Большая Советская энциклопедия

    (греч. а — отрицательная частица; буквально — внетональная музыка)

    понятие, относящееся к музыке, не имеющей тональной организации звуков. Возникло в начале 1900-х гг. и было связано с творчеством композиторов новой венской школы (А. Шёнберг, А. Берг, А. Веберн). Основной признак А. м. — отсутствие объединяющего соотношения тонов с главным центром лада — тоникой (См. Тоника).Отсюда — аморфность музыкальной речи, распад структурных функций гармонии, диссонантный уровень звучания и т.п. Отсутствие ладо-гармонических ориентиров крайне затрудняет восприятие музыки, хотя отдельным крупным композиторам порой удавалось создать впечатляющие атональные сочинения. В этих произведениях использованы особо острые выразительные средства темброво-ритмического порядка, напряжённые сценической ситуации и поэтические тексты: монодрама «Ожидание» (1909) и сюита «Лунный Пьеро» (1912) Шёнберга, опера «Воццек» Берга (1921) и др.

    В 1922 Шёнберг изобрёл метод композиции «с 12 соотнесёнными лишь между собой тонами» (получивший затем наименование Додекафония), в задачу которого входило внесение в анархию А. м. строгого порядка. А. м. лежит в основе многих систем композиции, входящих в арсенал Авангардизма. Эстетические принципы А. м. тесно связаны с Экспрессионизмом.Метод, приёмы и элементы А. м. встречаются у композиторов различных направлений (Ч. Айве, Б. Бриттен, Б. Барток, А. Онеггер и др.).

    Лит.: Друскин М., Пути развития современной зарубежной музыки, в сборнике: Вопросы современной музыки, Л., 1963; Шнеерсон Г., О музыке живой и мертвой, М.. 1964; Мазель Л., О путях развития языка современной музыки, «Советская музыка». 1965, №6, 7, 8; Berg A., What is atonality?, в кн.: S Ionimsky N., Music since 1900, N. Y., 1949: Schoenberg A., Style and idea, N. Y., 1958; Rognoni L., Espressionismo e dodecafonia, Torino, 1954 (библ. с. 355—95); Reti R., Tonality, atonality, pantonality, L., 1958; Perle G., Serial composition and atonality, Berk.—Los Ang., 1962; Austin W., Music in the 20th century, N. Y., 1966 (библ. с. 552—662).

    Г. М. Шнеерсон.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    atonal music

  3. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  4. Англо-русский словарь технических терминов

    atonal music

  5. Источник: Англо-русский словарь технических терминов



  6. Музыкальная энциклопедия

    (от греч. a - отрицательная частица и tonos - тон) - муз. произведения, написанные вне логики ладовых и гармонич. связей, организующих язык тональной музыки (см. Лад, Тональность). Осн. принцип А. м. - полное равноправие всех тонов, отсутствие какого-либо объединяющего их ладового центра и тяготений между тонами. А. м. не признаёт контраста консонанса и диссонанса и необходимости разрешения диссонансов. Она подразумевает отказ от функциональной гармонии, исключает возможность модуляций.

    Отд. атональные эпизоды встречаются уже в позднеромантич. и импрессионистской музыке. Однако лишь в нач. 20 в. в творчестве А. Шёнберга и его учеников отказ от ладотональных основ музыки приобретает принципиальное значение и порождает понятие А. м. или "атонализма". Нек-рые виднейшие представители А. м., в т. ч. А. Шёнберг, А. Берг, А. Веберн, возражали против термина "атонализм", считая, что он неточно выражает сущность этого метода композиции. Лишь Й. М. Хауэр, разработавший независимо от Шёнберга технику атонального 12-тонового письма, широко пользовался в своих теоретич. трудах термином "А. м.".

    Возникновение А. м. было отчасти подготовлено состоянием европ. музыки на рубеже 20 в. Интенсивное развитие хроматики, появление аккордов квартового строения и др. привели к ослаблению ладофункциональных тяготений. Устремление в область "тональной невесомости" связано также с попытками нек-рых композиторов приблизиться к свободному выражению утончённых субъективных ощущений, неясных внутр. импульсов.

    Перед авторами А. м. стояла сложная задача найти принципы, способные заменить структурное начало, организующее тональную музыку. Для начального периода развития "свободного атонализма" характерно частое обращение композиторов к вок. жанрам, где самый текст служит осн. формообразующим фактором. В числе первых сочинений последовательно атонального плана - 15 песен на стихи из "Книги висячих садов" С. Георге (1907-09) и Три фп. пьесы ор. 11 (1909) А. Шёнберга. Затем появились его же монодрама "Ожидание", опера "Счастливая рука", "Пять пьес для оркестра" ор. 16, мелодрама "Лунный Пьеро", а также сочинения А. Берга и А. Веберна, в к-рых принцип атонализма получил дальнейшее развитие. Разрабатывая теорию А. м., Шёнберг выдвигал требование исключения консонантных аккордов и утверждения диссонанса в качестве важнейшего элемента муз. языка ("эмансипация диссонанса"). Одновременно с представителями новой венской школы и независимо от них приёмами атонального письма пользовались в той или иной мере нек-рые композиторы Европы и Америки (Б. Барток, Ч. Э. Айвс и др.).

    Эстетич. принципы А. м., особенно на первом этапе, были тесно связаны с иск-вом экспрессионизма, отличающимся остротой выразит. средств и допускающим алогич. разорванность художеств. мышления. А. м., игнорирующая функциональные ладо-гармонич. связи и принципы разрешения диссонанса в консонанс, отвечала требованиям экспрессионистского иск-ва.

    Дальнейшее развитие А. м. связано с попытками её приверженцев покончить с субъективным произволом в творчестве, свойственным "свободному атонализму". В нач. 20 в. наряду с Шёнбергом композиторы Й. М. Хауэр (Вена), Н. Обухов (Париж), Е. Голышев (Берлин) и др. разрабатывали системы композиции, к-рые, по мысли их авторов, должны были внести в А. м. некие конструктивные принципы и положить конец звуковой анархии атонализма. Однако из этих попыток только "метод композиции с 12 соотнесёнными лишь между собой тонами", обнародованный в 1922 Шёнбергом, под наименованием додекафония получил широкое распространение во мн. странах. Принципы А. м. лежат в основе разнообразных выразит. средств т. н. муз. авангардизма. Вместе с тем эти принципы решительно отвергаются многими из выдающихся композиторов 20 в., придерживающихся тонального муз. мышления (А. Онеггер, П. Хиндемит, С. С. Прокофьев и др.). Признание или непризнание правомерности атонализма составляет одно из осн. разногласий в совр. муз. творчестве.

    Литература: Друскин М., Пути развития современной зарубежной музыки, в сб.: Вопросы современной музыки, Л., 1963, с. 174-78; Шнеерсон Г., О музыке живой и мёртвой, М., 1960, М., 1964, гл. "Шёнберг и его школа"; Mазель Л., О путях развития языка современной музыки, III. Додекафония, "СМ", 1965, No 8; Berg A., What is atonalitye A radio talk given by A. Berg on the Vienna Rundfunk, 23 April 1930, в кн.: Slonimsky N., Music since 1900, N. Y., 1938 (см. приложение); Schoenberg A., Style and idea, N. Y., 1950; Reti R., Tonality, atonality, pantonality, L., 1958, 1960 (рус. пер. - Тональность в современной музыке, Л., 1968); Perle G., Serial composition and atonality, Berk.-Los Ang., 1962, 1963; Austin W., Music in the 20th century..., N. Y., 1966.Г. М. Шнеерсон.

  7. Источник: Музыкальная энциклопедия



  8. Русско-английский политехнический словарь

    atonal music

  9. Источник: Русско-английский политехнический словарь