Большая Советская энциклопедия

    («Но́вая веще́ственность»)

    магический реализм, течение в немецкой живописи и графике 1920-х гг. Возникшее как реакция на индивидуалистический бунт и формальные крайности Экспрессионизма, оно было связано с очередной волной Неоклассицизма в европейском искусстве и сближалось в общих установках с такими современными течениями, как «Метафизическая живопись» в Италии и т. н. неоэнгризм во Франции. Идеологическому хаосу буржуазного общества, лихорадочному ритму современной жизни мастера «Н. в.» пытались противопоставить своего рода модель кристаллически ясного, мистифицированного, будто бы реального мира. Воссоздавая этот искусственный мир в преувеличенно-чётких, тщательно детализированных формах, одни художники (А. Канольдт, К. Мензе, Г. Шримпф и др.) невольно выражали в своих произведениях ощущение отчуждённости отдельной личности от бездушной, механистической действительности. Другие мастера «Н. в.», утрируя её выразительные средства, придавая им характер гротеска, сознательно сообщали своему творчеству острокритическую социальную направленность (О. Дикс, Ж. Грос и др.).

    Лит.: Рейнгардт Л., «Новая вещественность» и риджионализм, в сборнике: Модернизм..., [2 изд.], М., 1973, стр. 208—16; Roh F., Nach-Expressionismus..., Lpz., 1925; Schmied W., Neue Sachlichkeit und magischer Realismus in Deutschland. 1918 — 1933, Hannover, 1969.

    А. Канольдт. «Натюрморт 5». 1924. Частное собрание. Стокгольм.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    "НОВАЯ ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ" (нем. Neue Sachlichkeit) (магический реализм) - течение в немецкой живописи 1920-х гг., вариант неоклассицизма. Художники "новой вещественности" создавали образы застывшего, кристаллически ясного мира, отчужденного от человека. А. Канольдт, Г. Шримпф средствами "новой вещественности" выразили бездушие современной цивилизации; О. Дикс и Ж. Грос использовали их для создания гротескных социально-критических образов.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    НОВАЯ ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ

    «НО́ВАЯ ВЕЩЕ́СТВЕННОСТЬ» (нем. Neue Sachlichkeit), течение в немецкой живописи 1920-х гг., вариант неоклассицизма(см. НЕОКЛАССИЦИЗМ). Художники «новой вещественности» создавали образы застывшего, кристаллически ясного мира, отчужденного от человека. А. Канольдт, Г. Шримпф средствами «новой вещественности» выразили бездушие современной цивилизации; О. Дикс(см. ДИКС Отто) и Ж. Грос(см. ГРОС Жорж) использовали их для создания гротескных социально-критических образов.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Большой Энциклопедический словарь

  7. Источник: