Большая Советская энциклопедия

    Жиганов Назиб Гаязович [р. 2(15).1.1911, Уральск], советский композитор, народный артист СССР (1957). Член КПСС с 1944. В 1938 окончил Московскую консерваторию по классу композиции Г. И. Литинского. С 1945 — ректор и преподаватель, с 1953 профессор Казанской консерватории. Произведения Ж. посвящены главным образом историко-героической тематике; ему принадлежат первые татарские оперы на современные темы. Автор 8 опер, 3 балетов, 3 симфоний и др. Среди лучших произведений — оперы «Качкын» («Беглец», пост. 1939), «Алтынчеч» («Золотоволосая», 1941; Государственная премия СССР, 1948), «Джалиль» (1957); сюита на татарские темы (1949; Государственная премия СССР, 1950), поэма «Нафиса» (1952), 2-я симфония «Сабантуй» (1968; Государственная премия СССР, 1970). Депутат Верховного Совета СССР 7-го созыва. Награжден орденом Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.

    Лит.: Гиршман Я., Назиб Жиганов, М., 1957.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ЖИГАНОВ Назиб Гаязович (1911-88) - татарский композитор, народный артист СССР (1957), Герой Социалистического Труда (1981). Оперы "Золотоволосая" (1941), "Джалиль" (1957), балеты, 16 симфоний, в т. ч. "Сабантуй" (1968) и др. Профессор Казанской консерватории (с 1953). Государственная премия СССР (1948, 1950, 1970).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Жига́нов Назиб Гаязович

    (1911—1988), композитор, народный артист СССР (1957), Герой Социалистического Труда (1981). Оперы «Золотоволосая» (1941), «Джалиль» (1957), балеты, 16 симфоний (1937—85), в том числе «Сабантуй» (1968) и др. Профессор Казанской консерватории (с 1953). Государственная премия СССР (1948, 1950, 1970).

    * * *

    ЖИГАНОВ Назиб Гаязович

    ЖИГА́НОВ Назиб Гаязович (1911—88), татарский композитор, народный артист СССР (1957), Герой Социалистического Труда (1981). Оперы «Золотоволосая» (1941), «Джалиль» (1957), балеты, 16 симфоний, в т. ч. «Сабантуй» (1968) и др. Профессор Казанской консерватории (с 1953). Государственная премия СССР (1948, 1950, 1970).

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Музыкальный словарь

    ( 15 I 1911, Уральск - 2 VI 1988, Казань)

    Песни, в душе я взрастил ваши всходы...

    Эту строку из "Моабитской тетради" Мусы Джалиля с полным правом можно отнести к музыке его друга и творческого сподвижника Н. Жиганова. Верный художественным основам татарской народной музыки, он нашел оригинальные и плодотворные пути для ее живой взаимосвязи с творческими принципами мировой музыкальной классики. Именно на таком фундаменте выросло его талантливое и самобытное творчество - 8 опер, 3 балета, 17 симфоний, сборники фортепианных пьес, песни, романсы.

    Жиганов родился в рабочей семье. Рано потеряв родителей, он провел несколько лет в детских домах. Живой и энергичный, Назиб заметно выделялся среди воспитанников Уральской пионерской коммуны своими незаурядными музыкальными способностями. Влечение к серьезной учебе приводит его в Казань, где в 1928 г. он был принят в Казанский музыкальный техникум. Осенью 1931 г. Жиганов становится учащимся Московского областного музыкального техникума (теперь музыкальное училище при Московской консерватории). Творческие успехи позволили Назибу по рекомендации Н. Мясковского в 1935 г. стать студентом сразу третьего курса Московской консерватории по классу своего прежнего учителя - профессора Г. Литинского. Завидной оказалась судьба крупных сочинений, созданных в консерваторские годы: в 1938 г. в первом симфоническом концерте, открывшем Татарскую государственную филармонию, была исполнена его Первая симфония, а 17 июня 1939 г. постановкой оперы "Качкын" ("Беглец", либр. А. Файзи) открылся Татарский государственный театр оперы и балета. Вдохновенный певец героических свершений народа во имя Родины - а этой теме, кроме "Качкын", посвящены оперы "Ирек" ("Свобода", 1940), "Ильдар" (1942), "Тюляк" (1945), "Намус" ("Честь", 1950), - композитор наиболее полно воплощает эту центральную для него тему в своих вершинных произведениях - в историко-легендарной опере "Алтынчеч" ("Золотоволосая", 1941, либр. М. Джалиля) и в опере-поэме "Джалиль" (1957, либр. А. Файзи). Оба произведения покоряют эмоционально-психологической глубиной и неподдельной искренностью музыки, с выразительной, сохраняющей национальную основу мелодикой, и искусным сочетанием развитых и целостных сцен с действенно-сквозным симфоническим развитием.

    Неотделимо-родствен оперному творчеству большой вклад Жиганова в татарский симфонизм. Симфоническая поэма "Кырлай" (по сказке Г. Тукая "Шурале"), драматическая увертюра "Нафиса", сюита Симфонические новеллы и Симфонические песни, 17 симфоний, сливаясь воедино, воспринимаются как яркие главы симфонической летописи: в них то оживают образы мудрых народных сказок, то живописуются пленительные картины родной природы, то развертываются коллизии героических борений, то музыка вовлекает в мир лирических чувств, а эпизоды народно-бытового или фантастического характера сменяются экспрессией драматических кульминаций.

    Творческое кредо, характерное для композиторского мышления Жиганова, было положено в основу деятельности Казанской консерватории, создание и руководство которой ему было поручено в 1945 г. Более 40 лет он возглавлял работу по воспитанию в ее питомцах высокого профессионализма.

    На примере творчества Жиганова всеобъемлюще раскрываются результаты поистине революционного переворота в истории ранее отсталых пентатонических музыкальных культур национальных автономных республик Поволжья, Сибири и Урала. Лучшие страницы его творческого наследия, проникнутые жизнеутверждающим оптимизмом, по-народному яркой интонационной характерностью музыкального языка, заняли достойное место в сокровищнице татарской музыкальной классики.

  7. Источник: Музыкальный словарь



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: