Большая Советская энциклопедия

    Альтман Натан Исаевич [р. 10(22). 12.1889, Винница], советский художник, заслуженный художник РСФСР (1968). Учился в Одесском художественном училище (1902‒07) и в Париже (1910‒11). В ранний период испытал влияние ряда новейших направлений в искусстве начала 20 в. (кубизм и др.). Участвовал в оформлении революционных празднеств в Петрограде (1918) и Москве (1921‒28). Выполнил с натуры реалистический скульптурный портрет В. И. Ленина (бронза, 1920, Ленинградский филиал Центрального музея В. И. Ленина) и серию карандашных зарисовок В. И. Ленина. Известен как живописец (портрет А. А. Ахматовой, 1914, Русский музей, Ленинград), скульптор (портрет А. В. Луначарского, гипс, 1920, Третьяковская галерея), график (иллюстрации к «Петербургским повестям» Н. В. Гоголя, изд. в 1937), театральный художник («Мистерия-Буфф» В. В. Маяковского, 1921, в Московском цирке; «Гамлет» У. Шекспира, 1954, в Ленинградском театре драмы им. А. С. Пушкина).

    Лит.: Петров В., Разносторонний художник, «Творчество», 1969, № 10.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    АЛЬТМАН Натан Исаевич (1889-1970) - российский живописец, скульптор и график, заслуженный художник России (1968). Живописные портреты ("А. Ахматова", 1914), иллюстрации, оформление спектаклей. Выполнил с натуры скульптурный портрет (1920) и серию зарисовок В. И. Ленина.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    А́льтман Натан Исаевич

    (1889—1970), живописец, скульптор и график, заслуженный художник РСФСР (1968). В ранний период испытал влияние кубизма. Эффектные по композиции, графически отточенные портреты («А. Ахматова», 1914), иллюстрации, оформление спектаклей.

    * * *

    АЛЬТМАН Натан Исаевич

    А́ЛЬТМАН Натан Исаевич (10 (22) декабря 1889, Винница — 12 декабря 1970, Ленинград), российский живописец, скульптор и график, заслуженный художник России (1968). В ранний период испытал влияние авангардизма(см. АВАНГАРДИЗМ) (кубизм(см. КУБИЗМ)). Живописные портреты («Анна Ахматова», 1914), иллюстрации, оформление спектаклей. Выполнил с натуры скульптурный портрет (1920) и серию зарисовок В. И. Ленина. Обращаясь к различным видам изобразительного творчества, Альтман прошел путь от древних традиций к авангарду, сохраняя в годы господства социалистического реализма(см. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ) приверженность к острой, экспериментальной выразительности художественных форм.

    «Еврейское возрождение» и стиль модерн

    Учился в Одесском художественном училище (1902—07) и в частных студиях Парижа (1910—11). Жил преимущественно в Петербурге (1912—21 и с 1936) и в Москве (1921—28). Молодой мастер вошел (подобно М. З. Шагалу(см. ШАГАЛ Марк)) в число видных деятелей «Еврейского ренессанса», — как принято называть активно проявившийся в предреволюционный период художественный интерес к новому воплощению символов и мотивов иудейского религиозного искусства и фольклора. В 1916 стал одним из основателей «Еврейского общества поощрения художеств». Среди характерных его произведений этого круга — графические циклы «Еврейская графика» и «Картинки Натана Альтмана» (1914—16), обложки альманахов «Сборники Сафрут» (1917) и нотных изданий «Культур-Лиги» (1918).

    Национальная романтика древности самобытно соединилась в искусстве Альтмана с изысканной ритмикой модерна(см. МОДЕРН). Обнажая внутреннюю структуру образа, он последовательно шел к кубизму(см. КУБИЗМ) и футуризму(см. ФУТУРИЗМ). Его «Портрет Анны Ахматовой» (1914, Русский музей) многие считают лучшим в иконографии великой поэтессы: ее чопорная и гордая, нервно-отчужденная фигура представлена в окружении кристаллических, прохладных по колориту форм. В те же годы он обнаружил и незаурядное дарование скульптора, и здесь продвигаясь от модерна к кубофутуристическому(см. КУБОФУТУРИЗМ) стилю, к полуабстрактной игре ритмических структур. С 1916 был членом авангардистского «Союза молодежи»(см. СОЮЗ МОЛОДЕЖИ).

    Революционный карнавал

    Искусство авангарда впрямую сомкнулось с революцией, и этот союз обрел в творчестве Альтмана особый размах. В 1918 он оформил массовый спектакль режиссера Н. Н. Евреинова(см. ЕВРЕИНОВ Николай Николаевич), организованный по случаю первой годовщины Октябрьского переворота. Толпы статистов (преимущественно солдат) призваны были воссоздать революцию в виде грандиозного, как бы «космически» всеохватного действа, преображающего вселенную. Футуристические же декорации преобразили исторический центр Петрограда (Дворцовую площадь с подходами к ней), заслоняя и тем самым как бы «разрушая» архитектурные памятники царизма (так подножие Александровского столпа было переоформлено в виде гигантского костра).

    Однако «разрушение» это носило откровенно карнавальный, игровой характер. Засвидетельствовав свою лояльность новой власти работой в отделе Изо Наркомпроса, а также исполнив с натуры в 1920 ряд портретов В. И. Ленина, мастер всегда пребывал вольным анархистом в душе. В его футуристических композициях («Петрокоммуна», Русский музей; «Россия. Труд»; обе — 1921) неизменно живет ощущение театральных подмостков, над которыми взмывают легкие, парящие в воздухе конструкции. С этого времени Альтман все активнее выступает и собственно в сценографии, оформляя (в 1920—28) спектакли театра «Габима», а также Государственного еврейского театра (Госет) в Москве.

    Отправившись в 1928 вместе с Госетом в европейское турне, художник остался в Париже, прожив там до 1936. Во Франции его революционный, «левый» авангардизм(см. АВАНГАРДИЗМ) смягчается, уступая — в духе европейской моды межвоенных лет — тенденциям «ар деко»(см. АР ДЕКО); в его творчестве теперь доминирует не «космос», а камерные, лирические, жанрово-бытовые или пейзажные темы. Когда Альтман вернулся в Советский Союз, в годы строгой соцреалистической регламентации художественной жизни лучшим творческим прибежищем ему (как и ряду других российских мастеров схожего романтико-авангардистского темперамента) часто служила сценография. Он работал художником Еврейского камерного, Ленинградского драматического имени А. С. Пушкина и других театров, но одновременно плодотворно выступал как график-иллюстратор («Петербургские повести» Н. В. Гоголя, 1937), не оставляя и станкового искусства, в том числе скульптуры. В «оттепельно-застойные» годы Альтман как ветеран авангарда служил раскрепощающим примером для творческой молодежи (в том числе и благодаря большой ретроспективе своих работ, состоявшейся в 1968). Оставил содержательные воспоминания.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Большой Энциклопедический словарь

  7. Источник: