«Дунин-Марцинкевич»

Дунин-Марцинкевич в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Дунин-Марцинкевич»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    Викентий Иванович [1807, Бобруйский уезд, — 5(17).12.1884], белорусский писатель. Родился в дворянской семье. Учился на медицинском факультете Виленского университета. Был чиновником. С 1840 жил в имении под Минском. В 1846 написал либретто оперы «Сельская идиллия» (музыка С. Монюшко). В сентиментально-дидактических поэмах («Гапон», 1855, и др.) и стихотворных рассказах («Купала», 1856; «Щаровские дожинки», 1857) Д. изображал главным образом деревню. Он возвеличивал крестьянина как носителя высоких моральных качеств и духовной одарённости, вместе с тем поэтизируя феодально-крепостнические отношения. В его комедиях «Пинская шляхта» (1866), «Сватовство» (1870), опубликованы лишь после Октябрьской революции, созданы сатирические образы чиновников, разоблачаются кулаки-мироеды. Первый переводчик на белорусский язык «Пана Тадеуша» А. Мицкевича (1859).

    Соч.: Збор твораў, Miнск, 1958; в рус. пер., в кн.: Белорусские поэты, М.—Л., 1963.

    Лит.: Майхровiч С. К., B. I. Дунiн-Марцiнкевiч, Miнск, 1955; Семяновiч А. А., Драматургiя В. I. Дунiна-Марцiнкевiча, в кн.: Беларуская лiтаратура, [т.] 2, Miнск, 1959.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    Дунин-Марцинкевич

    ДУНИН-МАРЦИНКЕВИЧ Викентий (1807—1884) — первый крупный белорусский поэт и драматург. Р. в Бобруйском уезде, в семье мелкого дворянина-арендатора; среднее образование получил в Бобруйске, затем был два года студентом-медиком Петербургского университета; служил чиновником в разных учреждениях г. Минска; в 60-х годах приобрел небольшое имение, в к-ром и умер.

    Д.-М. писал на польском и белорусском языке. Тематика Д.-М. не выходит из узкого круга лит-ого народничества первой половины XIX в. В центре его художественных зарисовок стоит белорусская деревня, ее подкрашенно-праздничный быт. Отсюда внимание Д.-М. к белорусскому фольклору; поэт красочно воспроизводит белорусские обряды (купальская ночь, дожинки, «дзяды», свадьбаи т. п.). Образы крестьян в творчестве Д.-М. мало типичны для эпохи крепостного права: крестьяне главным образом поют песни, танцуют и веселятся. Яркий представитель мелкопоместной шляхты, Д.-М. идеализирует социальные отношения эпохи крепостного хозяйства; вместо классового антагонизма он рисует приторно-слащавую идиллию, в к-рой помещикам отводится роль отзывчивых благодетелей, а крепостным крестьянам — роль покорных детей. У Д.-М. нет даже и намека на оппозицию крепостному праву; социальный вопрос он прикрывает маской дидактизма. В своих произведениях Д.-М. обнаруживает некоторые черты сентиментального мироощущения (слезливость, оптимизм на религиозной основе и т. п.). В резко отрицательных тонах он рисует только подпанков, как напр. эконом, писарь. В комедии «Залеты» дается в лице Сабковича яркий образ хищника-эксплоататора, пробившегося всякими неправдами к социальным верхам.

    Формально-художественные средства Д.-М. не отличаются большим разнообразием. Его поэмы — типичные «Dorfgeschichten», где в описание быта вплетается незатейливая романтическая интрига. Пьесы Д.-М. мало сценичны; исключением является «Пінская шляхта», отличающаяся живостью диалога и удачным развертыванием комических ситуаций.

    Творчество Д.-М. представляет собой продукт патриархально-усадебной культуры Белоруссии, в его время еще мало затронутой промышленным капитализмом. В этой относительной неподвижности хозяйственных форм кроются причины устойчивости крепостнического сознания Д.-М.Библиография:

    На белорусском яз. написаны небольшие поэмы: Гапон (1854), Вечарніцы (1855), Купала (1855), Шчароускія дажынкі (1857). Кроме того ему принадлежат драматические произведения: комедия-опера «Сялянка» (1846), одноактный водевиль «Пінская шляхта» (1866), комедия «Залеты» (1870). Известен еще его перевод поэмы Мицкевича «Пан Тадеуш» (1859). Некоторые произведения Д.-М. находятся в рукописях.

  3. Источник: Литературная энциклопедия