будетлянина одолевают приступы малярии, его быт по-прежнему тяжел. Рядом с ним Митурич, семья Исаковых, Спасские, молодежь Вхутемаса. Чтобы собрать силы для поездки в Астрахань, в мае Хлебников отправляется с П. Митуричем(см. МИТУРИЧ Петр Васильевич) отдохнуть в Новгородской глуши. Там недуги берут свое, помощь из Петрограда и Москвы уже не может спасти тяжело умиравшего поэта. Теперь его могилу на Новодевичьем кладбище в Москве отличает массивное изваяние «каменной бабы», воспетой им в 1919 в одноименной поэме.

    Н. Я. Мандельштам, как до этого, в первые месяцы 1922, Брики, не один раз подкармливала Хлебникова. Во время этих «обедов» проходили его беседы с ее мужем. Их значение обнаруживается в серии статей Мандельштама 1922—23, его стихотворениях тех же лет и позднее — в «Восьмистишиях», «Стихах о неизвестном солдате» и, что пока является гипотезой, даже в так называемой <«Оде Сталину»>, где, возможно, в особо «хитрых углах» портрета «отца народов», присутствует и образ Хлебникова — «близнеца» и «отца» автора. Если так, то именно здесь непредсказуемо сошлись вершины акмеизма(см. АКМЕИЗМ) и будетлянства.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Энциклопедический словарь псевдонимов

    (наст. имя Виктор Владимирович; 1885–1922) – рус. поэт. Род. в семье ученого-натуралиста. Литер. дебют в 1908. Родоначальник рус. футуризма. Создатель утопич. об-ва Председателей Земного Шара (1916). Реформатор поэтич. яз. (эксперименты в области словотворчества, зауми, «звездного языка»). Пацифистская поэма о I мировой войне «Война в мышеловке» (1919), монументальные рев. поэмы – «Ладомир», «Ночной обыск», «Зангези», «Ночь перед Советами» (1920—22). Автор цикла историко-математич. статей, посвящ. природе времени, рассказов, драм. Оказал воздействие на рус. и европ. авангард, в т. ч. в области живописи и музыки.

  7. Источник: Энциклопедический словарь псевдонимов



  8. Лермонтовская энциклопедия

    ХЛ́́ЕБНИКОВ Велимир (Виктор Владимирович) (1885—1922), рус. сов. поэт. Как один из идеологов лит. группы футуристов в многочисл. декларациях полемически призывал преодолеть влияние классиков, однако ни в одном из документов, подписанных им, нет выпадов против Л. Ст. «О расширении пределов русской словесности» (1913) полна прямых апелляций к опыту Л., к-рый ввел в рус. лит-ру новые темы — Кавказ, Польша, древний Новгород (к Вадиму Новгородскому, воспринятому через лермонт. поэму, восходит однократный псевд. Х. — Вадим Х.).Определяя музу Л. как музу «желчи и горечи», Х. защищал ее от посягательств мещан-«приобретателей», а также от идеологов др. направлений в искусстве: «Якобы ваше знамя — Пушкин и Лермонтов — были вами некогда прикончены как бешеные собаки за городом, в поле!» (декларация «Труба марсиан», 1916). Поиски Х. «закона времени», «закона судьбы», «закона фатальных совпадений» соотносятся им с филос. темой судьбы и рока у Л. Мотивы «Тамары» и «Демона» Х. использовал в стих. «И она ответила тихо» и «Как два согнутые кинжала» (оба — 1911). На лермонт. фонетич. строе Х. демонстрировал «числовой закон» звукового строения стихов («Второй язык», 1915). Образы Тамары, Гудала проходят в повести Х. «Ка» (1915). В дневниковых записях Х. отождествляет себя и своих друзей с образами «Героя нашего времени».Х. бывал на Кавказе и хорошо знал лермонт. места. Ведущая «азийская» тема Х. имеет своим источником тему Кавказа и Востока у Л. Прямо адресовано Л. ориентированное на «Смерть поэта» стих. Х. «На родине красивой смерти Машуке» (Пятигорск, 1921); образ Л. — «певца железа» — восходит здесь к известным строкам из стих. «Как часто пестрою толпою окружен...». Критики (И. Поступальский, В. Марков) отмечали тематич. и стилистич. параллели антивоен. произв. Х. («Ночь в окопе» и др.) со стих. «Бородино». Типологич. связь программного стих. Х. «Конь Пржевальского» с «Демоном» Л. исследовала К. Поморска.Соч. Собр. произв., т. 1—5, Л., 1930—33, т. 4, с. 57; т. 5, с. 155, 210, 327, 332, 334; Битвы 1915—1917 г. г. Новое учение о войне, П., 1915, с. 22; Неизд. произв., М., 1940, с. 140, 251, 341.Лит.: Слинина Э., В. Хлебников о Пушкине, «Уч. зап. Ленингр. гос. пед. ин-та им. Герцена», 1970, т. 434, с. 114; Поступальский И., О первом томе В. Хлебникова, «Нов. мир», 1929, № 12, с. 237—242; Pomorska K., Russian formalist theory and its poetic ambiance, The Hague — P., 1968, p. 103, 106; Markov V., The longer poems of Velimir Khlebnikov, Berk, — Los Ang., 1962 (по указат.); Markov V., Russian futurism, a history, Berk., 1968 (по указат.).

  9. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  10. Большой Энциклопедический словарь

    ХЛЕБНИКОВ Велимир
    ХЛЕБНИКОВ Велимир (Виктор Владимирович) (1885-1922) - русский поэт и прозаик. Родоначальник русского футуризма (группа "будетлян"). Создатель утопического общества Председателей Земного Шара (1916). Реформатор поэтического языка (эксперименты в области словотворчества, зауми, "звездного языка"). Пацифистская поэма о 1-й мировой войне "Война в мышеловке" (1919), монументальные революционные поэмы (1920-22) - "Ладомир", "Ночной обыск", "Зангези", "Ночь перед Советами". Цикл историко-математических статей, посвященных природе времени "Доски судьбы" (1922). Рассказы. Драмы. Оказал воздействие на русский и европейский авангард, в т. ч. в области живописи и музыки.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  11. Источник: