Большая Советская энциклопедия

    (Finck)

    Франц Николаус (26.2.1867, Крефельд, – 3.5.1910, Берлин), немецкий языковед. Учился в Мюнхене, Париже, Марбурге. Профессор Берлинского университета (1909–10). Опубликовал работы по проблемам общего языкознания; исследовал арм., цыганский и некоторые др. языки, одним из первых начал описывать современные ирландские диалекты. Будучи последователем идей В. Гумбольдта, Ф. занимался общими проблемами типологии языков мира, предложил типологическую классификацию языков, во многом сохраняющую своё значение до настоящего времени.

    Соч.: Die araner mundart, Bd 1–2, Marburg, 1899; Die Sprachstämme des Erdkreises, 3 Aufl., Lpz. – B., 1923; Die Haupttypen des Sprachbaus, 5 Aufl., Stuttg., 1965.

    Лит.: Lewy E., Nachruf auf F. N. Finck, «Lexis», 1952, Bd 3.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    Финк

    ФИНК Виктор Григорьевич (1888—) — советский писатель. Р. в Одессе, в интеллигентной семье. В 1906 окончил коммерческое училище. Учился на юридическом ф-те сначала в Одессе, а затем в Париже, где его и застала мировая война. Ушел волонтером во французскую армию и был записан в Иностранный легион. Незадолго до революции вернулся в Россию.

    Ф. известен как автор ряда живых, не лишенных юмора и тонкой наблюдательности очерков о быте еврейских земледельческих колоний и колхозов в Крыму, Белоруссии и Биробиджане («Евреи на земле», Гиз, М. — Л., 1929; «Евреи в тайге», «Федерация», М., 1930; 2-е изд., 1932). В очерках даны зарисовки образов вчерашних бесправных обитателей еврейского гетто, к-рым революция дала впервые право почувствовать себя гражданами Советской страны, право работать на земле. Ф. умело передает своеобразие жизни новых работников земли, в к-рой причудливо переплелись традиции поколений, старые бытовые нормы с новыми отношениями, новой, социалистической техникой и культурой.

    Менее удачна пьеса Финка «Новая родина» («Сов. литература», М., 1933), посвященная теме коллективизации евреев в Биробиджане. Автор концентрирует свое внимание на бытовых мелочах, на особенностях лексики героев в ущерб типическим обобщениям, сюжетной интриге.

    Наибольший интерес представляет книга Ф. из эпохи мировой войны «Иностранный легион» («Роман в 13 новеллах», «Советский писатель», 1935; 2-е изд., 1936). Сюжетно-заостренные новеллы Ф., напоминающие по манере военные рассказы Мопассана, Доде, ведутся от лица русского солдата-легионера. Страшные, нелепые, жестокие до цинизма эпизоды тыловой, окопной и боевой жизни легиона, описанные Ф., обнажают всю бессмысленность бойни народов. Антимилитаристическое содержание книги не носит однако пацифистского оттенка. Автор убедительно показывает нарастание протеста у пестрой, разноязычной массы легионеров, впервые на войне догадавшейся об истинных виновниках мировой бойни. Острота характеристик, драматизм ситуаций сочетаются с тонким лиризмом и юмором.

    Последняя повесть «Гибель мира» («Красная новь», 1938, № 9) дает интересный фактический материал из быта молдавской деревни, охваченной в дореволюционные годы сектантским движением, руководимым кулацкой верхушкой.

    Ф. известен также как автор ряда публицистических статей. В 1939 награжден орденом «Знак Почета».Библиография:

    Кроме указанного в тексте: Бузя Липак, ЗиФ, М. — Л., 1927; Жорес, «Кубуч», 1928; На пути из Египта, изд-во «Огонек», М., 1929, Граница нашей родины, «Красная новь», 1937, № 11; Письма о Франции, «Красная новь», 1938, №№ 4 и 5; Комбатанты, «Знамя», 1938, № 9; «Еврейский вопрос», «Красная новь» 1938, № 12.

  3. Источник: Литературная энциклопедия



  4. Философская энциклопедия

    ФИНК

    ФИНК (Fink) Ойген (11 декабря 1905, Констанц — 25 июля 1975, Фрайбург) — немецкий философ. Изучал экономику, историю, философию в Мюнстере, Берлине и Фрайбурге, где учился у Гуссерля и Хайдеггера. С 1928 — приват-доцент во Фрайбурге. При нацистах был депортирован из Германии. В 1939 работал в архиве Гуссерля в Лувене, с 1946 — доцент, с 1948 — профессор Фрайбургского университета (до 1971). Руководил Фрайбургским архивом Гуссерля. Ученик и последователь Гуссерля, подготовил к печати ряд его рукописей и относящихся к его жизни документов. Некоторые его работы, высоко оцененные Гуссерлем, посвящены разъяснению гуссерлевской феноменологии и размежеванию с ее критиками, гл. о. неокантианцами (Die phänomenologische Philosophie Edmund Husseris m der gegenwärtigen Kritik, 1933; Was will die Phänomenologie Edmund Husseris? Die phänomenologische Grundidee, 1934). В процессе критики критиков феноменологии Финк акцентировал ее скрытые онтологические аспекты — конституирование мира, укорененность человека в мире. Собственные работы Финка до 2-й мировой войны были связаны с проблемами “Картезианских размышлений” Гуссерля. В послевоенный период под влиянием Хайдеггера происходит поворот Финка к онтологии. Он стремился к более глубокой проработке вопросов о бытии, соотношении вещи и “предметности”, предмета и бытия (Sein, Wahrheit, Wilt. Vor-Fragen zum Problem des Phänomen Begriffes, 1958; Sein und Mensch. Vom Wssen der ontologischen Erfahrung, 1977; Grundprobleme des menschlichen Daseins, 1979), сосредотачиваясь на теме “время и движение” и тем самым актуализируя темы поздней генетической феноменологии Ãуссерля. Финк занимался также проблемами педагогики, увязывая их с гуссерлевской концепцией кризиса европейского человечества (Zur Kriesenlage des modernen Menschen. Erziehungswissenschaftliche Vorträge, 1989).

    Соч.: Philosophie des Geistes. Würzburg, 1994.

    Лит.: Festschrift fur Eugen Fink zum 60 Geburtstag. Den Haag, 1965.

    H. В. Мотрошилова

  5. Источник: Философская энциклопедия