прозопопея (от греч. prósōpon — лицо и poiéō — делаю), персонификация (от лат. persona — лицо, личность и facio — делаю), особый вид метафоры (См. Метафора): перенесение человеческих черт (шире — черт живого существа) на неодушевленные предметы и явления. Можно наметить градации О. в зависимости от функции в художественной речи и литературном творчестве. 1) О. как стилистическая фигура, связанная с «инстинктом персонификации в живых языках» (А. Белецкий) и с риторической традицией, присущая любой выразительной речи: «сердце говорит», «река играет». 2) О. в народной поэзии и индивидуальной лирике (например, у Г.Гейне, С. Есенина) как метафора, близкая по своей роли к психологическому параллелизму: жизнь окружающего мира, преимущественно природы, привлечённая к соучастию в душевной жизни героя, наделяется признаками человекоподобия. Лежащее в основе таких О. уподобление природного человеческому восходит к мифологическому и сказочному мышлению, с той существенной разницей, что в мифологии через «родство» с человеческим миром раскрывается «лицо» стихии (например, отношения между Ураном — Небом и Геей — Землёй уясняются через уподобление бракосочетанию), а в фольклорном и поэтическом творчестве позднейших эпох, напротив, через олицетворённые проявления стихийно-естественной жизни раскрываются «лицо» и душевные движения человека. 3) О. как Символ, непосредственно связанный с центральной художественной идеей и вырастающий из системы частных О. Так, поэтическая проза повести А. П. Чехова «Степь» пронизана О.-метафорами или сравнениями: красавец-тополь тяготится своим одиночеством, полумёртвая трава поёт заунывную песню и т.п. Из их совокупности возникает верховное О.: «лицо» степи, сознающей напрасную гибель своих богатств, богатырства и вдохновения, — многозначный символ, связанный с мыслями художника о родине, о смысле жизни, беге времени. О. такого рода близко к мифологическому О. по своей общезначимости, «объективности», относительной несвязанности с психологическим состоянием повествующего, но тем не менее не переходит черту условности, всегда отделяющую искусство от мифологии.
Лит.: Белецкий А., Изображение живой и мёртвой природы, в его кн.: Избранные труды по теории литературы, М., 1964.
И. Б. Роднянская.
ОЛИЦЕТВОРЕ́НИЕ, -я, ср.
1. см. олицетворить.
2. чего. О живом существе: воплощение каких-н. черт, свойств. Плюшкин о. скупости. О. доброты.
-я, ср.
1.
Действие по глаг. олицетворить—олицетворять (в 1 знач.).
Олицетворение сил природы.
2.
Изображение какой-л. стихийной силы, явления природы в образе живого существа.
[В псалтыри] изображены реки по-античному. Сидят две человеческие фигуры, из урн выливают потоки рек. Подобные же олицетворенья рек встречаются и в Русских миниатюрах. Буслаев, Образцы иконописи в Публичном музее.
3. чего.
Воплощение идеи, понятия или каких-л. свойств, качеств в человеческой личности.
[Отец] показался мне в эту минуту олицетворением мужской красоты и силы. Бунин, Заря всю ночь.
[Амакасу] сидел выпрямившись, положив руки на эфес сабли, — олицетворение спокойствия и воинской выдержки. Диковский, Патриоты.
4. лит.
Прием художественного изображения, состоящий в наделении животных и неодушевленных предметов человеческими свойствами (чувствами, мыслями, речью и т. п.).
ОЛИЦЕТВОРЕ́НИЕ, олицетворения, ср. (книжн.).
1. только ед. Действие по гл. олицетворить-олицетворять. Олицетворение сил природы у примитивных народов.
2. чего. Воплощение какой-нибудь стихийной силы, явления природы в образе живого существа. Бог Перун в славянской мифологии был олицетворением грома и молнии.
|| чего. Воплощение идеи или понятия в человеческой личности, в образе живого существа. Он был живым олицетворением скупости. «Для Маркелова Еремей был как бы олицетворением русского народа.» А.Тургенев.
3. Поэтический троп, состоящий в том, что неодушевленным предметам приписываются свойства и признаки одушевленных (напр. дар речи и т.п.; лит.). Олицетворение - обычный прием в баснях.
ср.
1.
процесс действия по гл. олицетворить, олицетворять
2.
Результат такого действия; воплощение, конкретное, реальное выражение чего-либо.
отт. Воплощение какой-либо стихийной силы, явления природы в образе живого существа.
отт. Воплощение идеи, понятия, характера, свойства в человеческой личности.
3.
Литературный приём, заключающийся в том, что неодушевленным предметам приписываются свойства одушевленных.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (прозопопея) - вид метафоры, перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные ("Ее сиделка - тишина...", А. А. Блок).
ср.
1) personification
2) (воплощение) embodiment;
living pictureолицетвор|ение - с. personification, embodiment;
~ённый personified после сущ.;
он ~ённая доброта, любезность и т. п. he is kindness, politeness, etc. itself;
he is the soul of kindness, politeness, etc.;
~ить сов. см. олицетворять 1,
с
Personifizierung f; Verkörperung f(воплощение)
олицетворение мудрости — die Verkörperung der Weisheit, die verkörperte Weisheit
олицетворение с Personifizierung f; Verkörperung f (воплощение) олицетворение мудрости die Verkörperung der Weis|heit, die verkörperte Weis|heit
с.
1)(действие) personnification f; incarnation f(воплощение)
2)(выражение в образе) перев. оборотом с прил. personnifié
олицетворение мужества — le courage personnifié
с.
1)(действие) personificación f
2)(воплощение) encarnación f, personificación f
олицетворе́ние че́стности — honestidad personificada
олицетворе́ние доброты́ — la bondad misma
с.
1)лингв. personificazione f, prosopopea f
2)(воплощение) personificazione f, incarnazione f
олицетворение доброты — la personificazione / incarnazione della bontà; la bontà in persona
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (или персонификация) — выражение, дающее представление о каком-либо понятии или явлении путем изображения его в виде живого лица, наделенного свойствами данного понятия (например изображение у греков и римлян счастья в виде капризной богини-фортуны и т. п.). Весьма часто О. применяется при изображении природы, к-рая наделяется теми или иными человеческими чертами, «оживляется», напр.: «море смеялось» (Горький) или описание наводнения в «Медном всаднике» Пушкина: «...Нева всю ночь/рвалася к морю против бури,/не одолев их буйной дури.../и спорить стало ей не в мочь.../ Погода пуще свирепела,/Нева вздувалась и ревела.../и вдруг, как зверь остервенясь,/на город кинулась.../Осада! Приступ! злые волны,/как воры, лезут в окна» и т. д.
О. было особенно в ходу в прециозной и ложноклассической поэзии, где оно проводилось последовательно и развернуто; в русской литературе образцы таких О. были даны у Тредьяковского: «Езда на остров любви», (СПБ), 1730.
О. по существу является следовательно перенесением на понятие или явление признаков одушевленности и представляет собой так. обр. вид метафоры (см.). Тропы.
ОЛИЦЕТВОРЕ́НИЕ -я; ср.
1. к Олицетвори́ть (1 зн.). и Олицетворя́ть. О. сил природы.
2. Изображение какой-л. стихийной силы, явления природы в образе живого существа. Голубь - о. мира.
3. чего. Воплощение идеи, понятия, каких-л. свойств, качеств в человеческой личности. Мать - о. доброты. Плюшкин - о. скупости. Венера - о. женской красоты.
4. Лит. Приём художественного изображения; наделение животных и неодушевлённых предметов человеческими свойствами (чувствами, мыслями, речью и т.п.). Поэтическое о.
* * *
олицетворе́ние(прозопопея), вид метафоры, перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые («Её сиделка — тишина...», А. А. Блок).
* * *
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕОЛИЦЕТВОРЕ́НИЕ (прозопопея), вид метафоры, перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные («Ее сиделка — тишина...», А. А. Блок).