Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Карл Фредрик Эмануэль Larsen, 1823—1859) — датский живописец-пейзажист. Учился в копенгагенской академии художеств под руководством Экерсберга и Клосса. Писал преимущественно морские и приморские виды, очень хорошо передавая воду и воздух в разные часы дня и при различной погоде. К числу лучших его картин принадлежат "Эрезунд перед полуднем", "Гавань в Северной Голландии" и "Морской берег близ Марселя" (все три в копенгагенской галерее). Известно несколько его офортных гравюр, изображающих морские виды.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    I

    Ла́рсен (Larsen)

    Карл (28.7.1860, Ренсборг, — 11.7.1931, Копенгаген), датский писатель. С 1925 доктор философии Йенского университета. Социально-психологические романы Л. «Доктор Икс» (1896), «Признание женщины» (1901), «Заметки Акселя Халка» (1902), «Современная будничная история» (1906) связаны с традициями скандинавского фольклора. Автор путевых очерков «Поэтическая Германия» (1898), «Прекрасная Португалия» (1904) и др., а также филологических работ «Датское арго и слэнг» (1895—96), «Солдатский язык в Дании» (1895). Аллегория Л. «День великого суда» (1908) приобрела актуальность в 1940 — год оккупации Дании немецко-фашистскими войсками.

    Соч.: Sondagsborn og hverdagsmennesker, bd 1—3, Kbh., 19O9; Udvaigte skrifter, bd 1—4, Kbh., 1930.

    Лит.: Petersen С. og Andersen V., Illustreret dansk litteraturhistorie, bd 4, Kbh, — L. — B., 1925; Dansk litteratur historie, bd 2, Kbh., 1965.

    II

    Ла́рсен (Larsen)

    Карл Антон (7.8.1860 — 8.12.1924), норвежский мореплаватель и китобой. В 1892—93 и в 1893—94 на судне «Ясон» предпринял две экспедиции для разведки возможностей китобойного промысла в Антарктике. Проникнув до 68°10' ю. ш., впервые дал описание восточного берега полуострова Земля Грейама (Антарктического полуострова) и нанёс его на карту. Открыл ряд островов (Робертсон, Вейер, Поленьи и др.). В 1901—03 как капитан корабля участвовал в шведской антарктической экспедиции О. Норденшельда на «Антарктике». В 1923—24 в поисках китов дважды проникал в море Росса и обследовал Китовую бухту, залива Мак-Мердо и некоторые острова. Именем Л. названы открытый им шельфовый ледник на восточном берегу Антарктического полуострова и гора.

    Соч.: «Antarctic» zwei Jahre in Schnee und Eis am Südpol, bd 1—2, В., 1904.

    III

    Ла́рсен (Larsen)

    Рейдар Торальф (р. 8.10.1923, г. Лиллехаммер), деятель норвежского рабочего движения. Член Коммунистической партии Норвегии (КПН) с 1948. Родился в семье рабочего. По профессии журналист. В 1945 вступил в Коммунистический союз молодёжи Норвегии (КСМН). В 1946—48 редактор ЦО КСМН газеты «Авангарден» («Avangarden»). В 1949—53 председатель КСМН. С 1950 член Центрального правления и Секретариата КПН. В 1958—65 главный редактор ЦО КПН газеты «Фрихетен» («Friheten»). В 1965 избран председателем КПН.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Литературная энциклопедия

    Ларсен

    ЛАРСЕН Карл (1860—1930) — датский писатель. В литературе выступил в 90-х гг. Лучшие его произведения — «Kresjan Westebro» (1847), «Старый квартал» (1899) — обрисовывают жизнь и обитателей современного Копенгагена. Перед глазами читателя проходит вереница «странных и примечательных людей». Все они принадлежат к разным слоям городской мелкой буржуазии, умонастроения которой Л. отражает в своем творчестве. Мелкобуржуазной моралью пропитаны его романы, посвященные проблемам семьи и брака. «Современная брачная история» — апологетика современного буржуазного брака, «основанного на любви», — «Исповедь женщины» и «Записки Акселя Галк» весьма сложны по психологической запутанности произведения.

    Последние произведения Л., написанные во время и после империалистической войны, проникнуты мелкобуржуазным пацифизмом. Специально войне посвящены полупублицистические очерки «Народ в войне» и «Банкрот милитаризма». В них война рисуется бессмысленной бойней, к-рую можно объяснить только низким уровнем культурности воюющих.

    По художественной манере Л. — импрессионист, его произведения — это мозаика отдельных впечатлений и образов. Ему принадлежит также несколько очерков путешествий: «Поэтическая Германия», «Прекрасная Португалия» и др.

  5. Источник: Литературная энциклопедия