Большая Советская энциклопедия

    I

    Падуа́нская шко́ла

    в философии, философское направление 14—16 вв., развивавшее традиции аристотелизма в их аверроистской интерпретации (см. Аверроизм) либо в истолковании Александра Афродизийского (конец 2 — начало 3 вв.), греческого комментатора Аристотеля. Получила распространение в университетских центрах Северной Италии — Падуе, Мантуе, Ферраре, Болонье. Зарождение её связывается с деятельностью профессора Падуанского университета Пьетро д'Абано (конец 13 — начало 14 вв.), утвердившего в итальянских университетах аристотелизм в трактовке арабских философов и естественнонаучную проблематику. К П. ш. был близок Марсилий Падуанский, отстаивавший отделение политики от церковного авторитета и религиозной морали. К школе принадлежали профессор Падуанского и Болонского университетов Анджело д’Ареццо, Паоло Венето, Гаэтано да Тьене, Николетто Верниа, Пьетро Траполино, Марко Антонио Зимара, Алессандро Акиллини, Нифо. В философских построениях некоторых представителей П. ш. позднего периода сказалось воздействие идей Томизма. В целом для П. ш. характерны черты средневекового свободомыслия. Приняв теорию двойственной истины (См. Двойственная истина), философы П. ш. развивали положения, материалистические по своей тенденции и непримиримые с учением церкви: своеобразный сенсуализм в гносеологии, представление о несотворённости человеческого рода и его коллективном бессмертии, о единой бессмертной душе человечества и смертности индивидуальной души, учение о несвободе человеческой воли, о естественном детерминизме. П. ш. оказала большое влияние на итальянских философов П. Помпонацци, Д. Бруно, Д. Ванини.

    Лит.: Ренан Э., Аверроэс и аверроизм, пер. с франц., К., [1903]; Nardi В., Saggi sull'aristotelismo padovano dal secolo XIV al XVI, Firenze, [1958]; Aristotelismo padovano e filosofia aristotelica, Atti del XII Congresso internazionale di filosofia, v. 9, Firenze, 1960; RandalI J. H., The school of Padua and the emergence of modern science, Padova, 1961.

    Н. В. Котрелев.

    II

    Падуа́нская шко́ла

    живописная школа, сложившаяся в Падуе и сыгравшая значительную роль в становлении и развитии искусства Возрождения (См. Возрождение) в Северной Италии. Живопись Падуи 14 в. представлена работами заезжих мастеров (Джотто, Альтикьеро, Аванцо) и местных последователей Джотто. К середине 15 в. вокруг живописца Ф. Скварчоне сложилась самостоятельная школа, мастера которой (Н. Пиццоло, Боно да Феррара, Ансуино да Форли) сочетали в своём творчестве позднеготические черты с поисками чеканно-ясной формы и пристальным изучением античных памятников. Крупнейший представитель П. ш.— Андреа Мантенья.

    Лит.: Rigoni Е., L’arte rinascimentale in Padova. Studi e documenti, Padova, 1970.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ПАДУАНСКАЯ ШКОЛА в философии (14-16 вв.; университеты Падуи - Болоньи и других городов Сев. Италии), развивала идеи аристотелизма в аверроистской интерпретации; характеризуется чертами средневекового свободомыслия.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Философская энциклопедия

    ПАДУАНСКАЯ ШКОЛА

    филос. направление 14— 16 вв., развивавшее традиции аристотелизма в их аверроистской интерпретации (см. Аверроизм) либо в истолковании Александра Афродисийского. Получила распространение в университетских центрах Сев. Италии — Падуе, Мантуе, Ферраре, Болояье. Зарождение её связывается с деятельностью проф. Падуанского университета Пьетро д'Абано (кон. 13 — нач. 14 вв.). К П. ш. был близок Марсилий Падуанский, отстаивавший отделение политики от церк. авторитета и религ. морали. К школе принадлежали профессора Падуанского и Болонского унтов Анджело д'Ареццо, Паоло Венето, Гаэтано да Тьене, Николетто Верния, Пьетро Траполино, Марко Антонио Дзимара, Алессанд-ро Акиллини, Агостино Нифо. В филос. построениях некоторых представителей П. ш. позднего периода сказалось воздействие идей томизма. В целом для П. ш. характерны черты ср.-век. свободомыслия. Приняв теорию двойственной истины, философы П. ш. развивали положения, материалистические по своей тенденции и непримиримые с учением церкви: своеобразный сенсуализм в гносеологич. представление о несо-творённости человеч. рода и его коллективном бессмертии, о единой бессмертной душе человечества и смертности индивидуальной души, учение о несвободе человеч. воли, о естеств. детерминизме. П. ш. оказала большое влияние на итал. философов П. Помпонацци, Дж. Бруно, Дж. Ванини.

    Ренан Э., Аверроэс и аверроизм, пер. с франц., К., Ц903]; Горфункель А. X., Гуманизм и натурфилософия итал. Возрождения, М.,1977; Nаrdi В., Saggi sulraristotelismo padovano dal secolo XIV al XVI, Firenze, [1958]; Aristotelismo padovano e filosofia aristotelica, в сб.: Atti del XII Congresso internationale di (ilosofia, v. 9, Firenze,1960; Randall J. H., The school of Padua and the emergence of modern science, Padova, 1961.

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Энциклопедический словарь

    падуа́нская шко́ла

    в философии (XIV—XVI вв.; университеты Падуи, Болоньи и других городов северной Италии), развивала идеи аристотелизма в аверроистской интерпретации; характеризуется чертами средневекового свободомыслия.

    * * *

    ПАДУАНСКАЯ ШКОЛА

    ПАДУА́НСКАЯ ШКО́ЛА в философии (14—16 вв.; университеты Падуи, Болоньи и других городов Сев. Италии), развивала идеи аристотелизма в аверроистской интерпретации; характеризуется чертами средневекового свободомыслия.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: