Бурдель Эмиль Антуан в словарях и энциклопедиях
Бурдель (Bourdelle) Эмиль Антуан (30.10.1861, Монтобан, 1.10.1929, Ле-Везине), французский скульптор. Учился в школах изящных искусств в Тулузе (187684) и Париже (188486). Работал в мастерских А. Фальгьера (1884) и О. Родена (18931908). Преподавал в студии Гранд Шомьер (190929). Произведения Б. конца 1880-х начала 1900-х гг., с их подчас неистовой экспрессией («Памятник павшим» в Монтобане, бронза, 18931902), отмечены дробностью ритмов, объёмов, усложнённостью общего построения. В дальнейшем, стремясь к героизации и монументализации образов, Б. творчески претворяет традиции греческой архаики и ранней классики, европейского средневекового искусства; произведения Б. отличаются единством конструктивности и динамики, контрастностью света и тени, грубовато-энергичной обработкой утрированно-крупных, плотных форм, активностью пространственного построения («Геракл, стреляющий из лука», 1909, «Пенелопа», 190912, «Сафо», 192425, все бронза). В портретах («О. Роден», бронза, 1909; «А. Франс», бронза, 1919) Б. выявлял напряжённость духовной жизни человека; в памятнике К. Альвеару в Буэнос-Айресе (бронза, 191523), в установленных в Париже статуе «Франция» (бронза, 1925) и памятнике А. Мицкевичу (бронза, 190929) стремился выразить гражданские идеи. В отдельных произведениях Б. 20-х гг. появляются черты декларативности, стилизации и архаизации. Б. работал также как рисовальщик и живописец (фрески Театра Елисейских полей, 1912). Творчество Б., одного из крупнейших монументалистов своего времени, заняло видное место в прогрессивном французском искусстве 1-й трети 20 в.
Соч.: Искусство скульптуры, пер. с франц., М., 1968.
Лит.: Роден и его время. Каталог, М., [б. г.]; Стародубова В. В., Бурдель, М., 1970; Jianou 1., Dufet M., Bourdelle. P., 1965.
(Bourdelle, Emile Antoine)
(1861-1929), французский скульптор. Родился в Монтобане 30 октября 1861. Учился в Школах изящных искусств в Тулузе (1876-1884) и Париже (1884-1886). Работал в мастерских Ж.Фальгьера и Ж.Далу, затем стал любимым учеником и помощником Огюста Родена. Его первая работа - Памятник павшим в Монтобане (1893-1902). Наделенный огромной творческой энергией, Бурдель иногда в своих работах прибегал к казавшимся уже устаревшими формам и идеям (например, статуя Эльзасской Мадонны (1922) выполнена им в псевдоготическом стиле) или к нарочитому искажению пропорций с целью усиления образного эффекта, как в Умирающем кентавре (1914). Он увлекался искусством Древней Греции, особенно эпохи архаики и ранней классики. Образы древнегреческой пластики вдохновили его на создание таких произведений, как Геракл, стреляющий из лука (1909), Пенелопа (1909-1912), Сафо (1924-1925). Бурделю принадлежат памятники К.Альвеару в Буэнос-Айресе (1915-1923) и А.Мицкевичу в Париже (1909-1929); ему удалось с поразительной чуткостью уловить наиболее существенные черты личности каждого из них. Бурдель является также автором портретов О.Родена (1909), О.Пере (1910-е годы), А.Франса (1919). Умер Бурдель в Ле-Везине 1 октября 1929.
ЛИТЕРАТУРА
Стародубова В. В. Бурдель. М., 1979
Бурде́ль Эмиль Антуан
(Bourdelle) (1861—1929), французский скульптор. Используя опыт греческой архаики, европейского средневекового искусства, создавал героизированные, пронизанные движением произведения («Геракл, стреляющий из лука», 1909).
* * *
БУРДЕЛЬ Эмиль АнтуанБУРДЕ́ЛЬ (Bourdelle) Эмиль Антуан (1861—1929), французский скульптор. Используя опыт греческой архаики, европейского средневекового искусства, создавал героизированные произведения («Геракл, стреляющий из лука», 1909).
* * *
БУРДЕ́ЛЬ (Bourdelle) Эмиль Антуан (30 октября 1861, Монтобан — 1 октября 1929, Ле Везине), французский скульптор, график.
Родился в семье резчика по дереву, в 13 лет стал помогать отцу, резал декоративные детали для украшения мебели и одновременно занимался в Художественной школе Монтобана. Дальнейшее образование получает в Тулузе, в Школе изящных искусств (1876—84), затем в Школе изящных искусств Парижа, у Фальгиера (1884—86). Через два года уходит, вспоминая впоследствии: «Понадобилось десять лет, чтобы избавиться от злополучного влияния» — настолько бессмысленной и устаревшей предстала перед ним академическая система. «Лувр, мастера Нотр-Дам, Пюже, Бари — вот мои истинные учителя».
«Адам» (1889, бронза, Париж, Музей Бурделя) — одно из первых самостоятельных произведений Бурделя, свидетельствующих о его профессиональном мастерстве. В 1893 он получает заказ на «Памятник павшим в войне 1870—1871» для Монтобана (установлен в 1902, бронза, гранит). Четыре фигуры памятника исполнены динамизма и экспрессии, олицетворяя кровавый ужас войны. Напряжение форм доведено до болезненной нервозности, предвещая приемы будущих экспрессионистов. В памятнике ощутимо влияние О. Родена(см. РОДЕН Огюст), в мастерской которого Бурдель начинал работать в эти годы в качестве пратисьена (помощника). Однако необузданная экспрессия его не удовлетворяет, он хочет вернуть пластику в русло строгих законов архитектоники(см. АРХИТЕКТОНИКА). Об этом свидетельствует голова «Аполлона» (1900, бронза, Париж, Музей Бурделя), отмеченная мужественной энергией и благородством, воплощенными в строгих, четких формах. Бурдель стремится идти своим путем. Безудержная энергия человека 20-го столетия, его дерзкая воля нашли пластическое воплощение в «Стреляющем Геракле» (1909, бронза, там же) — одном из самых известных произведений мастера. Ясная логика конструкции, лапидарность объемов, четкий, ясный силуэт отличает «Пенелопу» (1912, бронза, там же). Ощущение устойчивости усиливает звучание основной идеи: ни стихиям, ни бурям не сломить верности и воли этой женщины. «Так ждут бретонки своих мужей, ушедших в море», — говорил о «Пенелопе» Бурдель. Он становится признанным мастером монументальной пластики, ему поручаются важные государственные заказы не только во Франции, но и в других странах. В 1910—13 он выполняет мраморные рельефы для Театра Елисейских полей в Париже (архитектор О. Перре), добиваясь единства скульптуры и архитектуры. Тема центрального фриза — «Размышления Апполона и музы», в трактовке муз заметно влияние греческой архаики, хотя в работе над декором театра Бурделя вдохновляла Айседора Дункан(см. ДУНКАН Айседора) (он рисовал ее во время исполнения танцев и оставил серию великолепных рисунков, передающих легкие, стремительные движения танцовщицы). Кроме огромного фриза (14 м х 2,48 м), скульптор выполнил пять отдельных рельефов между окнами на боковых фасадах.
В 1912—23 Бурдель работает над памятником генералу Альвеару для Буэнос-Айреса — вероятно, одним из самых благородных и возвышенных произведений монументальной скульптуры 20 столетия. На высоком постаменте помещена конная статуя генерала, по углам постамента четыре аллегории: Сила, Победа, Свобода, Красноречие. Эти статуи — одна из самых больших удач художника. Художник работал над монументом в годы Первой мировой войны и вложил в него свой гнев и тревогу: «Я видел перед собой пылающий Реймс... И тогда я вооружил мою Победу мечом Нации. Надо мной простиралось военное небо Франции...».
В 1909—29 Бурдель работает над памятником польскому поэту А. Мицкевичу(см. МИЦКЕВИЧ Адам), которого он представляет в образе странствующего пророка. Статуя «Франция» (1925) была поставлена в память павшим в войне 1914—1918, на родине Бурделя в Монтобане, затем в Форте Вобан, в Бриансоне, а спустя десятилетия в Париже — в честь волонтеров «Свободной Франции, павших за честь и свободу Франции 18 июня 1940 года — 8 мая 1945». Монументальностью замысла отмечены также и другие работы Бурделя: «Умирающий кентавр» (1914) и «Сафо» (1925, обе бронза, Музей Бурделя) — воплощение трагизма судьбы поэта и творца.
Значительностью образов отмечены портреты Бурделя. При остроте индивидуальной характеристики в них запечатлена мощь духовной энергии их создателя; по его словам, «любой портрет является одновременно изображением и модели, и автора». Для каждого образа он прежде всего хотел найти как бы «пластический ключ»: «Чтобы сделать портрет гения, надо сначала четко представить себе форму его сущности». Портреты Бетховена с их словно пульсирующей фактурой, динамичностью объемов, контуров всех деталей должны были, по мысли Бурделя, воплотить душу музыки (начиная с 1888 он выполнил около 50-ти вариантов портрета композитора, последний, «Бетховен на кресте», делался в 1929). Творческая мощь запечатлена в бюсте Энгра (2 варианта, 1908, бронза, Монтобан, Музей Энгра); могучий «Роден» подобен скале, утесу (1909, бронза, Музей Родена в Париже); «Анатоль Франс» — олицетворение высокой, благородной мысли (1919, бронза, Оттава, Национальная галерея Канады).