Словарь Брокгауза и Ефрона

    известный социнианский проповедник XVI в., по происхождению мазур или литвин. Когда Б. родился — неизвестно; известно только, что он обучался в Краковской академии. Будный глубоко проникся реформационными идеями, и вскоре между тогдашними новаторами прослыл человеком высокого образования и неутомимой деятельности. Поэтому виленский воевода кн. Николай Радзивилл, по прозванию Черный, заложивший около 1552 г. соборную церковь кальвинского, или, как тогда называли еще, гельвецкого вероисповедания в Клецке, вызвал из Польши на место пастора Б., который, вместе с Матвеем Кавечинским, наместником несвижским, и тамошним пастором Вавржинцем Кржижковским, с 1562 г. начал издавать сочинении на польском, латинском и белорусском языках с целью, главным образом, распространения своего учения. Затем, побуждаемый Кавечинским и Кржижковским, Б. деятельно занялся переводом всей Библии на польский язык, которую и напечатал в Несвиже в 1570 г. и во второй раз — в 1572 г. Но Б. недолго оставался усердным кальвинистом: не нашедши в учении Кальвина того, чего искал, он перешел в лагерь социниан и усердно начал распространять социнианское учение по Литве. Когда Радзивилл начал убеждать его бросить новое учение, Б. окончательно порвал всякую связь с кальвинизмом и перешел в Лоск, имение Яна Кишки, старосты жмудского и литовского кравчего, владельца 70 городов и 400 селений. Здесь он опять начал издавать сочинения на польском и латинском языках; в этих сочинениях рассеяно было множество до того новых и смелых мнений, что они произвели сильный переполох в обществе, и с этого времени Б. стали считать основателем новой секты, которую называли полужидовской, или эбионитско-литовской. Б. вообще обличали в том, что при переводе он по своему усмотрению расширял или сокращал текст евангелистов, вообще очень ловко изменял текст с целью оправдания своего учения, — так, напр., набрал 26 цитат из Священного Писания, изменив их по своему усмотрению с целью доказать, что Иисус Христос не только не был Богом, но что и рождение Его не имело характера таинства, так что Ему не следует воздавать божеских почестей и т. д. Одаренный от природы быстротой и силой мысли, хорошо образованный, зная много древних и новых языков, отличаясь необыкновенным писательским талантом, Б. стал приобретать в тогдашней Польше множество сторонников своего учения. В 1582 г. в Луславицах состоялся собор, на котором постановлено устранить Б. от исправления духовных обязанностей, под страхом сурового наказания. Это заставило Б., искренне или нет, отказаться от его взглядов. Что было потом с Б., когда и где он умер — неизвестно; известно только, что он умер раньше Социна. Сочинения Будного весьма редки, так как католики собирали и сожигали их. Отметим некоторые из них: 1) "Об оправдании грешного человека пред Богом" (Несвиж, 1562). Это — первая книга, вышедшая из несвижской типографии, как видно из предисловия к ней. 2) "Катехизис, т. е. наука стародавная христианская, от святого писма, для простых людей языка руского, в пытаниах и отказах събрана" (Несвиж, 1562 г.). Это — протестантский катехизис. В конце сказано, что "Доконана есть сиа кныга, зовемая греческим языком Катыхизис, а по-словенски Оглашение Богу... накладом боголюбивых мужей, пана Матиа Кавечинского, наместника несвизского, Симона Будного, Лаврентиа Крышковского" и пр. 3) "О przednieyszych wiary chrześciańskiey artykułach; t. j. o Bogu jedynem, o Synu Jego i о Duchu Swiętym. Wyznanie proste z Pisma Świętego przez Simona Budnego krótko spisane, a za zezwoleniem Bracie niektórey w Litwie i na Rusi wydane Ktemu obrona tegož wyznania broniąca, przez tegož napisana" (Drukowano w Łosku przez Jana Karcana z Wieliczki, 1576). Против этой книжки писали многие, например Мартин Бялобржеский, польский богослов и проповедник XVI в.

    А. Э.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Будный Симон (1530, деревня Буды в Мазовии, Польша, 13.1.1593), деятель белорусской культуры, гуманист, активный деятель религиозно-национального движения в Литве и Белоруссии, попавших под власть Польши. Происходил, видимо, из среды мазовских или западнорусских мелких дворян. Окончил Ягеллонский университет в Кракове, учился в Италии, Швейцарии, был одним из наиболее образованных людей своего времени. Начал деятельность в 1558 в качестве кальвинистского проповедника. Организовал в Несвиже типографию, где в 1562 издал на белорусском языке «Катехизис» и др. книги, в которых выступал с резкой критикой религиозных догматов. В 70-х гг. выступил с проповедью взглядов антитринитариев, критиковавших официальное богословие с рационалистических позиций. Б. отрицал божественность природы Христа и необходимость поклонения ему. Резко критиковал пороки католической и православной церквей. Гуманистические идеи Б. нашли выражение в его утверждении человеческой личности, разума, в стремлении к положительным знаниям. Подобно Ф. Скорине, Б. являлся поборником единства культуры славянских народов; был лично знаком с русским первопечатником И. Федоровым и П. Мстиславцем, а возможно, и с Феодосием Косым и его учениками. К Б. обращался с посланиями старец Артемий. Идеи Б. получили распространение главным образом среди шляхетства и некоторых крупных феодалов Белоруссии и Литвы. В отличие от крестьянско-плебейского крыла антитринитариев, Б. не выступал за уничтожение крепостничества, а ограничивался лишь осуждением злоупотреблений со стороны феодалов. На Луцловицком соборе (синоде) 1582, на котором преобладали умеренные антитринитарии (социниане), Б. за свои радикальные религиозно-философские воззрения был лишён сана и осужден как еретик; его сочинения сжигались на кострах, а сам он подвергался жестоким гонениям и преследованиям.

    Лит.: Хрэстаматыя па старажытнай беларускай лiтературы, Мiнск, 1959, с. 18795; Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии, Минск, 1962, с. 4082; Порецкий Я. И., С. Будный передовой белорусский мыслитель XVI в., Минск, 1961; История БССР, т. 1, Минск, 1961, с. 145, 161, 162.

    В. И. Корецкий, В. В. Борисенко.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    БУДНЫЙ Симон (ок. 1530-93) - один из руководителей реформационного движения в Белоруссии и Литве. Организатор типографии в Несвиже, где издал на белорусском языке "Катехизис" (1562) и другие книги.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    Бу́дный Симон

    (около 1530 — 1593), один из руководителей реформационного движения в Белоруссии и Литве. Организатор типографии в Несвиже, где издал на белорусском языке «Катехизис» (1562) и другие книги.

    * * *

    БУДНЫЙ Симон

    БУ́ДНЫЙ Симон (ок. 1530—93), один из руководителей реформационного движения в Белоруссии и Литве. Организатор типографии в Несвиже, где издал на белорусском языке «Катехизис» (1562) и другие книги.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: