Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Verhaeren) — современный бельгийский поэт; наряду с Метерлинком стоит во главе новейшей французской поэзии. Фламандское происхождение В. и национальный отпечаток его творчества не отделяет его от французской поэзии, а напротив, обогащает французское художественное творчество новым оттенком северной созерцательности, соединенной с активным духом. В. род. близ Антверпена в 1855 г. Он деятельно участвует в общественной жизни Бельгии, примыкая к поборникам прав рабочего класса. В. — один из главарей литературного движения, носящего название "La jeune Belgique". По его инициативе или при его ближайшем участии создалось в Бельгии несколько журналов, где проповедь новых формул в поэзии и живописи шла наряду с пропагандой социализма (в духе английского прерафаэлитизма). Кроме стихов, В. написал множество статей по общественным вопросам и по искусству. Он большой знаток старой фламандской живописи и нового искусства. Основное настроение поэзии В. — созерцание природы и жизни людей, с сознанием глубокого разлада между жаждой святынь и уродливостью жизни. Он говорит о невыносимости земных страданий, жаждет мистических примирений, но не находит их и скорбит о пустоте мира, о бесцельности всех начинаний человечества, порвавшего связь с божественной основой мира. Из отчаяния, звучащего в лучших его лирических сборниках, В. старается, однако, вырваться; его примиряет с жизнью вера в освободительные движения масс, в плодотворность сил, таящихся в людях, в конечное торжество мира и любви на земле. Эти мотивы все сильнее звучат в его лирике. Печаль В. — мистическая, выходящая за пределы человеческих начинаний, а примирения его — позитивные, сводящиеся к уверенности в возможности счастья на земле, к человеческой религии сострадания. Сборники лирических стихотворений В. выходят трилогиями; они представляют собой историю души поэта. Очень своеобразна его лирика городской жизни: он увидел и воспел поэзию культуры, созданной руками человеческими, поэзию фабричных центров, городских улиц, зрелищ труда и борьбы. Он рисует тружеников в деревне и в городе, и под его рукой все эти столяры, ткачи, веревочные мастера и т. д. становятся типами духовной жизни человечества. В первой трилогии: "Les bords de la route", "Les Flamandes" (1883), "Les Moines" (1886) В. противопоставляет созерцательную, сонную, но по-своему мощную и красивую жизнь фламандских деревень, как знамение силы бессознательных и глубоких инстинктов жизни — возбужденной жизни старых фландрских монастырей, некогда населенных испанскими монахами, которые проводили жизнь в вечной борьбе: внешней, для подчинения своей власти всего мира, и внутренней, против соблазнов во имя аскетизма. Деревни и монастыри воплощают для В. два начала жизни — удовлетворяемость плоти и мятежность вечно борющегося духа. В следующей трилогии: "Les Soirs", "Les Débâcles" и "Les Flambeaux noirs" (1887—1891) деревня и город рисуются в другой перспективе — как воплощение мучительной разорванности, кошмарности зрелищ жизни. В природе, в человеческих лицах, в разрушенных мельницах поэту слышатся отголоски тщетных усилий человеческого разума, отчаяние душ, утративших прежнюю веру в святыни и в своем бессилии идущих к мукам безумия. Лучшие стихотворения этого сборника — "Les Malades" и "Notre Dame de la Folie". В трилогии "Villages illusoires" (1894), "Les apparus dans mes chemins" (1891), "Les Vignes de ma muraille" жизнь деревни рисуется опять символически, как вместилище всех видов человеческого страдания. Лучшие стихотворения этой трилогии — "Les cordiers", "Le passeur d'eau", "Le vent". Мощный поэтический талант В. сказался, быть может, ярче всего в двух других сборниках — "Campagnes Hallucinées" и "Villes tentaculaires", рисующих захват деревенского населения кошмарным соблазном городов. Стихотворения этих сборников славословят мятежный дух, который должен помочь проснувшимся силам масс создать новую счастливую жизнь. В последнее время появились сборники "Forces tumultueuses" (1902), где уже звучит вера в обновление жизни, затем "Toute la Flandre" и наконец, "Les Heures de l'après-midi", отличающийся успокоенным, углубленным тоном. Мастерство формы у В. очень велико. Он создал "свободный стих" новыми гармониями и ритмами своей поэзии. Мелодия его стиха не имеет себе равной в современной французской поэзии. В. написал также несколько высоко художественных драм: "Les Aubes" — социальная драма утопического характера, "Le Clootre" — несколько романтичная, но написанная с большим подъемом. Несомненные достоинства имеет также его драма "Philippe II".

    См. Alb. Mockel, "E. V." (1895); З. Венгерова, "Литературные характеристики" (т. II); Вал. Брюсов, в "Весах" (1904).

    З. В.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Верхарн (Verhaeren) Эмиль (21.5.1855, Сент-Аман, близ Антверпена, ‒ 27.11.1916, Руан), бельгийский поэт, драматург и критик. Писал на французском языке. Окончил юридический факультет в г. Лувенс, был адвокатом. В 1883 вышла первая книга стихов В. «Фламандки», посвященная сельской Фландрии. В жизнеутверждающее звучание книги вплетается мотив тревоги художника-гуманиста, видевшего уродство человеческих отношений и в деревенском мире. В сборнике «Монахи» (1886) созданы стилизованные образы средневековых монахов. К 1887‒90 относится период духовного кризиса В. В сборниках «Вечера» (1887), «Крушения» (1888), «Чёрные факелы» (1890), близких к декадентской поэзии, отражено трагическое восприятие жизни. В сборнике «Поля в бреду» (1893) В. отображал социальные процессы, стремясь осмыслить поглощение капиталистическим городом патриархальной деревни. В сборнике «Города-спруты» (1895) образ города дан как средоточие социальных контрастов. В. воспел народное восстание и революционный гнев как созидательную силу. Пьеса «Зори» (1898, русский перевод 1907) ‒ наиболее яркое произведение В.-драматурга, выражающее мечту о братстве трудящихся всех стран, о социальной революции.

    В сборниках «Лики жизни» (1899), «Буйные силы» (1902), «Многообразное сияние» (1906), «Державные ритмы» (1910) В. стремился воплотить в стихе всё многообразие человеческой созидательной деятельности, воспевал творчество, любовь, дерзание. Во время 1-й мировой войны В. писал патриотические стихи с элементами национализма (сборник «Алые крылья войны», 1916).

    В. ‒ автор критических работ о великих художниках (о Х. Рембрандте, 1904; П. Рубенсе, 1910) и писателях (У. Шекспире, Ж. Расине, В. Гюго), о французских и бельгийских символистах. В России сборники стихов В. выходили с 1906 («Стихи о современности») в переводе А. А. Блока, В. Я. Брюсова, М. А. Волошина, Г. А. Шенгели и др.

    Соч.: CEuvres, t. 1‒11, P., 1912‒33: в рус. пер. ‒ Драмы и проза, М., 1936; Избранное. Вступ. ст. Н. Рыковой, М., 195.).

    Лит.: Луначарский А. В., О театре и драматургии, т. 1, М., 1958, с. 227‒28, 765; Centenaire de Verhaeren, Brux., 1955; Emile Verhaeren. Poete et prophéte du monde moderne, «Rencontres» (La Louviére), 1966, № 4 (спец. №); Culot J.-M., Bibliographie de E. Verhaeren, Brux., 1954.

    М. Н. Ваксмахер.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедия Кольера

    (Verhaeren, Emile)

    (1855-1916), бельгийский поэт и драматург. Родился 21 мая 1855 в городе Сент-Аман, близ Антверпена. Изучал право и был допущен к судебной практике в 1881, но вскоре решил посвятить себя литературе. Первые стихи Верхарна отличались парнасской отточенностью формы, хотя сюжеты он избирал далеко не классические, предпочитая изображать насыщенные жизнью "фламандские" сельские сцены (цикл Фламандки - Les Flamandes, 1883) или же пылкое благочестие средневековых подвижников (Монахи - Les Moines, 1886). В 1900 он пишет драму Монастырь (Le Clotre), в которой пытается осовременить средневековый идеал монашеской жизни. Сборники Вечера (Les Soires, 1887), Крушения (Les Dbcles, 1888) и Черные факелы (Les Flambeaux noirs, 1890) образуют трилогию о трагичности человеческого существования. Зато следующий сборник, Представшие на моих путях (Les Apparus dans mes chemins, 1891), кончается на оптимистической ноте, призывая человека сохранять мужество. Циклы Поля в бреду (Les Campagnes hallucines, 1893), Призрачные деревни (Les Villages illusoires, 1894) и Города-спруты (Les Villes tentaculaires, 1895) составляют еще одну, социальную трилогию, прославляющую энергию человеческого труда. Ранние часы (Les Heures claires, 1891), Послеполуденные часы (Les Heures d'aprs-midi, 1905) и Вечерние часы (Les Heures du soir, 1911) - стихи о любви, и им свойственна та же острота переживания жизни, что привлекает в ранних стихах Верхарна. Сборники Лики жизни (Les Visages de la vie, 1899), Буйные силы (Les Forces tumultueuses, 1902), Многоцветное сияние (La multiple splendeur, 1906), Державные ритмы (Les Rythmes souverains, 1910), Алые крылья войны (Les Ailes rouges de la guerre, 1916) в значительной степени дидактичны, они отражают веру Верхарна в небесполезность человеческих усилий. Верхарн погиб в железнодорожной катастрофе в Руане 27 ноября 1916.

    ЛИТЕРАТУРА

    Верхарн Э. Драмы и проза. М., 1936 Верхарн Э. Избранное. М., 1955 Верхарн Э. Стихи. М. - Л., 1961 Верхарн Э. Избранные стихотворения. М., 1984 Фрид Я.В. Эмиль Верхарн: Творческий путь поэта. М., 1985 Э.Верхарн: Биобиблиографический указатель. М., 1988

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    Верха́рн Эмиль

    (Verhaeren) (1855—1916), бельгийский поэт-символист (французский язык). В лирической трилогии (сборники «Вечера», 1888, «Крушения», 1888, «Чёрные факелы», 1891) — вселенский пессимизм, отчаяние, бессилие разума. В сборниках «Обезумевшие деревни» (1893), «Города-спруты» (1895) — осознание губительности для современной цивилизации социальных контрастов (в том числе город — деревня); мажорный урбанизм и социалистическая надежда в пьесе-утопии «Зори» (1898). Социальному героизму и доблести созидания (независимым от политических пристрастий) посвящены сборники «Буйные силы» (1902) и «Державные ритмы» (1910), в которых современная жизнь явлена в образах страсти, жажды обновления, протеста, гордости. Философская («Лики жизни», 1899) и интимная («Часы», 1898—1902) лирика.

    * * *

    ВЕРХАРН Эмиль

    ВЕРХА́РН (Verhaeren) Эмиль (1855 -1916), бельгийский поэт-символист(см. СИМВОЛИЗМ) (французский язык). В лирической трилогии (сборники «Вечера», 1888, «Крушения», 1888, «Черные факелы», 1891) — вселенский пессимизм, отчаяние, бессилие разума. В сборниках «Обезумевшие деревни» (1893), «Города-спруты» (1895) — осознание губительности для современной цивилизации социальных контрастов (в т. ч. город — деревня); одновременно возникает и мажорный урбанизм и социалистическая надежда (пьеса-утопия «Зори», 1898). Социальному героизму и доблести созидания (независимым от политических пристрастий) посвящены сборники «Буйные силы», (1902) и «Державные ритмы» (1910), в которых современная жизнь явлена в образах страсти, жажды обновления, изобретения, протеста, гордости сознания силы. Философская («Лики жизни», 1899) и интимная («Часы», 1898—1902), лирика.

  7. Источник: Энциклопедический словарь