Большая Советская энциклопедия

    Телеман (Telemann) Георг Филипп (14.3.1681, Магдебург, — 25.6.1767, Гамбург). немецкий композитор, органист, капельмейстер. Музыкальными предметами занимался самостоятельно. С 1701 изучал право в Лейпцигском университете, где основал музыкальный кружок «Коллегиум музикум». В 1704 органист в Лейпциге. В 1704—08 капельмейстер при герцогском дворе в Зорау (ныне Жоры, ПНР). Важное значение для Т. имело посещение Кракова, где он познакомился с польской народной музыкой. В 1708—12 был придворным музыкантом в Эйзенахе (здесь встречался с И. С. Бахом), в 1712—1721 кантор и музик-директор в Франкфурте-на-Майне; с 1721 городской музик-директор Гамбурга, до конца жизни руководил церковными капеллами и оперным театром (сыграл большую роль в его деятельности), основал общество «Коллегиум музикум», с 1728 издавал нотный журнал «Der getreue Musicmeister».

    Т. работал в разных жанрах (около 40 опер, многочисленные духовные кантаты, оратории, пассионы, мессы, оркестровые увертюры, сюиты, кончерти гросси, произведения для клавира, скрипки, триосонаты и др.). Современник Баха и Г. Ф. Генделя, Т. в своём творчестве соединял свободное владение полифонией с чертами нового, так называемого галантного стиля 18 в., писал пьесы для домашнего музицирования. нередко обращался к программности (оркестровая сюита «Дон Кихот» и др.).

    Лит.: Роллан Р., Музыкальное путешествие в страну прошлого, Собр. соч., т. 17, Л., 1935, гл. 5; Рабей В., Георг Филипп Телеман, М., 1974.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Telemann, Georg Phillip) (1681-1767), немецкий композитор, один из главных представителей эпохи барокко в музыке. Родился 14 марта 1681 в Магдебурге. Рано добился успеха как певец, композитор и исполнитель на разных инструментах, но по решению семьи отправился изучать право в Лейпциг. Музыкальная жизнь этого города была столь интересна, что в 1702 Телеман оставил юриспруденцию ради музыки. Получил место органиста в церкви св. Фомы (Томаскирхе) и писал кантаты, а также основал при Лейпцигском университете музыкальное общество - Collegium Musicum. В 1705 стал придворным капельмейстером в Зорау (ныне Жары, Польша); в 1708 - придворным капельмейстером в Эйзенахе; в 1712 - кантором во Франкфурте-на-Майне; в 1721 - музыкальным директором в Гамбурге. Последняя должность была одной из самых почетных в Германии. Телеман отвечал за музыкальную часть в пяти главных городских церквах, часто ему приходилось писать сразу по пять кантат для воскресных или праздничных служб. Он сочинял также оперы для городского театра и возглавлял обучение музыке в Иоханнеуме - известной гамбургской классической гимназии. В 1723 Телеман не принял приглашения занять место Кунау, кантора Томаскирхе, и кантором стал И. С. Бах. В 1737 Телеман совершил поездку в Париж, где удивил слушателей новизной своего оркестрового письма. До конца жизни он продолжал сочинять произведения для Франкфурта, Парижа и Гамбурга. В наследии Телемана по меньшей мере 40 опер, 44 цикла пассионов, 52 церковные службы и множество ораторий, а также 600 увертюр во французском стиле и массу вокальных и инструментальных произведений во всевозможных жанрах. Мастер полифонии, он тем не менее разделял характерную для его времени антипатию к контрапунктическому письму, любил выразительные мелодии и восхищался стилистическими новациями французских и итальянских мастеров. Воспринял и ряд свежих веяний из Восточной Европы, особенно из Польши. Телеман был эклектиком, проницательным и остроумным аналитиком музыки своего времени, неутомимым экспериментатором, особенно в области оркестровки.

    ЛИТЕРАТУРА

    Рабей В., Г. Ф. Телеман. М., 1974

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Те́леман Георг Филипп

    (Telemann) (1681—1767), немецкий композитор, капельмейстер, музыкальный теоретик. Одним из первых перешёл от полифонии к гомофонно-гармоническому стилю композиции (см. Гомофония). Основа творчества — инструментальная музыка: оркестровые сюиты, в том числе программные («Дон Кихот» и др.), концерты, кончерто гроссо, пьесы. Свыше 40 опер, «Страсти», духовные и светские кантаты, свыше 700 песен.

    * * *

    ТЕЛЕМАН Георг Филипп

    ТЕ́ЛЕМАН (Telemann) Георг Филипп (14 марта 1681, Магдебург — 25 июня 1767, Гамбург), немецкий композитор, органист, капельмейстер, музыкальный деятель. Музыкальными предметами занимался самостоятельно. С 1710 изучал право в Лейпцигском университете, где основал музыкальный кружок «Коллегиум музикум». В 1704 органист в Лейпциге. В 1704—1708 капельмейстер при герцогском дворе Зорау. В 1708—1712 был придворным музыкантом в Эйзенахе, встречался с И.С. Бахом. В 1712—1721 кантор и музик-директор во Франкфурте-на-Майне. с 1721 городской музик-директор Гамбурга. До конца жизни руководил церковными капеллами и оперным театром. Основал общество «Коллегиум музикум». Работал в разных жанрах (около 40 опер, духовные кантаты, оратории, пассионы, мессы, оркестровые увертюры, сюиты, кончерти гросси, произведения для клавира, скрипки, триосонаты и др.). В своем творчестве соединял свободное владение полифонией с чертами нового, т.н. галантного стиля 18 в., писал пьесы для домашнего музицирования, обращался к программности. В 1916 в Магдебурге основано Общество имени Тельмана.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Музыкальный словарь

    ( 14 III 1681, Магдебург - 25 VI 1767, Гамбург)

    Каково бы ни было наше суждение о качестве этого творчества, нельзя не поразиться его феноменальной продуктивностью и удивительной живостью этого человека, который с десяти до восьмидесяти шести лет пишет музыку с неутомимым рвением и радостью.

    Р. Роллан

    Хотя мы сейчас навряд ли разделим мнение современников Г. Ф. Телемана, ставивших его выше И. С. Баха и не ниже Г. Ф. Генделя, он действительно был одним из наиболее ярких немецких музыкантов своего времени. Удивительна его творческая и деловая активность: композитор, о котором говорят, что он создал столько произведений, сколько Бах и Гендель вместе взятые, Телеман известен также как поэт, талантливый организатор, создавший и руководивший оркестрами в Лейпциге, Франкфурте-на-Майне, содействовавший открытию первого в Германии публичного концертного зала, основавший один из первых немецких музыкальных журналов. Это далеко не полный перечень видов деятельности, в которых он преуспел. В этом жизненном тонусе и деловой хватке Телеман - человек века Просвещения, эпохи Вольтера и Бомарше.

    С ранних лет успех в его работе сопровождался преодолением препятствий. Само занятие музыкой, выбор ее своей профессией поначалу натолкнулось на сопротивление матери. Будучи в целом широко образованным человеком (он учился в Лейпцигском университете), Телеман, однако, не получил систематического музыкального образования. Но это с лихвой компенсировалось той жаждой знаний и способностью к их творческому усвоению, которыми была отмечена его жизнь вплоть до глубокой старости. Он проявлял живейшую общительность и интерес ко всему незаурядному и великому, чем славилась тогда Германия. Среди его друзей такие величины, как И. С. Бах и его сын Ф. Э. Бах (кстати, крестник Телемана), Гендель, не говоря уже о менее значительных, но крупных музыкантах. Внимание Телемана к чужим национальным стилям не ограничивалось наиболее ценимыми тогда итальянским и французским. Услышав в годы Капельмейстерства в Силезии польский фольклор, он восхитился его "варварской красотой" и написал ряд "польских" сочинений. В возрасте 80-84 лет он создал одни из лучших своих произведений, поражающие смелостью и новизной. Наверное, не было сколько-нибудь существенной области творчества того времени, мимо которой бы прошел Телеман. При этом в каждой он основательно поработал. Так, его перу принадлежат более 40 опер, 44 оратории (пассивны), свыше 20 годовых циклов духовных кантат, более 700 песен, около 600 оркестровых сюит, множество фуг и различной камерно-инструментальной музыки. К сожалению, значительная часть этого наследия сейчас утеряна.

    Гендель поражался: "Телеман пишет церковную пьесу также быстро, как пишут письмо". И вместе с тем это был большой труженик, считавший, что в музыке, "этой неистощимой науке далеко не уйдешь без упорной работы". В каждом жанре он смог не только показать высокий профессионализм, но и сказать свое, порой новаторское слово. Ему удавалось умело соединять противоположности. Так, стремясь в искусстве (в разработке мелодии, гармонии), по его выражению, "дойти до самых глубин", он, однако, очень заботился и о понятности, доступности своей музыки рядовому слушателю. "Кто умеет быть полезным многим", - писал он, - "поступает лучше, чем тот, кто пишет для немногих". "Серьезный" стиль композитор соединял с "легким", трагическое с комическим, и хотя в его произведениях мы не найдем баховских высот (как отметил один из музыкантов, "он пел не для вечности"), в них много привлекательного. В частности, они запечатлели редкий комический дар композитора и его неистощимую изобретательность - особенно в изображении музыкой самых различных явлений вплоть до кваканья лягушек, передачи походки хромого или сутолоки на бирже. В творчестве Телемана переплелись черты барокко и так называемого галантного стиля с его ясностью, приятностью, трогательностью.

    Хотя б"о"льшую часть жизни Телеман провел в различных городах Германии (дольше других - в Гамбурге, где служил кантором и музикдиректором), его прижизненная слава далеко шагнула за пределы страны, достигнув и России. Но в дальнейшем музыка композитора на долгие годы была предана забвению. Настоящее возрождение началось, пожалуй, лишь с 60-х гг. нашего века, свидетельством чему стала неутомимая деятельность Телемановского общества в городе его детства Магдебурге.

  7. Источник: Музыкальный словарь