Большая Советская энциклопедия

    Мендельсон (Mendelssohn) Мозес (6.9.1729, Дессау, 4.1.1786, Берлин), немецкий философ-идеалист, представитель умеренного крыла немецкого Просвещения. С 1742 жил в Берлине. Был домашним учителем, затем бухгалтером у фабриканта. Вместе с Г. Э. Лессингом написал работу «Поп-метафизик» (1755, издана анонимно) в защиту теодицеи Лейбница от критики английского поэта А. Попа. М. принадлежал к числу наиболее значительных популяризаторов школы Лейбница Х. Вольфа, выступал против критики теодицеи Лейбница Вольтером. В трактовке бытия бога («Morgenstunden», 1785) и бессмертия души добавил к аргументам Платона и Лейбница морально-теологическое доказательство («Федон, или О бессмертии души», 1767, рус. пер. 1811). М. требовал веротерпимости и свободы религиозных убеждений, предлагая разграничить сферы влияния государства и религии. Спор между М. и Ф. Якоби о спинозизме Лессинга послужил поводом к дискуссии о пантеизме Спинозы, в которой приняли участие многими немецкие философы того времени. Соч.: Gesammelte Schriften. Jubiläumsausgabe, [Bd 116], В., 1929; Schriften zur Philosophie, Ästhetik und Apologetik, Bd 12, Hildesheim, 1968; в рус. пер. Рассуждение о духовном свойстве души человеческой, М., 1806. Лит.: Гулыга А. В., Из истории немецкого материализма, М., 1962; Kayserling М., М. Mendelssohn. Sein Leben und Wirken, 2 Aufl., Lpz., 1888; Bamberger F., Die geistige Gestalt M. Mendelssohns, Fr./M., 1929; Baumgardt D., Spinosa und Mendelssohn, B., 1932; Nàdor G., M. Mendelssohn, Hannover, 1969. Т. М. Румянцева.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Mendelssohn, Moses) (1729-1786), немецкий философ, глава берлинских просветителей, экзегет и переводчик библейских текстов, критик; иногда его называли "немецким Сократом". Родился в Дессау (Германия) 6 сентября 1729. Основы еврейской религии изучал под руководством отца, богослова Менахема Менделя, и раввина Давида Гиршеля Франкля, благодаря которому он начал заниматься изучением философии Маймонида. В 1743 Мендельсон переехал в Берлин, где изучал немецкую литературу, латынь, математику и философию, в частности учения Лейбница, Вольфа и Локка. Зарабатывал на жизнь уроками и ведением бухгалтерских книг. В 1762 женился на Фромет Гугенхайм. Наиболее известным потомком Мендельсона является его внук, композитор Феликс Мендельсон-Бартольди.

    В 1754 Мендельсон познакомился с Лессингом

    и другими деятелями литературы в Берлине. Годом позже вышла его первая работа Философские разговоры (Philosophische Gesprche), сразу же составившая ему репутацию философа. В том же году появилась книга по эстетике Письма об ощущениях (Briefe ber die Empfindungen). В 1763 Мендельсон был награжден Прусской академией искусств за эссе Об очевидности в метафизических науках (Abhandlung ber die Evidenz in der metaphysischen Wissenschaften, опубликовано в 1764), представленное на конкурс, в котором участвовал сам Кант. Через четыре года он опубликовал свою наиболее известную работу - Федон, или О бессмертии души (Phdon, oder ber die Unsterblichkeit der Seele, 1767), в которой рассуждал о человеке в его соотношении с Богом и предложил доказательство бессмертия человеческой души. Эта работа вовлекла его в диспут со швейцарским теологом Лафатером, который бросил вызов Мендельсону, предложив опровергнуть доказательства догматов христианства, содержавшиеся в трудах Ш.Бонне, либо встать на позиции христианства. Однако, по утверждению Мендельсона, его философские взгляды только укрепляли его религиозные представления, и он продолжал оставаться на позициях иудаизма. Известен и его спор с Якоби о спинозизме Лессинга. Мендельсон также написал работы Иерусалим, или О религиозной власти и иудаизме (Jerusalem, oder ber religise Macht und Judentum, 1783), в которой защищал принцип религиозной терпимости, а также Утренние часы (Morgenstunden, oder Vorlesungen ber das Dasein Gottes, 1785) с морально-теологическим доказательством бытия Бога и ранее, совместно с Лессингом, Поп-метафизик (Pope ein Metaphysiker, 1755) с оправданием теодицеи Лейбница. Он также перевел на немецкий язык Пятикнижие и Псалтирь, написал комментарии к некоторым библейским книгам и несколько проповедей на идише. Мендельсона обычно считают инициатором движения "еврейского просвещения". Его выступление Что такое просвещение? (Was ist Aufklrung?) в 1784 инициировало дискуссию о просвещении в конце 18 в. в Германии. Издавал вместе с Лессингом ряд журналов. Идеи Мендельсона оказали огромное влияние на развитие идей немецкого просвещения и реформированного иудаизма в 19 в. Умер Мендельсон в Берлине 4 января 1786. Среди других работ философа - О принципах изящных искусств и наук (Betrachtungen ber die Quellen und die Verbindungen der schnen Knste und Wissenschaften, 1757); О возвышенном и наивном в изящных науках (ber das Erhabene und Naive in den schnen Wissenschaften, 1758).

    ЛИТЕРАТУРА

    Мендельсон М. Рассуждение о духовном свойстве души человеческой. М., 1806 Мендельсон М. Федон, или О бессмертии души. СПб, 1837

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Ме́ндельсон Мозес

    (Mendelssohn) (1729—1786), немецкий просветитель, религиозный философ. Интерпретировал традицию иудаизма в духе идей религии разума. Популяризатор школы Г. В. Лейбница—X. Вольфа. Друг Г. Э. Лессинга, послужил ему прототипом для драмы «Натан Мудрый» (1779). С выступления Мендельсона «Что такое Просвещение?» (1784) началась дискуссия, в которой участвовали И. Кант, И. Г. Гердер и др.

    * * *

    МЕНДЕЛЬСОН Мозес

    МЕ́НДЕЛЬСОН (Mendelssohn) Мозес (1729—86), немецкий просветитель, философ-идеалист; популяризатор школы Лейбница — Х. Вольфа, защитник веротерпимости.

  5. Источник: Энциклопедический словарь