Большая Советская энциклопедия

    (нем. Augsburgische Konfession, лат. Conressio Augustana)

    изложение основ лютеранства (См. Лютеранство) (в 28 статьях, на немецком и латинском языках), составленное с одобрения М. Лютера его ближайшим соратником Ф. Меланхтоном и представленное императору Карлу V на Аугсбургском рейхстаге 1530. Устанавливало обрядовую сторону лютеранского культа, принцип подчинения церкви светскому государю. А. и. отступало в некоторых формулировках от первоначальных взглядов Лютера (предусматривало введение церковную организации и др.), что отражало стремление руководителей лютеранского движения к компромиссу с католицизмом для совместной борьбы с анабаптистами (См. Анабаптисты) и сторонниками У. Цвингли. Отклонение А. и. Карлом V и рейхстагом послужило поводом к длительной борьбе между протестантскими и католическими князьями Германии, окончившейся Аугсбургским религиозным миром 1555 (См. Аугсбургский религиозный мир 1555).

    Источн.: Die Augsburgische Konfession, hrsg. von Th. Kolde, Gotha, 1896.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    АУГСБУРГСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ - изложение основ лютеранства, составленное Ф. Меланхтоном (1530).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедия Кольера

    (Confessio Augustana), самый ранний из официальных протестантских символов веры, до сих пор являющийся вероучительной нормой для лютеран. Оно было представлено протестантскими князьями и двумя свободными городами на Аугсбургском рейхстаге (Священной Римской империи германской нации) 25 июня 1530 в ответ на запрос императора Карла V, который надеялся примирить враждующие религиозные партии в Германии. Это обстоятельство, а также неудача Мартина Лютера и Хульдриха Цвингли, которые не смогли решить спорные вопросы на Марбургских собеседованиях (1529), обусловили некоторую примирительную тенденцию в отношении католичества и резкое неприятие радикального протестантизма. Тем не менее Карл V после рассмотрения текста Исповедания католическим теологами отклонил его. Автором Исповедания был теолог Меланхтон, в работе над текстом он консультировался с Лютером и другими богословами. Кроме того, он опирался на более ранние протестантские вероисповедные документы - Швабахские статьи (1529) и Торгауские статьи (1530). Вероположения Исповедания Меланхтон подробно развернул в Апологии Аугсбургского исповедания (окончательная редакция 1531), которая вошла в корпус лютеранских вероисповедных текстов. Первая часть Исповедания состоит из 21 короткой статьи, в которых обсуждаются основные вероучительные положения: вера в Бога, вера во Христа, грех, оправдание, христианская жизнь, церковь, служение, таинства, гражданское управление, свобода воли, вера и добрые дела, Страшный суд. Вторая часть, включающая 7 более пространных статей, посвящена критике злоупотреблений в церкви; верующие, исповедующие этот символ веры, должны их исправлять. Это статьи о причащении под двумя видами, о возможности брака для духовенства, о мессе, исповеди, посте, монашеских обетах и епископской власти.

    ЛИТЕРАТУРА

    Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    А́угсбургское испове́дание

    изложение основ лютеранства, составленное Ф. Меланхтоном (1530).

    * * *

    АУГСБУРГСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ

    А́УГСБУРГСКОЕ ИСПОВЕ́ДАНИЕ, изложение основ лютеранства(см. ЛЮТЕРАНСТВО), составленное Ф. Меланхтоном(см. МЕЛАНХТОН Филипп) (1530).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Советская историческая энциклопедия

    (нем. Augsburgische Konfession, лат. Confessio Augustana) - изложение основ лютеранства (в 28 ст., на нем. и лат. яз.), сост. с одобрения М. Лютера его ближайшим соратником Ф. Меланхтоном и представленное ими. Карлу V на Аугсбургском рейхстаге 1530. Устанавливало обрядовую сторону лютеранского культа, принцип подчинения церкви светскому государю (начало лютеранской церк. организации). Отражая вызванный крест. войной 1524-25 поворот Лютера в сторону княж. реакции, А. и. отступало в нек-рых формулировках от первонач. взглядов Лютера (введение церк. орг-ции, аргументация основывалась не только на Священном писании, но и на трудах "отцов церкви" и т. д.). Формулировки А. и. отражали стремление вождей лютеранства к компромиссу с католицизмом для совместной борьбы с анабаптистами и сторонниками У. Цвингли. Отклонение А. и. Карлом V и рейхстагом послужило поводом к длит. борьбе между протестантскими и католич. князьями Германии, окончившейся Аугсбургским религиозным миром 1555.

    Источн.: Die Augsburgische Konfession, hrsg. Th. Kolde, Gotha, 1896.

    Лит. см. при ст. Лютеранство.

    В. А. Ермолаев. Саратов.

  9. Источник: Советская историческая энциклопедия



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: