Слепоглухонемота в словарях и энциклопедиях
врождённые или приобретённые в раннем возрасте (до овладения речью) слепота и глухота и связанная с отсутствием слуха Немота. Без специального обучения слепоглухонемой ребёнок умственно не развивается, не приобретает элементарных навыков самообслуживания. Однако эти дети имеют возможность разностороннего развития, которая реализуется в процессе специального обучения. Общение с окружающими при С. осуществляется с помощью дактилологии (См. Дактилология); для общения со слепо-глухонемыми применяют также клавишные приборы — телетакторы. В СССР (в г. Загорске) организовано учреждение для слепоглухонемых, где они овладевают необходимыми знаниями и трудовыми навыками. Мировую известность приобрели слепоглухонемые Э. Келлер (США), которая в начале 20 в. получила высшее образование и стала доктором философии, и советский психолог и литератор О. И. Скороходова.
Лит.: Мещеряков А. И., Слепоглухонемые дети, М., 1974.
-ы́, ж.
Врожденные или приобретенные в раннем возрасте (до овладения речью) слепота и глухота и связанная с отсутствием слуха немота.
СЛЕПОГЛУХОНЕМОТА - врожденная или возникшая в раннем детстве потеря зрения и слуха и связанная с отсутствием слуха немота. В России слепоглухонемые дети овладевают школьными знаниями и трудовыми навыками в специальных школах-интернатах. Общение с окружающими при слепоглухонемоте - с помощью пальцевой азбуки, воспринимаемой осязанием.
Слепоглухонемота - выпадение зрительной и слуховой функций и нарушение на этой основы речи (немота). При наличии слепоглухоты в раннем детстве происходит нарушение речевого общения - с людьми и, как следствие,
IСлепоглухонемота́
врожденные или приобретенные в раннем детском возрасте (до овладения речью) слепота и глухота и связанная с отсутствием слуха немота.
Врожденная С. встречается значительно реже приобретенной. Она возникает в результате воздействия различных вредных факторов на развивающийся плод (вирусных инфекций, интоксикаций, травм), а также при резус-несовместимости. Приобретенная С. является следствием инфекционных болезней (скарлатины, кори, менингококковой инфекции и др.), а также травм и опухолей головного мозга. Если глубокое поражение органов зрения и слуха наступило в том возрасте, когда речь уже сформировалась, у ребенка в течение некоторого времени сохраняются визуальные представления о предметах и устная речь. Однако без специального педагогического воздействия формируется сенсорная депривация (лишение организма информации, поступающей через зрительный и слуховой анализаторы), в результате чего условнорефлекторные связи угасают, ребенок перестает умственно развиваться.
Исследование и оценку функций зрительного и слухового анализаторов при С. проводят теми же методами, что при слепоте (Слепота) и глухоте. Необходимо также неврологическое обследование. Если ребенку невозможно хотя бы частично вернуть зрение и слух (например, с помощью оперативных вмешательств), его направляют на специальное обучение, позволяющее слепоглухонемым свободно ориентироваться в окружающей обстановке, научиться общению с окружающими, получить навыки самообслуживания, а также всестороннее общее развитие. При обучении используют дактилологию (Дактилология), шрифты Брайля, клавишные приборы — телетакторы; осязание помогает воспринимать написанное на ладони, знакомиться с артикуляцией, например по макету ротовой полости. С учетом того, что даже при тяжелой глухоте сохраняется восприятие звуковых колебаний низких частот, применяют специальные звукоусиливающие устройства, преобразующие звуки речи в соответствующие вибрационные импульсы. Большое внимание уделяется развитию мышления при С. Опыт обучения слепоглухонемых свидетельствует о возможности успешного усвоения ими программы вуза.
См. также Глухонемота, Глухота, Слепота, Сурдопедагогика.
IIСлепоглухонемота́ (caecosurdomutitas)сочетание слепоты с глухонемотой; возникает как аномалия развития или последствие некоторых болезней раннего возраста.
СЛЕПОГЛУХОНЕМОТА́ -ы́; ж. Врождённые или приобретённые в раннем возрасте (до овладения речью) слепота и глухота и связанная с отсутствием слуха немота.
* * *
слепоглухонемота́врождённая или возникшая в раннем детстве потеря зрения и слуха и связанная с отсутствием слуха немота. В России слепоглухонемые дети овладевают школьными знаниями и трудовыми навыками в специальных школах-интернатах. Общение с окружающими при слепоглухонемоте — с помощью пальцевой азбуки, воспринимаемой осязанием.
* * *
СЛЕПОГЛУХОНЕМОТАСЛЕПОГЛУХОНЕМОТА́, врожденная или возникшая в раннем детстве потеря зрения и слуха и связанная с отсутствием слуха немота. В России слепоглухонемые дети овладевают школьными знаниями и трудовыми навыками в специальных школах-интернатах. Общение с окружающими при слепоглухонемоте(см. СЛЕПОГЛУХОНЕМОТА) — с помощью пальцевой азбуки, воспринимаемой осязанием.
врождённая или возникшая в раннем детстве потеря зрения и слуха и связанная с отсутствием слуха немота. В России слепоглухонемые дети овладевают школьными знаниями и трудовыми навыками в спец. школах-интернатах. Общение с окружающими при С.- с помощью пальцевой азбуки, воспринимаемой осязанием.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.