определяется Уложением о наказаниях (ст. 182, изд. 1885 г.) как "язвительные насмешки, доказывающие явное неуважение к правилам или обрядам церкви православной, или вообще христианства". Таким образом объектом К. могут быть только правила и обряды церковные, но никак не самая вера и учения ее, могущие служить объектом лишь богохуления. По аналогии, впрочем, практика подводит под К. и слова, имеющие вид богохуления, если они произнесены без умысла оскорбить святыню и в частном доме, так как ст. 180, уменьшая наказание за богохуление, совершенное единственно по неразумию, невежеству или пьянству, упоминает только о "публичном месте", умалчивая о частном доме (решение уголовного кассационного департамента сената 1871 г., № 805). По замечанию Н. А. Неклюдова, "под именем язвительных насмешек следует разуметь или просто глумление, или различные бесстыдные выходки; К. мыслимо не только словом, но и деянием, например если кто-нибудь вместо восковой свечи поставит сальную". Из иностранных законодательств общегерманский кодекс для наказуемости оскорбления святыни требует "поношения" ее (beschimpft, но не verspottet; в проекте Кодекса были оба выражения, но осталось только первое). Поэтому следует заключить, что К., в том смысле, как оно понимается нашим Уложением о наказаниях, в Германии не наказуемо. Хотя 182 ст. Уложения о наказаниях и умалчивает о том, когда наказуемо К., тем не менее практика для наказуемости К. требует наличности тех же условий, как и для наказуемости богохуления, т. е. чтобы оно было совершено публично или при свидетелях. Наказание — тюремное заключение на время от 4 до 8 месяцев, а если деяние совершено без намерения произвести соблазн и оказать неуважение к вере, а лишь по неразумию, невежеству или пьянству, то арест на время от 3 недель до 3 месяцев.
А. Я.
1) презрительно-издевательское, оскорбительное, насмешливое отношение к чему-либо уважаемому и почитаемому; глумление над выдающимися научными открытиями, произведениями искусства, благородными поступками, подвигами, моральными нормами, памятью великих людей, героев и т. п. 2) В православной церкви и законодательстве царской России наименование, наряду с богохульством, одного из видов преступлений против религиозной веры.
КОЩУ́НСТВО, -а, ср. Глумление, надругательство над кем-чем-н. почитаемым, над святыней [первонач. религиозной].
-а, ср.
1.
Оскорбление религиозной святыни.
2.
Оскорбительное отношение к тому, что глубоко чтится, что свято и дорого кому-л.
Кощунством считал он даже в мыслях своих осквернение образа Наташи, героини и женщины одновременно. Первенцев, Кочубей.
КОЩУ́НСТВО, кощунства, мн. нет, ср. (церк. и книжн.). Действие по гл. кощунствовать.
ср.
1.
Оскорбление религиозной святыни, религиозного чувства.
2.
Поругание, оскорбление чего-либо дорогого, глубоко чтимого, достойного уважения.
КОЩУНСТВО -..1) оскорбление религиозной святыни
2)] Глумление, надругательство над чем-нибудь глубоко почитаемым, над тем, что свято и дорого кому-нибудь.
КОЩУНСТВО, 1) оскорбление религиозной святыни. 2) Глумление, надругательство над чем-нибудь глубоко почитаемым, над тем, что свято и дорого кому-нибудь.
пренебрежительное отношение к ч.-н., всеми почитаемому; оскорбление святыни; аморальное поведение.
ср. blasphemyс. sacrilege, blasphemy;
~вать несов. blaspheme, commit a sacrilege.
с
Lästerung f
кощунство с Lästerung f c
с.
sacrilège m, blasphème m
с.
1)рел. profanación f; sacrilegio m
2)(оскорбительное отношение) ofensa f
с.
sacrilegio m(оскорбление религии); irriverenza f, offesa f перен.
КОЩУ́НСТВО -а; ср.
1. Оскорбление религиозной святыни.
2. Оскорбительное отношение к тому, что глубоко чтится, что свято и дорого кому-л.
* * *
кощу́нство1) оскорбление религиозной святыни.2) Глумление, надругательство над чем-нибудь глубоко почитаемым, над тем, что свято и дорого кому-нибудь.
* * *
КОЩУНСТВОКОЩУ́НСТВО,
1) оскорбление религиозной святыни.
2) Глумление, надругательство над чем-нибудь глубоко почитаемым, над тем, что свято и дорого кому-нибудь.