Словарь Брокгауза и Ефрона

    Аллеманда (Allemande) есть название немецкого национального танца, который был известен еще в средние века. Он перешел в другие страны, напр. во Францию, из Эльзаса, в эпоху Людовика XIV и во время Первой империи сделался особенно любимым в театрах и салонах. Первоначальный такт этого танца был 2/4, а самый танец состоял из т. н. pas marchés. Красота его заключается в грациозности и пластичности жестов руки, т. н. passes. Аллеманда перешла в область серьезной музыки и отличается мерным движением. Она встречается как часть т. н. сюиты (собрание нескольких пьес, преимущественно танцев, в одной тональности) в произведениях Себ. Баха и Генделя.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (франц. allemande — немецкая)

    старинный танец плавного движения. Известен во Франции с 16 в. Музыкальный размер четырёхдольный. В 17—18 вв. входил в т. н. французскую сюиту (для клавесина, лютни, оркестра) в качестве одной из основных её частей, приближаясь по характеру к прелюдии с богато орнаментированной мелодикой. Темп умеренно медленный (образцы А. — у Люлли, Баха и др.).

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    АЛЛЕМАНДА (франц. allemande - букв. - немецкая), старинный (с 16 в.) придворный французский танец немецкого происхождения. Музыкальный размер 4/4.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Современная энциклопедия

    АЛЛЕМАНДА (французское allemande, буквально - немецкая), 1) старинный танец немецкого происхождения, 2-дольного размера, с середины 16 в. придворный. Со 2-й половины 18 в. танец типа вальса. 2) В 17 - 18 вв. 1-я часть инструментальной сюиты.

  7. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  8. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  9. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  10. Энциклопедический словарь

    аллема́нда

    (франц. allemande, буквально — немецкая), 1) старинный танец немецкого происхождения, 2-дольного размера, с середины XVI в. придворный. 2) В XVII—XVIII вв. 1-я часть инструментальной сюиты.

    * * *

    АЛЛЕМАНДА

    АЛЛЕМА́НДА (франц. allemande, букв. — немецкая), старинный (с 16 в.) придворный французский танец немецкого происхождения. Музыкальный размер 4/4.

  11. Источник: Энциклопедический словарь



  12. Музыкальная энциклопедия

    (франц. allemande, букв. - немецкая; итал. allemanda, англ. almand, almain) - старинный танец. Время возникновения точно не установлено. Как бытовой и придв. танец А. появилась в Англии, Франции и Нидерландах в сер. 16 в.; к этому времени относятся и самые ранние сохранившиеся записи и издания. Позднее распространилась и в др. европ. странах. Муз. размер чётный, темп умеренный, мелодика плавная, закруглённая, начало без затакта. Обычно состояла из 2, иногда из 3-4 частей. Нередко соединялась с более быстрым 3-дольным танцем (трипль, куранта и др.). В Германии до нач. 17 в. танец типа А. именовался Deutscher Tantz, Tantz, Ballett, после 1609 назв. "А." стали применять и нем. композиторы. В 17 в. А. вошла в сольную (лютневую, клавирную и т.п.) и орк. сюиту в качестве 1-й части (иногда ей предшествовали "Sinfonia" или "Sonata"). Постепенно утратила песенно-танц. черты, стала богато разработанной торжеств. вступит. пьесой в медленном темпе, часто с затактом:

    И. С. Бах. Аллеманда из 3-й "Английской сюиты" для клавира.

    При этом для нем. А. характерными стали полифонизированный склад, "хрупкая, серьёзная и хорошо разработанная гармония" (Маттезон), для франц. А. - орнаментика, свобода мелодич. развёртывания, для итал. А. - гомофонный склад, напевность. В 30-е гг. 18 в. вышла из употребления.

    Во 2-й пол. 18 в. под названием А. распространился новый нем. танец в размере 3/4 и темпе быстрого вальса. Он появился вначале в Швабии, затем приобрёл популярность во Франции (Париж) и в Чехии.

    Литература: Друскин М., Клавирная музыка..., Л., 1960; Desrat G., Dictionnaire de la danse, P., 1895; Aubrу Р., Dасier E., Los caractиres de la danse, P., 1905; Вlume F., Studien zur Vorgeschichte der Orchestersuite im 15. und 16. Jh., Lpz., 1925; Mohr E., Die Allemande. Eine Untersuchung ihrer Entwicklung von den Anfдngen bis zu Bach und Hдndel, Tl 1-2, Z.-Lpz., 1932; Sachs C., Eine Weltgeschichte des Tanzes, В., 1933; Anders A., Untersuchungen ьber die Allemande als Volksliedtypus des 16. Jh., Gelnhausen, 1940 (Diss.).И. А. Барсова.

  13. Источник: Музыкальная энциклопедия



  14. Большой Энциклопедический словарь

  15. Источник: